Занятие 2. Словообразовательный анализ




I семестр

Занятие 1. Морфемный анализ слова

Морфемный анализ слова как база орфографической грамотности.

Понятие морфемы.

Основа словоформы (часть слова без окончания) и основа слова (часть слова без формообразующих аффиксов).

Методика выделения корня слова (сопоставление однокоренных слов) и основы словоформы (сопоставление форм одного слова).

Алгоритм морфемного анализа.

 

Практическая часть

1. Выделить формообразующие морфемы: тяжелее, блестевший, засохший, приближавшийся, присев, задумавшись, несомый, говорящий, богатство, в лесу, сказать, скажу, шептать, пальто, пальтецо, летчик, бросок, броска, рука, ручной, вбить, вобью, шалунья, собачий, гнуть, выгибать, заболевание, мхом.

2. Найти слова с нулевой флексией, определить ее значение: Зодчий, заячий, знал, забой, верблюжий, синий, селений, пальто, весь, весело, засмеялся, шагать, выгреб, объяснений, кино, окно, бюро, зло (сущ.), зло (нар.).

3. Определить значения омонимичных морфем: Сестра, несла, брата, города́, го́рода, учителя́, вчера.

4. Сделать морфемный анализ, определить значения морфем и их функциональный тип:

Нахмурившись, охлажденный, отвечающую, колеблемое, зацвести, восхождение, строже, гражданину, котенок, выдернуть, перебегали, гладь, Заволжье, перепиши, сядьте, добрейшего, знает, знавший, переодевание, медвежий, рыбачкин, изображение.

 

* Методика морфемного анализа

Основной методический прием, используемый при морфемном анализе – это сопоставление звучаний: звучаний разных грамматических форм слова, звучаний однокоренных слов, звучаний производной и производящей основ. Задача морфемного анализа – выделить все морфемы в слове (словоформе) и охарактеризовать их.

При морфемном анализе часто приходится обращаться к анализу словообразовательному, так как морфемная структура слова во многом определяется его словообразовательными связями.

Образец № 1

СИНЬ

1. Синь□ – существительное.

сини

синью[=jу]

Сопоставляем звучание грамматических форм, находим основу (общая часть звучания словоформ) и флексию (в данном случае нулевую, т.е. материально не выраженную, но тем не менее указывающую на род – женский, число – единственное, падеж – именительный).

2. Синь – синева – синеть – подсиню

Сопоставляем звучание однокоренных слов. Общая часть звучания – корень. Является носителем основной части лексического значения слова. Корень свободный.

3. Синь – абстрактный признак по прилагательному синий. Основа производная: содержит нулевой суффикс. СЗ нулевого суффикса (Ø) – абстрактный признак.

синьØ□

 

Образец № 2

ПРИМОРЬЕ

Приморье – Приморь[jэ] – существительное

Приморья – Приморь[jа]

Приморью – Приморь[jу]

Общая часть звучания – основа [приморьj-]. Флексия формы «Приморье» указывает на средний род, единственное число, именительный падеж.

2. Приморье – море – морской

Корень МОР- является носителем основной части ЛЗ. Корень свободный.

3. Приморье – место, близкое к морю (расположенное при море). Основа производная. При сопоставлении производной и производящей основ выделяется префикс ПРИ-, обозначающий близость, и словообразовательный суффикс -j-, обозначающий место.

4. Итак, морфемный состав: При-мор’-j-э

 

Занятие 2. Словообразовательный анализ

Словообразовательный анализ как база орфографической грамотности.

Понятие производной и производящей основы.

Алгоритм словообразовательного анализа.

Способы аффиксального словообразования.

 

Практическая часть

1. Определить способ словообразования

Мировоззрение, перестройка, соскок, юннат, курсор, антинаучный, лавчонка, бездумный, безухий, лесоводство, выигрыш, сокурсник, вчитаться, мастерская, юго-восточный, соавторство, супружество, словосочетание, бледно-голубой, выброс.

2. Сделать словообразовательный анализ, отметить явления морфемного шва. Найти субморфы:

Расфасовка, побережье, будущность, шоссейный, безвоздушный, корешок, орловский, свердловский, раскольнический, африканский, регулировщик, хранилище, ямщик, делийцы, огурец, читинец, скрипка, беглец, удалец, утка, порошок, издевательский, палец, постановление, пловчиха, исполкомовский, попытка, отгул, беспалый, розоватый, подольский.

3. Разграничить чистое сложение и сращение

Морозостойкий, малоподвижный, быстротекущий, вышеуказанный, засухоустойчивый, густонаселенный, всеобъемлющий, круглогодичный, малозначащий, металлорежущий, глубокоуважаемый, глубокоуважаемый, низкокачественный, самовоспламениться, заблагорассудится, сырокопченый, носоглотка, злоумышлять, умалишенный, сумасшедший, скоропортящийся, низкооплачиваемый, многообещающий, долгоиграющий, труднодоступный.

 

* Методика словообразовательного анализа

Задача словообразовательного анализа – установить, от какого слова, с помощью чего, каким способом образовано слово. Этим обусловлена методика словообразовательного анализа.

Образец

НАСТОЛЬНЫЙ

Алгоритм анализа

1). Находим основу слова.

Методический приём – сопоставляем звучание словоформ данного слова и находим общую часть звучания, т.е. основу: настольный, настольного, настольному.

2). Определяем, является ли найденная основа производной.

Методика: если лексическое значение слова (ЛЗ) можно объяснить ссылкой на однокорневое слово с более простым, но максимально близким морфемным составом основы, то анализируемая основа является мотивированной и, следовательно, производной.

Настольный – «находящийся на столе».

3). Находим производящую основу, т.е. основу мотивирующего слова: сравниваем звучание словоформ. Общая часть звучания – основа: стол, стол а, стол у, стол ом.

4). Находим словообразовательный формант и определяем способ словообразования.

Методика: сопоставляем звучание производной и производящей основ, находим различие между основами – это и есть словообразовательный формант:

настольный ←стол

Способ словобразования – префиксально-суффиксальный

Словообразовательные форманты “НА-…-Н-“

Явление морфемного шва – морфонологическое чередование в производящей основе Л/Л’

5). Описываем словообразовательный тип. В характеристике словообразовательного типа учитывается частеречная принадлежность производящей основы и словообразовательный формант в его звучании и с его словообразовательным значением (СЗ).

НА- + основа существительного + -Н-

СЗ форманта «НА- … -Н-» – признак по нахождению на поверхности предмета, названного производящей основой

Морфонологическая модель: НА + основа сущ. Л/Л’ + -Н-.

6). Находим другие реализации словообразовательного типа: напольный, настенный, наземный.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: