Послушаем пьесу еще раз и обыграем ее. (Ребенок надевает военный китель, за ним идут барабанщики и все игрушечное войско (дети и взрослые).




Путешествие по страницам «Детского альбома» П.И.Чайковского

Автор игры Ольга Качан МАДОУ ДСКН №8 г. Сосновоборска,

Красноярского края

Ведущая: Друзья, сегодня мы пригласили вас на встречу с творчеством великого русского композитора Петра Ильича Чайковского (слайд с портретом композитора).

А как вы думаете, почему называли так людей этой профессии? (ответы детей). Так стали называть очень давно сочинителей музыки. Скромное слово означает всего-навсего «составитель». Первые композиторы были одновременно и исполнителями, часто единственными. Вот как писали о композиторе П.И.Чайковском: «Его чарующие мелодии приходят к нам в детстве и остаются с нами на всю жизнь. Балеты «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро» - неповторимый мир сказки, где главное волшебство совершается не феями и колдунами, а музыкой».

(Берет «Детский альбом»). Книга, которую я держу в руке, называется «Детский альбом». В нем собраны 24 музыкальные пьесы для детей. Это маленькие музыкальные картинки, которые рассказывают о жизни детей, которые жили очень давно, когда еще не было ни электричества, ни радио, ни телевизора. Ездили не в машинах, а на лошадях и в каретах, и мальчики играли не с машинками, а с деревянными лошадками на колесиках, но девочкам, так же как и сейчас, дарили красивые куклы в длинных бальных платьях. По этим пьесам можно представить себе, в какой обстановке жили дети того времени, что их окружало, как они проводили время, какие впечатления оставались в их памяти.

Петр Ильич Чайковский жил в те далекие времена. Эти музыкальные пьесы он сочинил для своего племянника Володи Давыдова, чтобы обучение игре на фортепьяно было для него и детей его возраста более интересным. И сейчас дети, которые учатся в музыкальных школах, обязательно играют пьесы из «Детского альбома». Эта музыка известна и любима во всех уголках нашей земли, и сегодня она будет звучать для вас…

Сейчас с помощью разноцветных скрипичных ключей и нот мы с вами разобьемся на 5 творческие команды (разбиваемся на команды). Каждая команда получает по «Детскому альбому» (маршрутному листу). Путешествовать мы с вами будем по следующим страничкам «Детского альбома»: «Сказочная», «Танцевальная», «Песенная», страничка «Музыкальных инструментов», страничка «Мечты», «Кинозал». Путешествуя по страницам «Детского альбома» вы познакомитесь только с восемнадцатью музыкальными произведениями, будете выполнять различные творческие задания, отвечать на вопросы, рассказывать о своих чувствах при прослушивании музыки П.И.Чайковского на это вам будет дано 10 минут на каждом этапе.

Наши музыковеды будут оценивать ваши ответы.

6 баллов - Вы талантливая команда!

5 баллов - Вы наша надежда!

4 балла - У вас все получится!

В конце путешествия мы подведем итоги нашей встречи. А сейчас я хочу представить наших музыковедов:

1. Качан Ольга Викторовна муз.рук. д/с № 8.

2. Москалева Людмила Геннадьевна психолог д/с № 8.

Наши гости:

3. Насыпова Елена Минигареевна муз.рук. д/с № 2.

4. Фузеева Евгения Федоровна муз.рук. д/с № 4.

5. Григорьева Анна Николаевна муз.рук. детского дома.

В начале нашего путешествия предлагаю улыбнуться друг другу, пожелать удачи, и хочу напомнить вам одно правило: «Музыка начинается с тишины!» (Музыковеды и команды расходятся по своим маршрутам).

В конце путешествия пока идет просмотр мультфильма «Детский альбом» музыковеды подводят итоги. Каждая команда побеждает в той или иной номинации. Командам вручаются «скрипичные ключи» и диски с музыкой П.И.Чайковского «Детский альбом».

Рефлексия: Заполняем нотный стан желтыми нотами, если настроение после встречи улучшилось, синими нотами, если настроение осталось прежним.

Страничка «Сказочная»

«Игра в лошадки»

Многие из вас, особенно мальчишки, не раз представляли себя мчащимися всадниками, играя в лошадки. В воображении возникают различные приключения, сказочные картины, препятствия, которые надо преодолеть. Ничего, что под тобой не настоящий конь, а игрушечный или вовсе палочка! Все происходит как взаправду.

В «Детском альбоме» П.И.Чайковского есть пьеса «Игра в лошадки». Сколько переживаний возникает у ребенка, когда он скачет на своем игрушечном коне! Музыка рассказывает об этом. Какая она по характеру? (слушаем пьесу)

Уверенная, иногда таинственная. Музыка звучит то уверенно и решительно, то напряженно, настороженно, с предчувствием предстоящих приключений. В средней части настроение пьесы меняется. Музыка тревожная, страшная. Может быть, всадник заблудился в лесу, заехал в самую чащу и не знает, как выбраться. В лесу темно и жутковато, ветки деревьев цепляются и не дают проехать. Но всадник все-таки выбрался на дорогу, и продолжает свой нелегкий путь, удаляясь на своей лошадке. В этой пьесе все время слышится равномерный цокот копыт, всадник скачет без остановок.

Послушаем пьесу еще раз и обыграем ее. Главный герой у нас будет скакать на лошадке, а мы будем в такт музыки подыгрывать на ложках, изображая стук копыт.

 

 

«Новая кукла»

Музыка может передавать разные настроения человека - грусть и радость, нежность и тревогу. Сегодня мы познакомимся с пьесой П.И.Чайковского «Новая кукла». О настроении, выраженной в этой музыке можно догадаться по ее названию. Какое это настроение? (слушаем пьесу).

Музыка радостная, стремительная, полетная. Девочка так рада новой игрушке! Вместе со своей куклой она кружится, танцует и, наверное, чувствует себя очень счастливой. Вначале пьесы мелодия стремительно и плавно кружиться. Она звучит все громче, поднимается высоко, восторженная, радостная. А затем она как бы порхает, звучит с перерывами, скачками. Может быть, девочка от радости подпрыгивает, скачет то на одной, то на другой ножке. Потом опять мелодия звучит плавно, как в начале. Девочке так хочется поделиться со всеми своей радостью, что она радостно и легко подпрыгивая, убегает. В конце пьесы слышно, как музыка затихает. Попробуйте движением рук показать, как девочка кружится (напевает и показывает детям плавные круговые движения, которые можно делать под эту музыку), и как она радостно скачет. подпрыгивая (постукивает пальцами одной руки о ладонь другой, напевая мелодию).

Хотите потанцевать под эту музыку так, будто это танцует девочка со своей новой куклой? (всем детям раздаем куклы, они повторно слушают пьесу и танцуют с ними).

«Марш деревянных солдатиков»

Сегодня мы познакомимся с пьесой П.И.Чайковского «Марш деревянных солдатиков».

А что же это за слово марш? Что оно означает? Слово «Марш» означает шествие. Под музыку людям шагать удобнее. Ритм музыки очень хороший дирижер. Сами звуки могут командовать движением. И на все случаи жизни есть марши. Музыка-марш - это не только аккомпанемент вашим шагам, но и портрет шагающих (слушаем пьесу).

Какой марш по характеру? Этот марш звучит очень легко, он игрушечный. Под него шагает войско деревянных солдатиков. Они очень легкие. Дунь на такого солдатика - и он упадет. Шагают деревянные солдатики легко, поэтому их марш звучит тихо, прозрачно. Но музыка отчетливая, в ней слышны ударения, акценты: солдатики, хоть и деревянные, но очень смелые, решительные, отважные, шагают все в ногу, чеканят шаг (напевает и показывает пальчиками правой руки на ладошке как маршируют солдатики).

Прислушайтесь, у деревянных солдатиков есть свои барабанщики, которые играют то на маленьком барабанчике, то на большом. В середине марша солдатики будто перестраиваются, выполняют разные команды своего командира. А потом опять звучит музыка, с которой марш начинался. В конце марш звучит все тише и тише - солдатики удаляются, уходят.

Послушаем пьесу еще раз и обыграем ее. (Ребенок надевает военный китель, за ним идут барабанщики и все игрушечное войско (дети и взрослые).

«Баба Яга»

Вы уже знаете, что музыка может рассказать разные сказки - грустные, таинственные, добрые. Мы в сказку заглянем опять на мгновенье. Хочу загадать вам: кто это такой, кто страшный над лесом летает с метлой? Сегодня мы послушаем сказку, рассказанную музыкой «Баба Яга». Как рассказывает музыка о Бабе Яге? (слушаем пьесу)

Музыка злая, страшная, быстрая, отрывистая, тревожная. Баба Яга ковыляет, опираясь на клюку, а потом летит в ступе, погоняя ее помелом. В конце исчезает, проваливается сквозь землю, пропадает.

В начале пьесы музыка зловещая. В ней слышны пугающие аккорды с жесткими акцентами, будто Баба Яга ковыляет, прихрамывая, затевает что-то недоброе. Потом появляется непрерывное, суетливое движение. Отрывистые интонации чередуются с плавными парами звуков, появляются то вверху, то внизу, будто Баба Яга мечется, суетится, что-то ищет.

В средней части пьесы равномерные повторяющиеся звуки изображают безостановочное движение, как будто Баба Яга помчалась, понеслась в своей ступе. Отрывистые аккорды звучат ритмично, коротко, четко, остро, как удары помела, которым Баба Яга погоняет ступу.

Третья часть повторяет первую, но теперь мелодия звучит высоко, будто Яга в полете поднялась под самые небеса, грозит, машет, злится.

Но вот мелодия начинает звучать все ниже и ниже, как будто Яга спускается вниз, на землю. Закружилась, колдует, вертится и вдруг, пропала…

Послушаем пьесу еще раз и обыграем ее. (Ребенок надевает элементы костюма, берет в руки метлу и старается передать характер музыки с помощью движения и воображения).

 

 

Страничка «Мечты»

(оформление данной площадки: затемнение, зажечь свечи)

«Утренняя молитва»

Сегодня мы знакомимся с вами с пьесами из «Детского альбома» П.И.Чайковского. В них композитор рассказывает нам о детских радостях и печалях, забавах и играх, о родной природе, сказках, путешествиях. Все это наполняет день ребенка. Начинается и заканчивается альбом молитвами - утренней и вечерней. Раньше день любого человека начинался и заканчивался обращением к Богу. В утренней молитве человек благодарил Бога за то, что наступил новый день, и просил, чтобы этот день прошел благополучно. Вечером благодарил Бога за прожитый день и просил хорошего сна, испрашивал прощение за совершенные проступки (например, ребенок не слушался родителей или капризничал, жадничал или подрался).

Пьеса, которая открывает «Детский альбом» П.И.Чайковского, называется «Утренняя молитва» (слушаем пьесу).

Музыка светлая, чистая, безоблачная. День только начинается, на душе спокойно и радостно. Если внимательно прислушаться, то можно заметить, что в конце пьесы есть повторяющиеся звуки в басу. В «Утренней молитве» они звучат строго и спокойно, на фоне светлой мелодии.

Давайте зажжем свечи и послушаем эту пьесу еще раз. Подумаем о новом дне, который наступит завтра. Пусть он будет радостным и благополучным!

Господи Боже, грешных- спаси.

Сделай, чтоб лучше жилось на Руси.

Сделай, чтоб стало тепло и светло,

Чтоб весеннее солнце взошло.

Людей, и птиц, и зверей,

Прошу тебя, обогрей.

«В церкви»

 

Сегодня мы знакомимся с вами с пьесами из «Детского альбома» П.И.Чайковского. В них композитор рассказывает нам о детских радостях и печалях, забавах и играх, о родной природе, сказках, путешествиях. Все это наполняет день ребенка. Начинается и заканчивается альбом молитвами - утренней и вечерней. Раньше день любого человека начинался и заканчивался обращением к Богу. В утренней молитве человек благодарил Бога за то, что наступил новый день, и просил, чтобы этот день прошел благополучно. Вечером благодарил Бога за прожитый день и просил хорошего сна, испрашивал прощение за совершенные проступки (например, ребенок не слушался родителей или капризничал, жадничал или подрался).

Заканчивается «Детский альбом» П.И.Чайковского пьесой «В церкви», сегодня мы с вами ее послушаем и поговорим о ее характере (слушаем пьесу).

Музыка спокойная, строгая. Аккорды напоминают церковное хоровое пение. Молитвы в церкви поются на несколько голосов. Каждый голос ведет свою мелодию. Сливаясь вместе, они создают красивое, стройное звучание. Вечерняя молитва более сумрачная по характеру. За окном темно, ребенок устал, день был наполнен разными переживаниями. Музыка грустная, сосредоточенная, печальная, задумчивая, просящая.

Интересно, что П.И.Чайковский использовал для этой пьесы мелодию настоящей молитвы, которую поют в церкви. Поэтому музыка звучит серьезно и строго, совсем не по-детски. П.Чайковский не упрощал музыку, которую он сочинял для детей, а писал ее с такой же глубиной чувств, как и «взрослую».

Если внимательно прислушаться, то можно заметить, что в конце пьесы есть повторяющиеся звуки в басу. В вечерней молитве они звучат мрачно, сосредоточенно, устало. День угас, спускается ночная тьма, все затихает, успокаивается, замирает…



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: