Когнитивное развитие. Жан Пиаже




...Жан Пиаже предпринял уникальный и оказавшийся очень влиятельным подход. Он решил, что поскольку интеллект подобно всем биологическим функциям является продуктом эволюционной адаптации, его удобнее всего объяснять с точки зрения биологиче­ской эволюции. Он решил, что мышление взрослого легче понять, изучая умственную деятельность от момента рождения и наблюдая за ее развитием и изменением в процессе адаптации к окружению.

Согласно Пиаже, в интеллектуальном росте действуют два главных принципа: адаптация и организация Интеллектуальный рост происходит в направлении повышения уровня адаптации, и разум работает так, чтобы все эффективнее реагировать на тре­бования окружения. Адаптация - это двоякий процесс, состоящий из ассимиляции и аккомодации. Например, в поедании и переваривании яблока участвуют определенные биологические структуры и процессы - рот, зубы, желудок, пищеварительные соки, посред­ством которых мы принимаем яблоко внутрь и превращаем его в такую форму, которую может использовать наш организм. В неко­тором смысле наш организм ассимилировал внешний объект и превратил его в свое биологическое сырье. Пиаже полагал, что аналогичные явления происходят в мыслительной деятельности -а именно, что человек обладает мысленными структурами, которые воспринимают или ассимилируют внешние события и преобразуют их в мысленные события или мысли. Тогда если бы мы попытались съесть гораздо большее яблоко, нам пришлось бы изменить форму нашего рта и зубов, чтобы укусить его, а также изменить другие ас­пекты, нужные для его переваривания; чтобы справиться с про­блемами, которые поставил перед нами этот новый объект, нам пришлось бы аккомодировать к нему свои биологические структу­ры. Сходным образом мы приспосабливаем свои мысленные структуры к новым и необычным аспектам мысленного окружения. Эти два процесса - ассимиляция и аккомодация - являют собой два комплиментарных аспекта общего процесса адаптации.

"(Второй общий принцип организация - касается адаптирую­щихся мысленных структур. Согласно Пиаже, разум структурирует­ся, или организуется с возрастающей сложностью и степенью интеграции, причем первый, наиболее простой уровень- это схема,

*Название фрагмента дано составителями хрестоматии.

которая есть мысленная репрезентация некоторого действия (физического или мысленного), выполняемого над объектом. Для новорожденного сосание, хватание и смотрение - это схемы, то есть его способы познания мира и воздействия на мир...

Важнейший момент у Пиаже: знание есть действие. То, что вы знаете об объекте, в конечном счете определяет действия, ко­торые вы можете над ним совершить. Для младенца знание опре­деляется и ограничивается внешними моторными действиями вро­де хватания или сосания. Однако с развитием эти схемы действия все более интериоризуются, т.е. они начинают совершаться в его голове как быстрые, короткозамкнутые мысленные последователь­ности.

Согласно Пиаже, в развитии интеллекта человека можно ус­ловно выделить четыре главных периода развития: сенсомоторная стадия (от рождения до 2 лет); дооперациональная стадия (от 2 до 7 лет); стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет) и стадия формальных операций (от 11 лет и подростковый пери­од)...

Сенсомоторная стадия

Эта первая стадия включает в себя несколько этапов... На первом (рефлекторном) этапе действуют врожденные и непро­извольные реакции. На следующем этапе рефлекторные схемы переходят под произвольный контроль. Когда эти «первичные» схемы, такие как сосание, смотрение и хватание действительно интеркоординированы - т.е. когда младенец может не только одно­временно посмотреть и схватить, но и может посмотреть на что-либо с целью схватить это - наступает следующий этап (вторичные схемы)...

Координирование таких средств и целей происходит на сле­дующем этапе (третичные схемы), когда ребенок может проделы­вать с объектом несколько различных вещей (взять его, сжать, уку­сить), намереваясь достичь этим различных конечных результатов (бросить его во что-нибудь, покатать, сломать, сдавить).

Следующий и последний этап - это окончательная интеркоор­динация, в результате которой происходит качественный сдвиг в интеллектуальных действиях: схемы активируются отсутствую­щими объектами, то есть по памяти. (На более раннем этапе у ре­бенка была опознающая память, но не было воспроизводящей; он не мог активно воспроизводить схемы из головы.) Сенсомоторная стадия завершается процессом интериоризации...



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: