В теории рисков принято группировать инвесторов в зависимости от способности к риску следующим образом:
1. консервативные, т.е. для которых главной целью выступает надежность инвестиций, пусть даже ценой скромной отдачи.
2. умеренно консервативный – более склонны к риску, но предпочитают его ограничивать. Их целью является защита инвестиций, т.е. обеспечение их низкого риска одновременно с высоким доходом. Этот тип инвесторов при формировании инвестиционного портфеля допускает вхождение в него ценных бумаг низкого качества.
3. Агрессивный – характеризуется лояльным отношением к риску. Риск включен в инвестиционную стратегию. Сама стратегия предполагает высокую доходность вложений, этим объясняется формирование портфеля ценных бумаг низкого и среднего качества.
5. опытные инвесторы – обладают большой практикой инвестирования, умеют прогнозировать коньюктуру фондового рынка, поэтому вложенные ими средства в проекты с высоким риском обеспечивают высокую доходность и стабильный рост капитала.
6. изощренные инвесторы (игроки) – не боятся жертвовать капиталом ради получения максимального дохода, формируют портфель спекулятивными ЦБ низкого качества с колеблющимся курсом.
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ТЕРРИТОРИЙ
При оценке рисков в расчет берутся характеристики инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности, которые обуславливают инвестиционную активность. В свою очередь инвестиционная активность является одной из характеристик инвекстиционного процесса. Инвестиционный климат характеризуется следующими факторами:
1. географическое положение;
2. обеспеченность природными ресурсами и их доступность;
|
3. состояние окружающей среды;
4. нормативно-правовое поле;
5. система льгот инвесторам;
6. экономическая стабильность данной территории;
7. состояние и развитие производственной и социальной инфраструктуры;
8. структурное разнообразие экономики;
9. взаимодействие органов управления с предприятиями;
10. уровень развития культуры и образования населения;
11. информационное и коммуникационное поле;
12. социально-политическая стабильность.
Все факторы можно условно разделить на три группы:
- неизменяемые (1,2)
- медленно изменяемые (3,10,9,12)
- быстро изменяемые (9,5,7,11).
Данная классификация позволяет разработать систему мер по улучшению инвестиционного климата посредством воздействия в первую очередь на 3 группу факторов.
ФОНДЫРИСКОВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ
Фонд рискового финансирования формируется и управляется рисковыми компаниями.
Создаются и ориентируются на финансирование наукоемких и высокорискованных проектов, т.е. осуществляя финансирование.
Партнерство создается посредством подписки в фонд. Члены партнерства – инвесторы, которые уже участвуют в управлении ондом. Рисковые капиталисты обычно вносят 1% первоначального капитала, но несут полную ответственность за управление фондом, получая за это ежегодную плату в размере 2% от стоимости портфеля.
После подписки начинается размещение средств фонда, которое происходит на конкурсной основе. Венчуры, которые становятся победителями в конкурсе полностью финансируются для реализации проекта. Если деятельность венчура успешна и его акции начинают котироваться на фондовом рынке, то фонд начинает их реализацию.
|
Вырученные средства распределяются следующим образом:
20% рисковым капиталистам, 80% - партнерам в зависимости от вложенной суммы.
РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНА
1) Структура бизнес-плана
2) Характеристика разделов бизнес-плана
2.1 Резюме проекта
2.2 Описание предприятия
2.3 Характеристика проекта
2.4 Описание продукции (услуги)
2.5 анализ рынка сбыта
2.6 Производственный план
2.7 Маркетинговый план (план сбыта)
2.8 Оценка риска и страхование
2.9 Финансовый план
2.11 Анализ чувствительности проекта
1) Характеристика БП
Типовая структура БП включает от 10 до 14 разделов. Она зависит от цели проекта и от его величины.
БП обязан включать полное описание проекта, дает характеристику совокупности ресурсов, необходимых для реализации проекта и эффективности их использования.
Цели составления БП:
- разработка стратегии и направлений развития предприятия
- получение заемных средств для реализации проекта.
В зависимости от поставленной цели формируется структура БП, если поставлена 1 цель, то задача состоит в детальной проработке всех направлений развития предприятия и выбор оптимального. Если ставится 2 цель, то задача состоит в том, чтобы убедить инвестора в финансировании данного проекта. В этом случае необходимо подробно представить все возможности предприятия в реализации проекта и убедить инвестора в возможности предприятия возвратить вложенные средства. В этой связи в БП необходимо дать полную характеристику всего имущества предприятия, дать аналитическую оценку его финансового состояния. Наиболее значимыми разделами БП является производственный план, анализ рынка сбыта, финансовый план.
|
В анализе рынка необходимо обосновать возможность реализации всей намеченной к выпуску продукции (услуги). Вся описательная часть БП должна подтверждаться документами, т.е. в приложении к БП должны находится учредительные документы, документы, подтверждающие право собственности финансового состояния предприятия. Обычно в приложении должен находится заверенный баланс предприятия за предшествующий период.
