Страничка «Танцевальная»




 

«Вальс»

Сегодня мы с вами будем слушать «Вальс» пьесу из «Детского альбома» П.Чайковского. Вальс означает «кружиться». Его танцуют плавно, кружась. Вальс произошел от народного крестьянского танца Германии и Австрии, но потом его стали слушать и танцевать и в других странах. По характеру вальсы бывают разные: медленные, спокойные, задумчивые, быстрые, веселые, праздничные. Бывают и взволнованные- порывистые, стремительные. Но бывает и так, что в одном танце- вальсе- могут быть выражены и грусть, и радость, и взволнованность.

А как вы будете танцевать вальс П.Чайковского вы ответите после того как его прослушаете (слушаем пьесу). Будем танцевать быстро, стремительно, взволнованно. В средней части характер вальса изменился. Вальсовость исчезла, если прислушаться, под эту музыку уже нельзя кружиться (под нее можно считать не до трех, а до двух). Эта музыка напоминает быстрое, суматошное движение, какую- то беготню. Быть может, на бал, где звучит этот вальс, приехал какой-нибудь знатный гость и все переполошились, засуетились. Но вот спокойствие восстановлено, и танец продолжается (слушаем пьесу повторно). Передаем характер танца в движении, сначала танцуют несколько пар, потом все вместе.

«Мазурка»

Сегодня мы с вами будем слушать «Мазурку» пьесу из «Детского альбома» П.Чайковского. Каждый танец имеет свое происхождение, свои особенности, проявляется в характере музыки и в характере танцевальных движений, например, вальс родом из Германии и Австрии, а полька - чешский танец. Вальс имеет трех дольный размер, под него можно считать до трех, а полька – двухдольный, под нее можно считать до двух. Вальс плавный, кружащий, а полька, отрывистая, подпрыгивающая. Сейчас вы услышите мазурку. Этот танец родом из Польши. Он возник как сельский, крестьянский танец, а потом распространился как бальный (слушаем пьесу).

Мазурка похожа на вальс тем, что она тоже трехдольная, Но в отличии от вальса, в котором основной акцент (ударение) приходится на счет «раз», в мазурке те звуки, что сильнее других приходятся на счет «два» и «три» такие акценты придают танцу отчетливость, горделивость. Педагог напевает мелодию, делая на счет «три» хлопки. В мелодии мазурок, в отличие от плавного, скользящего, вальса, часто встречаются отрывистые, легкие, полетные интонации, чередующиеся с плавными. Для мазурки характерна ритмическая фигура, которая называется пунктирный ритм. Этот ритм придает мазурке волевой, энергичный характер. Послушаем танец повторно и прохлопаем ритм. Как грациозна, красива, изящна эта музыка!

«Камаринская»

 

Какие вы знаете русские народные песни? «Во поле березка стояла», «Со вьюном я хожу» (хороводные песни), «Ах ты, котенька- коток», «Баю, баюшки-баю» (колыбельные)

«Ах вы, сени», «Из-под дуба» (плясовые песни).

Сегодня мы с вами будем слушать «Камаринскую» пьесу из «Детского альбома» П.Чайковского (слушаем пьесу). Какая пьеса по характеру? Веселая, задорная, с юмором, озорством, так можно сказать о русской плясовой. Композиторы записывали русские народные песни и исполняли их в своих произведениях. Они сочиняли к мелодиям аккомпанемент, похожий на тот, который звучал в народном исполнении. Народные песни обычно пелись под аккомпанемент русских народных инструментов- балалайки, гармошки, свирелей, волынки и других русских народных инструментов. Волынка- это инструмент, похожий на надутый воздухом мешок с отверстиями, в которые вставлены дудочки. Одна для низких звуков, другая- для исполнения мелодии. Низкие звуки на волынке все время повторяются.

П.Чайковский в своей «Камаринской» очень похоже передает звучание народных инструментов. Вначале мелодия напоминает звуки балалайки, а в аккомпанементе изображается монотонная волынка.

Тема плясовой при повторениях звучит немного по- разному, варьируется. Народные исполнители часто изменяли мелодию, и музыка П.Чайковского подражает звучанию народного оркестра. Когда мелодия появляется второй раз, она немного другая. Аккомпанемент похож на звучание гармошки. Потом мелодия как бы сжимается. Вместо нее звучат аккорды, похожие на игру гармони, в которых тема «Камаринской»все же узнается. В последней вариации мелодия снова похожа на звуки балалайки, а гармонь аккомпанирует ей.

Камаринская- это русская плясовая. Обычно ее начинают быстро, а потом все быстрее, веселее идет пляс. Педагог раздает детям ложки, бубны, трещотки и др. инструменты,

Делит детей и взрослых на две группы: 1 группа оркеструет пьесу; 2 группа пляшет, под музыку используя русские народные движения (по показу педагога)

Выражая в движениях веселье, удаль, задор русской пляски (слушаем пьесу повторно, танцуем, играем на рус. нар. инструментах)

«Полька»

Сегодня мы с вами будем слушать «Польку» пьесу из «Детского альбома» П.Чайковского (слушаем пьесу). Какая пьеса по характеру? Музыка задорная, отрывистая, подпрыгивающая, остренькая, легкая. Полька – это чешский народный танец. Название этого танца происходит от чешского слова «полька» - «полшага». Полька была распространена и как бальный танец.

Прислушайтесь внимательно, в середине пьесы музыка звучит тяжело, низко, громко, а в начале и в конце- легко, отрывисто, высоко. Можно представить себе, когда слушаешь эту пьесу, что ее танцует маленькая девочка в воздушном платьице и красивых туфельках, которые едва касаются пола, так умело и грациозно она движется. А в средней части, быть может, ее подхватил в танце какой ни- будь неуклюжий партнер- большой, смешной и неповоротливый. Потом мелодия поднимается из низкого регистра все выше и выше- снова танцует девочка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: