Целью нашего исследования является изучение различий в особенностях ценностно-смысловой сферы личности наркозависимых, проходящих реабилитацию по программе «12 шагов» и по религиозной программе «Источник».
Этапы исследования:
1. Подобрать диагностический инструментарий исследования
2. Провести диагностику на выборках наркозависимых
3. Провести анализ и интерпретацию результатов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научные подходы к проблеме психической зависимости при наркомании; раскрыть проблемы использования реабилитационных технологий в России; дать общую характеристику религиозных методов помощи наркозависимым.
2. Провести сравнительный анализ различий в ценностно-смысловой сфере личности наркозависимых в следующих группах:
1) наркозависимые, проходящие реабилитацию сроком 1 год, разных типов программ (12шагов, религиозная «Источник»)
2) наркозависимые, проходящие реабилитацию сроком 3 года, разных типов программ (12шагов, религиозная «Источник»)
3) наркозависимые, проходящие реабилитацию по программе 12 шагов, сроками ремиссии 1 и 3 года.
4) наркозависимые, проходящие реабилитацию по программе «Источник», сроками ремиссии 1 и 3 года.
Объект – наркозависимые, проходящие реабилитацию.
Предмет исследования – ценностно-смысловые характеристики личности наркозависимых в связи с типом реабилитационной программы.
На начальном этапе исследования мы сделали теоретическое предположение о разном уровне личностного развития наркозависимых, проходящих реабилитацию и лечение по различным программам в зависимости от их отношения к своей жизни.
Основными отличительными чертами здоровой личности, имеющей четкие представления о смысле жизни, по нашему мнению, являются:
|
- Свобода выбора - умение осуществлять свой жизненный выбор по своему желанию;
- Жизнерадостность и энергичность в повседневной жизни;
- Достижение значительного успеха в деятельности, поскольку она служит для них объектом самовыражения;
- Стремление к самопознанию, выражения своих личных возможностей;
- Целостное восприятие мира;
- Внутренняя гармония, богатый внутренний мир и многое другое.
Все это характеризует высокий уровень самосовершенствования личности. Поэтому в основу исследования мы положили измерение уровня осознанности жизни наркозависимых на стадии реабилитации и предположили, что наркозависимые, проходящие реабилитацию по программе «12 шагов», обнаруживают более выраженные характеристики ценностно-смысловой сферы личности, чем наркозависимые, проходящие реабилитацию по религиозной программе «Источник» (в частности, более высокий уровень осознанности жизни, интернальный локус контроля). Данное предположение является основной гипотезой нашего исследования.
Выборка исследования: 40 наркозависимых, из них 20 человек проходят реабилитацию по программе «12 шагов» (10 человек находятся в программе 1 год и 10 человек находятся в программе более 3 лет), а вторая группа проходит реабилитацию по религиозной программе «Источник» (также 20 человек, из них 10 человек находятся в программе 1 год и 10 человек находятся в программе более 3 лет).
Базы исследования: ООО «Вершина-Пермь», Реабилитационный центр для наркозависимых по программе «12 шагов» (Пермский край, поселок Култаево, ул. Романа Кашина 113, РЦ «Вершина-Пермь»). Автономная некоммерческая организация «Руки помощи» при Христианском Центре Милосердия в церкви (Пермский край, поселок Верхняя Качка).
|
Была составлена следующая выборка:
- возрастная граница группы составляла 20-30 лет,
- обследуемые были мужского пола;
- наркотическая зависимость членов группы варьировалась от одного года и до шести лет;
- знакомство с наркотиками впервые сделано в референтной группе;
- на обследование согласились добровольно.
Методы исследования
Для достижения цели и задач исследования были использованы следующие психодиагностические методики:
1. Тест осознанности жизни является адаптированной версией теста «Цель в жизни» Джеймса Крамба и Леонарда Махолика. Методика была разработана авторами на основе теории стремления к смыслу Виктора Франкла.
Впервые адаптация теста осмысленности жизни на русск5ом языке была выполнена К.Муздыбаевым. Вторая версия теста разработана и адаптирована Д.А.Леонтьевым. Версия К.Муздыбаева была взята за основу и видоизменена по следующим трем пунктам:
1) были изменены и упрощены формулировки ряда пунктов с сохранением их общего смысла;
2) вместо общего начала предложения с двумя вариантами окончания формировалась пара целостных альтернативных предложений с одинаковым началом;
3) асимметричная шкала градаций от 1 до 7 была заменена симметричной шкалой 3 2 1 0 1 2 3 [17, с. 118].
Мы оценивали показатели по следующим субшкалам, которые характеризуют:
|
1. Цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне ОЖ будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектёра, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам СЖО.
2. Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы по этой шкале –признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущее.
3. Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придать смысл остатку жизни. Низкие баллы – неудовлетворенность прожитой частью жизни.
4. Локус контроля-Я (Я – хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Низкие баллы – неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.
5. Локус контроля-Жизнь, или управляемость жизни. При высоких баллах – убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы –фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.
2. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича основана на прямом ранжировании списка ценностей.
Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и "философии жизни".
М. Рокич различает два класса ценностей:
- Терминальные - убеждения в том, что какая конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
- Инструментальные - убеждения в том, что некий образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства [17, с. 273].
3. Опросник УСК (уровень субъективного контроля над значимыми ситуациями в жизни) Дж. Роттера в адаптации Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, Л.М.Эткинда.
Выделение личностной характеристики, описывающей то, в какой степени человек ощущает себя активным субъектом собственной деятельности, а в какой – пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств, обосновано существующими эмпирическими исследованиями и может способствовать дальнейшему изучению широкого круга проблем общей и в особенности прикладной психологии личности.
Всего опросник УСК состоит из 44 пунктов.
Шкалы опросника:
1. Интернальность общая
2. Интернальность в достижениях
3. Интернальность в неудачах
4. Интернальность в семейных отношениях
5. Интернальность в производственных отношениях
6. Интернальность в межличностных отношениях
7. Интернальность в области здоровья.
Обработка результатов: по ключу.