С. П. КОРОЛЕВ и Ю. А. ГАГАРИН – СХОЖИЕ СУДЬБЫ 8 глава




Дальше больше. Он уже и управлял космическим кораблем, и выполнил целый комплекс научных исследований, чего конечно же не было. А раз солгав, вынужден был лгать и дальше. Только через 25 лет в печати было официально сообщено, и то в книге, что Ю. Гагарин коснулся земли, спускаясь на парашюте.

Одна ситуация сменялась другой. Росло недовольство Гагарина, которое зачастую выплескивалось резкими замечаниями в различных инстанциях о неудовлетворительном состоянии нашей космической программы, в категорических суждениях о руководстве.

А что начальство? Чтобы успокоить Гагарина и его товарищей, их осыпали почестями и ужесточали контроль за каждым их шагом. Это было легче, чем тратить силы на устранение замечаний. А к Гагарину шли обиженные властью. Шли к человеку, который в их глазах был почти богом, последней надеждой. Гагарин все лучше и лучше начинал понимать жизнь страны. Он помогал всем, кому мог, и, главное, не молчал. Его пробовали приструнить. Не помогло. Лишили практически зарубежных командировок. Он остался прежним. Тогда его лишили права летать на самолетах под предлогом заботы о его жизни. Но и тут он остался верен себе и своим идеалам. Ради государства можно было кое‑чем поступиться. Но не ради себя.

Ну а что С. П. Королев? Главный конструктор? Да, он пострадал от системы Сталина, но он понимал, что другой системы у нас в стране нет, и надо либо по– настоящему принимать правила игры, либо кануть в безвестность.

Он выбрал первое. И скорбел о Сталине потому, что разобрался в системе, нашел в ней свое место. А будущее после смерти Сталина несло неизвестность, необходимость ново драки за место под солнцем. Тем более что судимость с него к этому времени даже и не думали снимать. Это тревожило по– настоящему.

Прошло не так много времени, и С. Королев понял, что смена правителей сулит ему больше выгод, чем раньше. Судите сами. До 1953 года жизнь Королева постоянно омрачало присутствие немецких ученых и конструкторов, которые порой «утирали нос» Королеву и его команде, хотя и позволило присвоить многое из их трудов во славу приоритета советской науки.

С 1953 года процесс отъезда иностранных специалистов на Родину стал более активным, и к началу 1955 года уехал последний. Никто теперь даже морально не мог оспаривать у Королева первенство в космической программе.

К этому времени Королев стал твердо становиться на ноги. К 1956 году его ОКБ1 выделилось из института и стало самостоятельным. Королев даже получил в свое ведение опытный завод. Неудивительно, что Хрущев стал для Королева чуть ли не идеалом руководителя. Именно в этот период укрепляется единство Королева с руководителями нашей социалистической системы. Вот некоторые факты.

1953 год. Королев становится членом‑корреспондентом АН СССР без защиты, по совокупности достижений.

Королев становится членом ПСС.

1955 год. Королев оканчивает университет марксизма‑ленинизма.

1957 год. Королев реабилитирован.

1958 год. Появляется первый настоящий соперник – талантливый конструктор В. Челомей. В схватке этих двух гигантов в конечном итоге не выиграла, а проиграла наша космическая мощь. Зато восторжествовали идеи С. Королева.

Летом 1964 года, накануне решающих событий по снятию Н. Хрущева, Королева впервые отпускают за границу. Не бог весть куда – в Чехословакию для поправки здоровья. Сергей Павлович не чувствовал себя больным, и потому весь месяц провел в поездках по стране, посетил многие научные институты. Это был еще не 968 год, но демократические процессы в стране уже начались. Королев не мог их не заметить. А по возвращении в академии наук только и было разговоров о бунтарстве А. Сахарова. Вскоре был снят в результате переворота Н. Хрущев. Главная опора и поддержка Королева во всех начинаниях. Было над чем задуматься. Он понимал, что при новом партийном руководстве не будет иметь прежнего влияния на развитие ракетно‑космической отрасли. Предстоял новый чрезвычайно сложный период борьбы за победу своих идей, за новое влияние. И исход этой борьбы не обещал безоговорочной победы. Но Королев не мог и не хотел уступать кому– либо роль отца советской космонавтики, так как это было равносильно моральной, а может быть и реальной, смерти. А на такую роль уже претендовал в своих высказываниях Л. И. Брежнев. Нужно было искать новую опору, новую силу, способную поддержать его. И, похоже, он увидел эту силу в бунтарских кругах ученых, конструкторов, интеллигенции. Он принял свое решение и начал борьбу. Понимал ли он до конца, что ждет его в случае неудачи, сейчас трудно сказать. Но вот факты.

