Чувственное познание осуществляется в непосредственном взаимодействии (взаимосвязи) субъекта и объекта познания Основные формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Ощущение – отражение отдельных сторон или признаков объективно существующих вещей. Это простейшая исходная форма чувственного познания. Выделяют пять типов ощущений соответственно пяти органам чувств: зрение (или зрительные ощущения), осязание, обоняние, слух, вкус. Формирование человеческой способности ощущать (как и воспринимать и представлять) не ограничивается биологическими характеристиками человека (его физиологией, генетикой и т.п.), а находится под влиянием разнообразных социокультурных факторов и условий, в которых живет и воспитывается человек, зависит и от его личностных характеристик, психологических состояний (а они, в свою очередь, зависят от социокультурных факторов в том числе). В этом смысле К. Маркс писал, что образование пяти внешних чувств – это работа всей до сих пор протекающей всемирной истории [См.: Из ранних произведений. – М., 1956. – С. 593-594]. Ощущение (как и восприятие, и представление) – это субъективный образ объективного мира. Содержание наших ощущений объективно, ибо они более-менее верно отражают свойства объектов. Но эти ощущения принадлежат отдельному конкретному человеку. Существуют индивидуальные различия в ощущении цвета, например, или в способности осязать, слышать... Субъективный идеализм не находит в ощущениях объективного содержания; субъективный идеалист вообще может объявить вещь «комплексом его ощущений», и только. Так считал, например, Джордж Беркли (XVII-XVIII вв.). Однако он осознавал, что его взгляды уж слишком расходятся со здравым смыслом и поэтому уточнял, что вещи, которые он видит своими глазами и касается своими руками, существуют реально. На основе ощущений строятся восприятия, т.е. целостные чувственные образы, возникающие при непосредственном взаимодействии органов чувств человека с объектами. Восприятие можно определить и как непосредственное чувственное отражение человеком объекта в его целостности (а ощущения отражают отдельные свойства объекта). Сама способность к восприятию у человека формируется не только биологически, но и исторически в процессе практической общественной деятельности, с использованием всего предшествующего культурного (а не только познавательного) опыта. Восприятие как бы синтезирует разрозненные различные типы ощущений; это нечто иное, нежели просто их совокупность. Восприятие не только целостно, но и включает в себя начало осмысления вещей. Современный английский философ Майкл Полани выразился так: глаз «видит» на картине даже отсутствующие детали, если они по смыслу подходят, а если некоторые детали не имеют смысла, то он их как будто не видит. М. Полани заметил личностную избирательность восприятия, его индивидуальную особенность, которую нельзя исключить. При нормальном состоянии органов чувств специфическое свойство человечески чувственного познания состоит в том, что отдельные ощущения не существуют обособленно друг от друга, т.е. вне целостного образного отражения.
|
Высшая форма чувственного познания – представление, т.е. способность запоминать ранее воспринятый целостный образ вещи, процесса и т.д. Сохраняя индивидуальное своеобразие вещи, представление содержит в себе момент обобщения, т.е. носит более обобщенный характер. Представляются прежде всего общие характерные черты вещи (объекта), насколько это возможно на чувственном уровне, конечно. Человеческие представления связаны с воображением и фантазией.
|
При всей объективности содержания форм чувственного познания, оно неизбежно субъективно и индивидуально, отсюда и существующее многообразие оценок и суждений (вспомним софистов). Чувственное познание имеет ограниченные возможности: оно фиксирует лишь явления, а не сущность, да и возможности наших органов чувств ограничены (вообще ограничены и в частности психологическим состоянием). Однако любой чувственный образ рационально «нагружен»: мы видим, слышим и т.д. сквозь призму наших воспоминаний, знаний, понятий. В чистом виде, вне рациональных форм, в нашем познании чувственность не присутствует. Чувственное познание является так или иначе осмысленным и не может быть обособлено от рационального. Это было ясно, например, И. Канту. Он утверждал, что нам никогда не дана обособленная чувственность, она всегда соединена с рациональными формами – с априорными формами пространства и времени. Помимо способности к ощущениям наша чувственность имеет так называемые «чистые» – априорные, т.е. совершенно независимые от всякого опыта формы, с помощью которых наши ощущения как бы упорядочиваются (или в эти формы ощущения как бы укладываются). Эти формы – пространство и время. Все вещи ориентированы в пространстве и во времени. Пространство и время у И. Канта (в отличие от понимания их в диалектическом материализме) это формы нашей чувственности («субъективные», человеческие пространство и время), хотя отчасти, все же, это и свойства вещей-самих-по-себе, находящихся вне нас. Поэтому И. Кант писал о чувственно-рассудочной способности человека. Всякое знание с опыта начинается, но не ограничивается им. Часть знаний порождается самой познавательной способностью человека и носит априорный (доопытный) характер. Природные предметы в ходе человеческой деятельности сообразовываются с человеческим познанием и его результатами (а до И. Канта считали, что наши познания должны сообразовываться с предметами).
|
Чувственное познание создает необходимые предпосылки получения знания. Однако не следует абсолютизировать его роли. В истории философии можно найти ученых, разделявших позицию, называемую «сенсуализм». Сенсуализм (от лат. «чувство», «ощущение») заключается в абсолютизации роли чувственного познания, в стремлении вывести все содержание знания из показаний органов чувств; т.е. чувственное познание рассматривается как единственный источник и средство достижения истины. К сенсуалистам можно отнести Эпикура, Т. Гоббса, Дж. Локка (последние два философа творили, в основном, в XVII в.), Д. Юма (XVIII в.), французских материалистов XVIII в., Л. Фейербаха (XIX в.). Классическая формула сенсуализма: нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах. Ж.О. де Ламетри (французский просветитель-материалист XVIII в.) писал: «Чувства – мои философы».
Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражается в мышлении (или основывается на способности логического мышления). Можно выделить два типа логического мышления (или два основных уровня мышления): рассудок и разум. Рассудок – это исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями осуществляется в рамках четко поставленной задачи, неизменной сложившейся схемы, жестких правил. Это способность строго последовательно и ясно рассуждать, строго систематизировать факты. Не следует абсолютизировать роль рассудка. Рассудок – это обыденное повседневное житейское мировоззрение, здравый смысл. Логика рассудка – это формальная логика, которая изучает структуру высказываний и доказательств, обращая основное внимание на форму «готового» знания, а не на его содержание. Разум же – это высший уровень рационального познания, для которого характерно прежде всего творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы. Только на этом уровне мышление может постигнуть сущность вещей, их законы и противоречия, адекватно выразить логику вещей в логике понятий. Разуму свойственна гибкость, он способен выходить за пределы, ограниченные познавательной задачей. Рассудок же дополняет разум, как бы выполняя рутинную нетворческую работу. Анализом особенностей рассудка и разума занимались в истории философии Н. Кузанский, И. Кант, Г. Гегель и другие. Так, например, И. Кант под рассудком понимая способность строить суждения, или способность судить о явлениях опыта посредством подведения их под категории. Про категории и суждения – чуть позже. Отметим пока, что с точки зрения И. Канта рассудок занимается нетворческой классификаторской работой на базе формальной логики. Отсутствие рассудка есть то, что называют глупостью, и против этого недостатка нет лекарства. Или у человека есть природная способность, называемая рассудок, или ее нет. Но в то же время, рассудок – это способность составлять обобщенные представления, т.е. получать новое знание. Мышление – процесс познавательной деятельности, для которой характерны создание обобщенных, опосредованных образов действительности. Если чувственное познание непосредственно, то мышление опосредовано чувственным познанием, опирается на опыт, в том числе и осмысленный ранее, осуществляется в теснейшей связи с языком, выполняющим функцию инструмента мышления, и речью, в которой мысль воплощается. Благодаря мышлению человек отвлекается от конкретного многообразия вещей, явлений, процессов и выявляет присущие им общие и существенные признаки.
Основные формы (или логические формы) мышления – понятие, суждение, умозаключение.
Рациональное познание проявляется прежде всего в форме понятия, которое отражает в мышлении общие, существенные, закономерные признаки, свойства, связи вещей, процессов, явлений. В.Г. Горбачев назвал понятия «скелетом мыслительного процесса», а С.Э. Крапивенский пишет, что понятия выступают в качестве клеток, из которых строится «организм» теории (теория – это система понятий). Можно привести и иначе сформулированное определение понятия: это мысленное отражение общих, существенных признаков вещи, или это мысль, в которой отражаются общие, существенные свойства, связи и отношения вещей. Общие свойства вещей в понятии отражаются в концентрированном, что ли, виде, как бы в «свернутом», выражаясь языком Н. Кузанского. Понятия – это результат обобщения и абстрагирования. Абстрагирование – от лат. «отвлечение» – отвлечение от несущественных, второстепенных свойств, характеристик вещи, изучаемого процесса и т.д. и выделение существенных. Абстрагирование – основа для обобщения. Обобщение – мысленное объединение однородных (сходных) вещей, процессов и т.п. в один общий класс объектов благодаря выделению у них общих признаков, черт, свойств и т.п.Вообще, способность к абстрагированию в зародыше содержится уже в представлении, которое является переходной формой к рациональному познанию. Формирование понятия является результатом длительного процесса изучения объекта или итогом определенного этапа познания. Основой образования понятий является научное познание и человеческая практика. Понятия – не застывшие формы, это гибкие, подвижные, взаимосвязанные, развивающиеся (обогащающиеся новым содержанием) формы. В противном случае они не будут в состоянии достоверно отражать развитие различных форм бытия. Наиболее общие понятия – это философские категории. Философские категории – это универсальные формы мысли, отображающие наиболее общие свойства, взаимосвязи, закономерности развития материальных и духовных явлений, вещей, процессов, событий.
Понятия имеют логическую структуру. В ней выделяют две стороны: 1) содержание понятия, 2) его объем. Содержание понятия – совокупность существенных признаков вещей, явлений и т.п., отраженных в данном понятии. Например, в содержание понятия «квадрат» входит совокупность двух существенных признаков – «быть прямоугольником» и «иметь равные стороны». Объем понятия – совокупность вещей, процессов и т.п., которые мыслятся в данном понятии. Объем понятия «дерево» – вся совокупность существующих деревьев. Объем понятия «береза» уже, чем объем понятия «дерево». Объем понятия «растение» шире, чем объем понятия «дерево». Существуют единичные понятия, в объем которых входит один предмет. Например, понятия «Мариуполь», «Т.Г. Шевченко». С увеличением содержания понятия уменьшается его объем. Объем понятия «преступление» шире, чем понятия «должностное преступление», зато содержание первого понятия уже, чем у второго (кроме признаков преступления как такового, необходимо перечислить признаки должностного преступления).
Отдельными понятиями люди не мыслят. Понятия в мысли логически связаны в суждения.
Суждение – это форма мышления (рационального познания), в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании вещей, явлений, процессов и т.п., о связях между вещью и ее свойствами, об отношении между вещами.
Как правило, суждения выражаются в виде повествовательных предложений, несущих определенную информацию.
Структура суждения:
1) субъект суждения (S) – понятие о предмете суждения;
2) предикат суждения (P) – это то, что говорится о субъекте (понятие о свойствах и отношениях субъекта);
3) связка – то, что соединяет S и P – слова «есть», «является», «это», «не есть», «не является» и т.п.; она может быть пропущена, но обязательно подразумеваться;
4) квантор – указатель на объем S – слова «все», «некоторые», «ни один», «только» и т.п. Тоже может быть пропущен, но подразумеваться.
Логическую структуру суждения можно выразить формулой: S есть P или S не есть P.
Примеры:
«Все (квантор) учебники (S) являются (связка) книгами (P).»
«Некоторые (квантор) числа (S) не являются (связка) четными (P).»
Любое суждение является либо истинным, либо ложным. Если то, о чем говорится в суждении, соответствует действительности, то суждение – истинное, а если не соответствует – то ложное. «Все грибы являются съедобными» – ложное суждение.
Интересно, что понятия служат исходным материалом для образования суждений; итогом же суждений также являются понятия, только уже конкретизированные, уточненные, наполненные новым содержанием.
Высшей формой логического мышления является умозаключение. Оно основано на логической связи суждений. Умозаключение – форма мышления, в которой из двух или более суждений (посылок) выводится новое суждение, называемое заключением, или выводом.
Пример простейшего умозаключения:
Все кражи – преступления.
Угон машины с целью завладения – кража.
Угон машины с целью завладения – преступление.
Все птицы – млекопитающие животные.
Все воробьи – птицы.
Все воробьи – млекопитающие животные.
(Учтите, что умозаключения тоже бывают ложными, например, когда хотя бы одна из посылок является ложной).
Все планеты – небесные тела.
Все сосны – деревья.
? (посылки не связаны и поэтому вывода нет.)
Умозаключения делятся на три группы: