I семестр
Занятие 1. Морфемный анализ слова
Морфемный анализ слова как база орфографической грамотности.
Понятие морфемы.
Основа словоформы (часть слова без окончания) и основа слова (часть слова без формообразующих аффиксов).
Методика выделения корня слова (сопоставление однокоренных слов) и основы словоформы (сопоставление форм одного слова).
Алгоритм морфемного анализа.
Практическая часть
1. Выделить формообразующие морфемы: тяжелее, блестевший, засохший, приближавшийся, присев, задумавшись, несомый, говорящий, богатство, в лесу, сказать, скажу, шептать, пальто, пальтецо, летчик, бросок, броска, рука, ручной, вбить, вобью, шалунья, собачий, гнуть, выгибать, заболевание, мхом.
2. Найти слова с нулевой флексией, определить ее значение: Зодчий, заячий, знал, забой, верблюжий, синий, селений, пальто, весь, весело, засмеялся, шагать, выгреб, объяснений, кино, окно, бюро, зло (сущ.), зло (нар.).
3. Определить значения омонимичных морфем: Сестра, несла, брата, города́, го́рода, учителя́, вчера.
4. Сделать морфемный анализ, определить значения морфем и их функциональный тип:
Нахмурившись, охлажденный, отвечающую, колеблемое, зацвести, восхождение, строже, гражданину, котенок, выдернуть, перебегали, гладь, Заволжье, перепиши, сядьте, добрейшего, знает, знавший, переодевание, медвежий, рыбачкин, изображение.
* Методика морфемного анализа
Основной методический прием, используемый при морфемном анализе – это сопоставление звучаний: звучаний разных грамматических форм слова, звучаний однокоренных слов, звучаний производной и производящей основ. Задача морфемного анализа – выделить все морфемы в слове (словоформе) и охарактеризовать их.
|
При морфемном анализе часто приходится обращаться к анализу словообразовательному, так как морфемная структура слова во многом определяется его словообразовательными связями.
Образец № 1
СИНЬ
1. Синь□ – существительное.
сини
синью[=jу]
Сопоставляем звучание грамматических форм, находим основу (общая часть звучания словоформ) и флексию (в данном случае нулевую, т.е. материально не выраженную, но тем не менее указывающую на род – женский, число – единственное, падеж – именительный).
2. Синь – синева – синеть – подсиню
Сопоставляем звучание однокоренных слов. Общая часть звучания – корень. Является носителем основной части лексического значения слова. Корень свободный.
3. Синь – абстрактный признак по прилагательному синий. Основа производная: содержит нулевой суффикс. СЗ нулевого суффикса (Ø) – абстрактный признак.
синьØ□
Образец № 2
ПРИМОРЬЕ
Приморье – Приморь[jэ] – существительное
Приморья – Приморь[jа]
Приморью – Приморь[jу]
Общая часть звучания – основа [приморьj-]. Флексия формы «Приморье» указывает на средний род, единственное число, именительный падеж.
2. Приморье – море – морской
Корень МОР- является носителем основной части ЛЗ. Корень свободный.
3. Приморье – место, близкое к морю (расположенное при море). Основа производная. При сопоставлении производной и производящей основ выделяется префикс ПРИ-, обозначающий близость, и словообразовательный суффикс -j-, обозначающий место.
4. Итак, морфемный состав: При-мор’-j-э
Занятие 2. Словообразовательный анализ
|
Словообразовательный анализ как база орфографической грамотности.
Понятие производной и производящей основы.
Алгоритм словообразовательного анализа.
Способы аффиксального словообразования.
Практическая часть
1. Определить способ словообразования
Мировоззрение, перестройка, соскок, юннат, курсор, антинаучный, лавчонка, бездумный, безухий, лесоводство, выигрыш, сокурсник, вчитаться, мастерская, юго-восточный, соавторство, супружество, словосочетание, бледно-голубой, выброс.
2. Сделать словообразовательный анализ, отметить явления морфемного шва. Найти субморфы:
Расфасовка, побережье, будущность, шоссейный, безвоздушный, корешок, орловский, свердловский, раскольнический, африканский, регулировщик, хранилище, ямщик, делийцы, огурец, читинец, скрипка, беглец, удалец, утка, порошок, издевательский, палец, постановление, пловчиха, исполкомовский, попытка, отгул, беспалый, розоватый, подольский.
3. Разграничить чистое сложение и сращение
Морозостойкий, малоподвижный, быстротекущий, вышеуказанный, засухоустойчивый, густонаселенный, всеобъемлющий, круглогодичный, малозначащий, металлорежущий, глубокоуважаемый, глубокоуважаемый, низкокачественный, самовоспламениться, заблагорассудится, сырокопченый, носоглотка, злоумышлять, умалишенный, сумасшедший, скоропортящийся, низкооплачиваемый, многообещающий, долгоиграющий, труднодоступный.
* Методика словообразовательного анализа
Задача словообразовательного анализа – установить, от какого слова, с помощью чего, каким способом образовано слово. Этим обусловлена методика словообразовательного анализа.
|
Образец
НАСТОЛЬНЫЙ
Алгоритм анализа
1). Находим основу слова.
Методический приём – сопоставляем звучание словоформ данного слова и находим общую часть звучания, т.е. основу: настольный, настольного, настольному.
2). Определяем, является ли найденная основа производной.
Методика: если лексическое значение слова (ЛЗ) можно объяснить ссылкой на однокорневое слово с более простым, но максимально близким морфемным составом основы, то анализируемая основа является мотивированной и, следовательно, производной.
Настольный – «находящийся на столе».
3). Находим производящую основу, т.е. основу мотивирующего слова: сравниваем звучание словоформ. Общая часть звучания – основа: стол, стол а, стол у, стол ом.
4). Находим словообразовательный формант и определяем способ словообразования.
Методика: сопоставляем звучание производной и производящей основ, находим различие между основами – это и есть словообразовательный формант:
настольный ←стол
Способ словобразования – префиксально-суффиксальный
Словообразовательные форманты “НА-…-Н-“
Явление морфемного шва – морфонологическое чередование в производящей основе Л/Л’
5). Описываем словообразовательный тип. В характеристике словообразовательного типа учитывается частеречная принадлежность производящей основы и словообразовательный формант в его звучании и с его словообразовательным значением (СЗ).
НА- + основа существительного + -Н-
СЗ форманта «НА- … -Н-» – признак по нахождению на поверхности предмета, названного производящей основой
Морфонологическая модель: НА + основа сущ. Л/Л’ + -Н-.
6). Находим другие реализации словообразовательного типа: напольный, настенный, наземный.