2. Характеристика разделов БП
2.1 Резюме
Резюме предполагает краткую характеристику проекта, не более 1-2 стр.
Резюме обычно составляется на основе готового БП. Ориентировочно в резюме необходимо отражать следующие позиции: цель проекта, его суть, потенциальная эффективность, возможность реализации проекта в конкретных рыночных условиях. Дается краткая характеристика инициатора проекта, указывается сумма и источники инвестиций, график возврата инвестиций, если они заемные.
Если проект решает социальные задачи, то обязательно отражаются эти направления (создание рабочих мести, увеличение ЗП, квалификации), отражаются показатели эффективности проекта. Кроме того указывается бюджетная эффективность, которая представляет собой суммы налоговых отчислений и платежей в бюджеты всех уровней.
2.2) Описание предприятия
В этом разделе дается подробная информация о предприятии инициаторе проекта:
- юридический статус и правовые основы ведения деятельности (организационно-правовая форма, дата регистрации, № регистрационного свидетельства, наименование органа зарегистрировавшего предприятие;
- размер и полнота внесения уставного капитала, основные учредители, их доли;
- банковские реквизиты;
- юридический и почтовый статус (особенности занимаемого помещения, близость транспортных магистралей, потребители);
- наличие в производстве материальной базы (характеристика зданий, сооружений, оборудование, его износ);
- среднесписочная численность предприятии на последнюю дату;
- основные сведения о руководящих сотрудниках предприятия (директор, его заместители, гл.бухгалтер (образование, опыт работы, достижения));
- сфера деятельности предприятия: виды выпускаемой продукции, услуг, объем производства и реализации всего и в том числе по номенклатуре в стоимостном и натуральном выражении;
- предшествующая сфера и направления деятельности предприятия, кредитная история, положение дел в настоящий момент;
- данные, отражающие финансовое состояние предприятия (дается аналитическая характеристика баланса за предшествующий отчетный период);
- характеристика проекта, главные цели и задачи деятельности предприятия, цели и задачи проекта, состав его конкретных мероприятий, степень реализации проекта на момент составления БП, время и взаимосвязь главных событий направленных на реализацию проекта. Эти вопросы находят отражение в календарном плане. Оценить возможные сбои и с учетом их откорректировать план. Если на проект воздействуют сезонные факторы, то их необходимо указать и отразить их влияние на реализацию плана.
2.4) Описание продукции (услуги)
В этом разделе необходимо дать полную характеристику продукции, услуги, которая будет производится в результате реализации проекта.
Основные черты товара, потребности, которые он будет удовлетворять, необходимо указать оригинальные и уникальные черты, делающие товар конкурентоспособным, следует указать и его слабые стороны. Дается описание дизайна, упаковки, сервиса. Указывается примерная цена и ожидаемая норма прибыли. Дается прогноз продаж. Указывается наличие и необходимость в получении лицензии на производство новых товаров, приводятся патенты, авторские прав, защищающие данный товар.
2.5) Анализ рынка
Цель раздела предоставить доказательства конкурентоспособности, возможности реализации производимого объема.
Основные элементы анализа:
- потребители продукции: какая группа покупателей заинтересована в данном товаре, элементы спроса. Если имеются предварительные договоры на поставку товара, то их необходимо приложить к БП.
- характеристика рынка сбыта: необходимо произвести его сегментирование и описать, почему данный сегмент является наиболее перспективным для товара.
- емкость рынка: степень насыщенности, потенциал роста, доля данного предприятия. Для оценки конкурентоспособности рекомендуется представить информацию в следующей таблице.
Сравнительная характеристика позиций фирмы и конкурентов
область сравнения | конкурент 1 | конкурент 2 | конкурент 3 | наше предприятие |
1. товар | ||||
1.1 качество | ||||
1.2 технико-экономические показатели | ||||
1.3 гарантийный срок | ||||
2. цены | ||||
2.1 розничная цена | ||||
2.2 скидки | ||||
2.3 рассрочка | ||||
3. сбыт | ||||
3.1 форма сбыта | ||||
3.2 сервис | ||||
4. реклама | ||||
4.1 ТВ | ||||
4.2 газеты |
В этом разделе следует обосновать ценовую стратегию и отразить, что является основной областью конкуренции (цена, качество, сервис, имидж).
2.6) Производственный план
Главная задача этого раздела – доказать что предприятие способно производить и сбывать планируемый объем продукции. Полезным в этом разделе является отражение производственных потоков в виде схем. планирование объема выпуска продукции должно осуществляться на основе расчета точки безубыточности. Кроме того в этом разделе необходимо отразить имеющиеся производственные мощности, в каком техническом состоянии они находятся, потребность в оборудовании для производства пародукции, где и на каких условиях планируется его приобретение, где и как оно будет размещено, дается характеристика оборудования и потребляемые ресурсы. Указывается кто будет монтировать оборудование, отражаются возможности снабжения теплом, электроэнергией, водой, т.е. дается описание имеющихся коммуникаций. Указываются необходимы ли разрешения от СЭС, и экологических служб. Дается описание требуемого сырья, материалов,омплектующих.
Если предполагается создать непроизводственное предприятие, а торговое или сервисное, то в данном разделе описываются процедура закупки партий товаров, контроль за уровнем товарных запасов и план складских помещений.
2.7) Организационный план
Данный раздел включает в себя следующую информацию:
- кадровое обеспечение предприятия, перечень имеющихся специалистов, их квалификация, опыт.
- определение численности персонала, требования к квалификации сотрудников, структура управления предприятием.
- существующая или предлагаемая условия найма, форма ЗП.
- условия труда и их соответствие нормам законодательства.
- обучение персонала: в каком количестве в какие сроки и расходы на обучение сотрудников.
2.8) Маркетинговый план
В данном разделе дается информация о схеме продаж продукции, методах определения цены, методах проведения рекламных кампаний.
Необходимо отразить следующую информацию:
- определение способов продаж товаров, организация транспортировки, наличие собственной торговой сети, представителей.
- особенности товара или услуг которые имспользуются для стимулирования продаж.
- проблемы сезонности продаж и пути их решения.
- формы и сроки оплаты продукции.
- правильность выбранной ценовой стратегии.
- схемы предоставляемых скидок.
- реклама, участие в торговых ярмарках, выставках, реклама в СМИ.
- расходы на рекламу.
2.9) Оценка риска и страхование
Необходимо рассмотреть влияние на проект следующих рисков:
- риск нарушения сроков регистрации и лицензирования предприятия
- срыв графика проведения подготовительных работ
- риск поставки некачественного сырья
- риск нехватки денежных средств
- риск изменения курса национальной валюты
- риск снижения цен из-за действий конкурентов
- форс-мажорные обстоятельства.
Снизить степень влияния указанных рисков можно посредством использования страхования, либо профилактики рисков.
2.10) Финансовый план
1. определение выручки
показатель | единицы измерения | 1-ый год | итого за 1 год | итого за 2 год | |||
1. Объем производства | |||||||
А | |||||||
Б | |||||||
В | |||||||
2. Цена продукции | |||||||
А | |||||||
Б | |||||||
В | |||||||
3. Выручка | |||||||
А | |||||||
Б | |||||||
В | |||||||
4 итого выручка от реализации |
2. расчет планируемой прибыли от реализации продукции
Для этого составляется отчет о прибылях и убытках
показатели | 1 год | итого за 1 год | итого за 2 год | |||
выручка от реализации продукции | ||||||
НДС, акцизы | ||||||
чистый объем продаж | ||||||
переменные затраты | ||||||
постоянные затраты | ||||||
итого затраты | ||||||
валовая прибыль | ||||||
налог на прибыль | ||||||
чистая прибыль |
В данном разделе оценивается эффективность предлагаемого проекта. На основе рассчитанных показателей делается вывод о целесообразности реализации предлагаемого проекта. Кроме того если предполагается получение кредита, то необходимо составить график погашения.
показатели | 1 год | итого за 1 год | итого за 2 год | |||
чистая прибыль | ||||||
чистая прибыль с нарастающим итогом | ||||||
сумма долга(кредита) | ||||||
погашение основной суммы долга | ||||||
погашение % по кредиты |
2.11) Анализ чувствительности проекта
Под чувствительностью проекта понимается минимальное значение его показателей, при которых сохраняется его эффективность.
А под устойчивостью понимается сохранение показателей эффективности проекта в различных ситуациях.
Кроме того БП содержит различные приложения в качестве которых могут быть:
- подробные технические характеристики и фотографии продукта
- гарантийные письма и контракты с поставщиками и подрядчиками
- договоры аренды
- заключение служб госнадзора по вопросам экологии.