...Жан Пиаже предпринял уникальный и оказавшийся очень влиятельным подход. Он решил, что поскольку интеллект подобно всем биологическим функциям является продуктом эволюционной адаптации, его удобнее всего объяснять с точки зрения биологической эволюции. Он решил, что мышление взрослого легче понять, изучая умственную деятельность от момента рождения и наблюдая за ее развитием и изменением в процессе адаптации к окружению.
Согласно Пиаже, в интеллектуальном росте действуют два главных принципа: адаптация и организация Интеллектуальный рост происходит в направлении повышения уровня адаптации, и разум работает так, чтобы все эффективнее реагировать на требования окружения. Адаптация - это двоякий процесс, состоящий из ассимиляции и аккомодации. Например, в поедании и переваривании яблока участвуют определенные биологические структуры и процессы - рот, зубы, желудок, пищеварительные соки, посредством которых мы принимаем яблоко внутрь и превращаем его в такую форму, которую может использовать наш организм. В некотором смысле наш организм ассимилировал внешний объект и превратил его в свое биологическое сырье. Пиаже полагал, что аналогичные явления происходят в мыслительной деятельности -а именно, что человек обладает мысленными структурами, которые воспринимают или ассимилируют внешние события и преобразуют их в мысленные события или мысли. Тогда если бы мы попытались съесть гораздо большее яблоко, нам пришлось бы изменить форму нашего рта и зубов, чтобы укусить его, а также изменить другие аспекты, нужные для его переваривания; чтобы справиться с проблемами, которые поставил перед нами этот новый объект, нам пришлось бы аккомодировать к нему свои биологические структуры. Сходным образом мы приспосабливаем свои мысленные структуры к новым и необычным аспектам мысленного окружения. Эти два процесса - ассимиляция и аккомодация - являют собой два комплиментарных аспекта общего процесса адаптации.
|
"(Второй общий принцип организация - касается адаптирующихся мысленных структур. Согласно Пиаже, разум структурируется, или организуется с возрастающей сложностью и степенью интеграции, причем первый, наиболее простой уровень- это схема,
*Название фрагмента дано составителями хрестоматии.
которая есть мысленная репрезентация некоторого действия (физического или мысленного), выполняемого над объектом. Для новорожденного сосание, хватание и смотрение - это схемы, то есть его способы познания мира и воздействия на мир...
Важнейший момент у Пиаже: знание есть действие. То, что вы знаете об объекте, в конечном счете определяет действия, которые вы можете над ним совершить. Для младенца знание определяется и ограничивается внешними моторными действиями вроде хватания или сосания. Однако с развитием эти схемы действия все более интериоризуются, т.е. они начинают совершаться в его голове как быстрые, короткозамкнутые мысленные последовательности.
Согласно Пиаже, в развитии интеллекта человека можно условно выделить четыре главных периода развития: сенсомоторная стадия (от рождения до 2 лет); дооперациональная стадия (от 2 до 7 лет); стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет) и стадия формальных операций (от 11 лет и подростковый период)...
|
Сенсомоторная стадия
Эта первая стадия включает в себя несколько этапов... На первом (рефлекторном) этапе действуют врожденные и непроизвольные реакции. На следующем этапе рефлекторные схемы переходят под произвольный контроль. Когда эти «первичные» схемы, такие как сосание, смотрение и хватание действительно интеркоординированы - т.е. когда младенец может не только одновременно посмотреть и схватить, но и может посмотреть на что-либо с целью схватить это - наступает следующий этап (вторичные схемы)...
Координирование таких средств и целей происходит на следующем этапе (третичные схемы), когда ребенок может проделывать с объектом несколько различных вещей (взять его, сжать, укусить), намереваясь достичь этим различных конечных результатов (бросить его во что-нибудь, покатать, сломать, сдавить).
Следующий и последний этап - это окончательная интеркоординация, в результате которой происходит качественный сдвиг в интеллектуальных действиях: схемы активируются отсутствующими объектами, то есть по памяти. (На более раннем этапе у ребенка была опознающая память, но не было воспроизводящей; он не мог активно воспроизводить схемы из головы.) Сенсомоторная стадия завершается процессом интериоризации...