После запуска искусственного спутника Земли и полета Ю. Гагарина Королеву \под именем Сергеева\ разрешали каждый год в первых числах января или перед Новым Годом печатать большие итоговые статьи в газете «Правда». Он как бы получал разрядку своей безвестности. И Королев исправно восхвалял космическую науку в нашей стране, не забывая при этом упомянуть коммунистическую партию и советское правительство. Все соответствовало канонам времени.

Но вот в привычный срок, после чехословацкого отдыха, в январе 1965 года вышла его очередная статья. Но! В ней не было ни слова хвалы партии и правительству. Зато утверждалась великая роль науки, которая спасет мир. Удивительно даже как такая статья могла быть напечатана в тот период.

Можно представить, что означало для Королева такое поведение в те времена. Я уверен, что в КГБ на него тут же завели новое дело. Подобное поведение не прощалось даже таким как Королев.

Попытался он осуществить и другие шаги. Никогда ранее не контактировавший с коллегами по «тюремным шарашкам» и лагерям, Королев неожиданно стал активно участвовать в организации юбилея авиаконструктора С. М. Эгера, бывшего узника закрытого конструкторского бюро А. Туполева. Королев сам там работал несколько недель. Так вот на этом юбилее состоялась, первая и последняя с тех военных времен, встреча Туполева и Королева. Но, как вспоминает в своих мемуарах Эгер, разговора у них не получилось.

В это же время, никогда не отличавшийся активностью на партийном поприще, С. Королев проявил серьезнейшую заинтересованность к возможности быть избранным делегатом на предстоящий съезд партии в марте 1966 года.

В конце 1965 года Королев говорил Б. Стечкину \по свидетельству в прессе В. Бурдакова\:» Чувствую, что очень многим мешать стал». Конструктор Стечкин считал, что Россию спасать не надо. Она сама себя спасет. Королев был не согласен – Россию спасать надо. Но он не видел силы, которая могла бы это сделать.

Вообще, 1964–1965 годы были временем мучительных поисков выхода С. П. Королевым из создавшейся ситуации. Но окончательного решения он так и не нашел. А может быть, не успел.

1965 год – последний год жизни С. П. Королева, и он же самый неудачный в его космической эпопее. Выход в открытый космос А. Леонова это скорее успех Г. И. Северина – разработчика скафандров. «Восход» ведь уже был испытан в космическом полете. А почти все остальные старты и полеты были неудачными. Попытка взять под свой полный контроль разработки В. Челомея провалилась. Значительно ухудшились, и без того натянутые, отношения с Глушко из‑за разных подходов к разработке тяжелого ракетоносителя. Можно только представить как «воспитывали» Королева на всех уровнях руководства. А в конце года Королеву пришлось выдержать тяжелейшее испытание – умер его ближайший помощник и друг Л. В. Воскресенский. Обрушилась еще одна надежная опора.

И все‑таки 5 января 1966 года очередная статья Сергеева в «Правде» вновь не содержала ни одного упоминания о партии и советском правительстве. Трудно сказать, откуда это шло. От упрямства или безысходности, которой Королев был подвержен еще в период лагерного заточения. Тогда, по воспоминаниям его товарищей, он постоянно твердил: «Придут и хлопнут без некролога».

В середине декабря 1965 года после командировки на Байконур, у Королева случилось небольшое кровотечение из прямой кишки. Обследование выявило небольшой полип и в январе ему предложили небольшую операцию.

Накануне своей операции С. П. Королев похоронил своего лучшего друга и преданнейшего соратника Л.А. Воскресенского.

4 января 1966 года, перед тем как лечь на операцию, он сказал жене: «Если со мной что случится, прошу тебя, не живи в этом доме». Жена успокоила его, но 14 января Сергей Павлович умер на операционном столе.

Операцию ученому такого высокого уровня проводил дежурный врач. Анестезиологом работал практикант. Когда пошло сильное кровотечение и Королев стал задыхаться, хирург не смог вставить дыхательную трубку в трахею Королеву. Светила медицины появились уже после того, как сложилась критическая ситуация. Но было уже поздно.

Если бы операция прошла удачно, то вполне возможно, что Королев нашел бы поддержку в лице Ю. Гагарина. Именно в 1965 году их встречи стали более частыми, разговоры более откровенными, хотя мнения не всегда совпадали. Каждый служил своему ведомству.

После смерти С. П. Королева последовала смерть в космосе В. Комарова. Все из‑за той же неподготовленности и спешки по престижным мотивам. В открытой печати от имени Ю. Гагарина продолжали обманывать народ, и он стал вовсе не сдержан и обличителен в разговорах с высшими руководителями страны. Н. Каманин признавался одному из своих коллег: «После очередной встречи в Кремле ко мне подошел секретарь ЦК Пономарев и предупредил, что, если Гагарин не утихомирится, то его звезда быстро закатится». Что могли означать такие слова в ту пору, сейчас уже известно из многих примеров. Поэтому приведу лишь одно свидетельство академика С. Белоцерковского: «В одну из встреч с Анной Тимофеевной, матерью Гагарина, когда мы остались наедине, она вдруг спрашивает».

– Что, Юру убили?

– Почему вы так думаете? – удивился я.

– Однажды он мне сказал:»Мама, я боюсь!». Чего мог бояться Ю. Гагарин?

После гибели В. Комарова Гагарину запретили не только подготовку к космическому полету, но и полеты на самолетах. Он стал практически не выездным. Он – Гагарин! Любимец всех народов мира!

К началу 1968 года начала складываться и другая ситуация. Гагарин завершил учебу в академии, и перед ним открывалось широкое поле деятельности. Дальше сдерживать его служебную карьеру было просто невозможно.

К тому же, в начале января 1968 года Гагарин получил личное приглашение от Генерального Секретаря ООН прибыть в апреле на юбилейную Генеральную Ассамблею ООН и выступить там с докладом. «Не выездной» получал такую трибуну, с которой его услышал бы весь мир. Нужно было решать – доверять ли Гагарину, или принять какие– то меры по недопущению его на ассамблею. И вот тут вдруг срочно, после долгого запрета, Гагарину разрешили полеты на самолетах.

Повторюсь. По мнению летчиков авиационного полка при Центре подготовки космонавтов, Гагарин был летчиком обычных способностей. После года службы в истребительном полку лейтенантом он не имел большой летной практики. Следовательно, на нем сказывались большие перерывы в полетах. Но и мировая известность тоже что‑то значила. Гагарин не мог уронить свой авторитет. Он должен был доказать всем, что он способен на многое. Несколько полетов с инструктором и вот уже 27 марта он вылетел на спарке с командиром полка для последней проверки перед самостоятельным вылетом.

И тут начинается множество недоразумений, которые не нашли своего разрешения и по сей день.

На такую спарку не вешают подвесные баки, если самолет идет на выполнение фигур высшего пилотажа. Баки на самолете были.

В этот день отказала радиолокационная система слежения в самый момент полета Гагарина.

В зоне или рядом находились не один, как ранее утверждалось, а два самолета. А вывод комиссии по расследованию катастрофы гласит, что одной из причин аварии могло быть резкое сваливание в штопор из‑за возможного столкновения с неизвестным объектом.

Аварийная ситуация произошла между двумя плотными слоями облачности, а неисправный высотомер завышал показания высоты. Летчики вроде вывели самолет из штопора, но им не хватило высоты и двух секунд времен. Отсюда и неявный вывод комиссии о том, что летчики не справились с управлением в сложной ситуации.

Не обязательно, что Гагарина хотели убить. Достаточно было напугать, свалить в штопор и положить в госпиталь на медобследование после чрезвычайной ситуации. Вариантов могло быть много. На ассамблею он мог бы и не успеть.

Как бы там ни было. Гагарин на сессию ООН не поехал. Руководители многих ведомств вздохнули свободно.

И все же. На мой взгляд, ближе всего к истине выводы после многолетнего расследования этой катастрофы Кузнецова Игоря Ивановича, полковника, много лет занимавшегося расследованием авиационных аварий катастроф.

Суть его версии состоит в том, что после последнего сеанса связи Серегин и Гагарин выполнили резкое пикирование с высоты 4200 метров до 2000 метров. Это маневр они выполнили, так как обнаружили незначительную разгерметизацию кабины по приборам. Вентиляционный кран в кабине Гагарина был приоткрыт. Инструкция в таких случаях требует от летчиков скорейшего снижения.

Скорость снижения была 145 метров в секунду, при допустимой – 50 метров в секунду. Приборов для контроля скорости снижения не было. Все по ощущениям.

Летчики потеряли сознание, а самолет после 2000 метров продолжал пикирование. Об этом говорит положение ног Серегина до момента касания с землей.

Почему кран был приоткрыт это уже другой вопрос. Мог остаться приоткрытым после предыдущего полета. А мог…вариантов снова много.

Только новое квалифицированное расследование той катастрофы может поставить все точки после вопросов. Остается только надеяться на то, что те, кто вправе принимать такие решения, смогут его принять.

А с Гагарина и Серегина снимут аргументировано обвинения в том, что они не справились с управлением самолета.

Так уж получается, что оба – и С. П. Королев и Ю. Гагарин предчувствовали, чем закончится их жизненный путь. А может быть знали?!

Я сам был членом КПСС, верил партии и скажу так. Для простого человека в те времена были открыты все пути – до получения высшего образования или хорошей профессиональной подготовки. Было бы желание и собственная работоспособность. До среднего уровня мог дорасти каждый. А вот дальше все зависело от уровня внешней поддержки и гибкости внутреннего мышления, способности к компромиссам. Такую поддержку могли дать семья \опыт предков и их связи\, новые покровители, которых надо было искать еще на стадии учебы. За поддержку требовалось платить преданностью.

Не будем говорить о гениях, хотя и их путь к успеху во многом определяется окружением, в котором они росли и воспитывались, поддержкой на разных этапах становления. Но гениев не так много. Остальные простые люди и их жизненный путь уже на 100 % зависит от их умения ориентироваться и адекватно приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни

Эту науку каждый осваивает самостоятельно. С разной степенью успеха.

Г. Титова могли отчислить из училища летчиков за вспыльчивость и прямолинейность в отстаивании своего мнения. Карьеру ему спас капитан Коротков, отстояв будущего космонавта. Хотя потом он сам сказал Титову: «Ты осел Титов, и если…». Титов принял и понял науку. Но не сразу.

ВТОРОЙ РАЗ Титов погорел со своим характером во время своего космического полета – честно докладывал о своем плохом самочувствии, чем вызвал недовольство Главного конструктора. Отношения на долгие годы испортились, хотя внешне все выглядело пристойно. Титов не стремился ни в какую команду, не получал званий и должностей, пока не решил резко изменить свою жизнь. Он поступил в академию Генштаба, и только после этого стал генерал‑полковником на высокой должности.

На своем жизненном пути каждый человек сам делает выбор. Иногда и не один раз. И Королев, и Гагарин, и Титов решали свои вопросы самостоятельно. Правильно или нет – у каждого человека может быть свое мнение на этот счет.

Жизнь продолжается, а Человечество развивается. Путь этого развития, как и у каждого человека в отдельности, может быть прямым или замысловатым. Но в любом варианте это путь вперед. Назад пути нет. Сзади дорога обрывается в пропасть. И самое главное на этом пути – ВЕРА! Вера в то, что мы идем правильной дорогой. С ошибками, преодолевая преграды, не всегда принимая верные решения. Но вперед! А когда уж совсем не в моготу – с божьей помощью, но снова поднимаемся и идем вперед. Мы должны увидеть, что ждет нас там – за горизонтом. И да поможет нам БОГ!

 

О ЗАВОЕВАНИИ ЛУНЫ

 

Подводя итоги десятилетия, нельзя не сказать более подробно и о Лунной программе нашей страны, которая долгое время была окутана самой большой тайной.

Американцы знали о ней в подробностях. Учтя свои предыдущие ошибки, они на сей раз сделали все, чтобы не пропустить нас вперед. И им это удалось в полной мере.

О полете на Луну мечтал еще С. П. Королев. Впрочем, так же, как и В. Н. Челомей. Но ближе к успеху был, пожалуй, Челомей. Только его не пустили на лунную дорогу. Разве чуть приоткрыли перед ним ворота, использовав для будущих космических полетов к Луне все тот же ракетоноситель «Протон» с дополнительным разгонным блоком.

Что представлял собой наш лунный корабль? Тот же «Союз», но с добавленным шаром. Он предназначался только для облета Луны. Далее нужно было, что то придумывать. Но не успели. Мечтали хотя бы в облете Луны опередить американцев. Тогда и их первая высадка человека на Луну не выглядела бы столь внушительно. Можно было бы говорить о нормальном соревновании в вопросах освоения космоса.

Американцы это понимали. И соревнование развернулось по‑настоящему. Только США шли к цели, практически не ограничивая себя в средствах. А наша программа изначально зависела от «успехов американцев». От этого зависели и денежные вливания в программу, которых было чрезвычайно мало.

Теоретическая подготовка космонавтов по лунной программе началась еще в 1965 году, а уже в январе 1967 года была отобрана первая группа для непосредственной подготовки к облету Луны. В разное время в нее входили: А. Леонов, П. Попович, П. Беляев, Б. Волынов, А. Воронов, Ю. Артюхин, Г. Добровольский, П. Климук, О. Макаров, Н. Рукавишников, Г. Гречко, В. Севастьянов, В. Волошин, В. Ершов, В. Быковский, Е. Хрунов.

Люди работали дружно, энергично, но с переменным успехом. Опять же в зависимости от результатов очередного испытания корабля в автоматическом режиме. И от успехов американцев.

Негативные плоды такого соревнования начали проявляться уже к началу 1967 года. Чтобы убедиться в этом, достаточно проследить за хронологией событий.

27 января 1967 года трое американцев сгорели на стартовой площадке в космическом корабле «Аполлон‑1». Атмосфера в корабле была чисто кислородной, что обусловило повышенную пожарную опасность. Но такое решение упрощало многие разработки, а, следовательно, и сокращало сроки.

Через два месяца в апреле 1967 года, завершая первый полет на космическом корабле «Союз», погиб наш В. Комаров. Весь комплекс «Союза» не был полностью отработан. Что‑то отработали по программе «Союз», что‑то по лунной программе.

8 марта и 8 апреля было сделано две попытки испытать ракетоноситель «Протон» с разгонным блоком, для определения возможности вывода корабля на лунную орбиту. Первая попытка прошла неудачно. Вместо разгона, из‑за перепутывания проводов, получилось торможение. Вторая попытка прошла успешно. Она и стала окончательным доводом к решению на полет В. Комарова.

Уже после гибели В. Комарова к делу подошли более серьезно. Хотя руководство страны так и не решило, какая программа приоритетнее‑пилотируемые полеты вокруг Земли или облет Луны, а после разработки носителя «Н1» и посадки на Луну. Работы и испытания шли параллельно по обеим программам. Силы распылялись.

Сначала в сентябре была сделана попытка осуществить автоматический полет лунного корабля по полной программе. Но через несколько секунд после старта ракета упала – в магистраль топлива попала резиновая заглушка.

В октябре два беспилотных «Союза» отработали стыковку на орбите в автоматическом режиме и совершили посадку на Земле.

В ноябре делается новая попытка полета к Луне в автоматическом режиме, и вновь неудача. Отказала вторая ступень ракетоносителя. Но на этот раз хотя бы успешно сработала система аварийного спасения. Однако отказали двигатели мягкой посадки спускаемого аппарата. При посадке удар был настолько сильным, что выдавило стекло иллюминатора. Космонавты воочию увидели, что может их ждать в случае неудачной посадки.

В том же ноябре 1967 года свою попытку осуществили американцы. За полтора года они с успехом отработали методику стыковки космических кораблей, что было очень важно для обеспечения посадки на Луну и возвращения. Теперь они запустили основной блок «Аполлон‑4» и в автоматическом режиме с помощью разгонного блока отправили его на орбиту вокруг Луны. Развивая успех, американцы в январе 1968 года запустили новый корабль на околоземную орбиту и испытали уже лунную кабину.

3 марта 1968 года в облет Луны отправили свой корабль и мы. Управляемого спуска при возвращении, правда, не получилось. Корабль по баллистической кривой приводнился в Гвинейском заливе. Полет обозвали «Зонд‑4».

Космонавты П. Попович и В. Севастьянов во время этого полета 6 суток находились в изолированном помещении Евпаторийского ЦУПа, и вели переговоры через ретранслятор «Зонда‑4». Американцы поначалу даже решили, что полет пилотируемый. Но потом разобрались и успокоились. А космонавты получили первый, хоть и тренировочный, опыт работы на лунной трассе.

Мы торопимся, и в апреле снова отправляем к Луне корабль в автоматическом режиме. И снова уже на старте срабатывает система аварийного спасения.

Зато у нас новая удача в программе орбитальный полетов кораблей «Союз».

Два новых беспилотных корабля после успешного старта совершили стыковку и приземлились.

Тут же и американцы отправили в облет Луны второй беспилотный корабль. Возвращаемый аппарат успешно приводнился в океане. Успех окрылил их, и они отказались от третьего подобного пуска.

Мы делаем новую лунную попытку в июне. И вновь неудача. Ракета взорвалась на старте. Но разве можно отступать? Новая попытка в сентябре. И вот он успех. Правда, снова вместо управляемого спуска получился баллистический, но зато все остальное по полной программе. Официально объявлено, что программа «Зонд» успешно отрабатывает элементы пилотируемого космического корабля для полетов к Луне. Казалось бы все. Еще один беспилотный пуск по полной программе к Луне и можно посылать человека.

Американцы не торопятся. Сначала запускают в октябре корабль «Аполлон‑7» уже с экипажем для отработки элементов корабля и получения навыков космонавтами. Успешно. Теперь им остался только пилотируемый полет к Луне.

Мы снова торопимся. В ноябре в полет отправляется «Зонд‑6» в автоматическом режиме по полной программе облета Луны и возвращения. И все было нормально до высоты 5километров при возвращении. Высотомер выдал команду на отстрел парашютной системы, как будто бы касание с Землей уже произошло. Спускаемый аппарат при приземлении сплющился.

К этому времени три экипажа наших космонавтов завершили свою подготовку и внимательно следили за результатами автоматического полета. Они понимали, что сейчас все решают уже не годы и месяцы, а дни. Они пишут коллективное письмо в Политбюро ЦК КПСС с просьбой разрешить им лететь к Луне немедленно, невзирая на аварию. Они обосновывали свое решение тем, что присутствие человека значительно повысит надежность полета и поможет избежать многих опасных ситуаций. В первых числах декабря 1968 года космонавты вылетели на космодром, и неделю ждали там решения на пуск. Но никто не решился взять ответственность на себя.

Американцы ответили просто. Запустили 21 декабря 1968 года корабль «Аполлон‑8» с экипажем, который совершил 10 оборотов вокруг Луны и успешно возвратился. Борьба за первенство в облете Луны закончилась.

В июле 1969 года американцы высадили на Луну человека, которым стал Нил Армстронг.

Казалось бы все. Можно остановиться и разобраться в сложившейся ситуации. Но нет. Наши ученые и конструкторы по инерции продолжали дорабатывать то, что не успели. Успешно запустили «Зонд‑7» по полной программе. И уже все сожалели о том, что этот пуск не состоялся по пилотируемой программе. На апрель 1970 года назначается пилотируемый пуск.

Геннадий Семенихин выпускает книгу «Космонавты живут на земле», в которой угадывается главный кандидат на полет А. Леонов.

Но контрольный пуск очередного «Зонда» в январе снова неудачен, и полет человека к Луне снова откладывается.

Снова контрольный пуск в октябре. Все нормально. Но высшее руководство страны уже приняло окончательное решение – лунная пилотируемая программа завершилась. Основными стали пилотируемые космические полеты вокруг Земли, а затем и по программе пилотируемых орбитальных станций.

Американцы тоже встали перед выбором – продолжать ли пилотируемые полеты на Луну? Гонять туда космические корабли, подвергать опасности экипажи астронавтов ради 2–3 десятков килограммов камней было накладно даже для США. А разработать действительно значимую научную программу исследования Луны не получалось.

Поэтому число запланированных полетов на Луну было сначала сокращено, а затем Лунная программа вообще была закрыта. Предстояло решить, что делать с оставшимися кораблями.

Так стали появляться планы и американской орбитальной станции, и предложения о совместном полете с советскими космонавтами, и предложения другим странам слетать их представителям в космос на американских космических кораблях.

Из этих предложений и стала вырисовываться перспектива космических полетов следующего десятилетия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: