«Ачитская средняя общеобразовательная школа»
Принято на заседании методического совета Протокол № от «___» ______ 2018 г. | Утверждено Приказ №__ «____» __________ 2018 г. Директор МКОУ АГО «Ачитская СОШ» ___________ /Чашникова О.Л/. М.П. |
ПОЛОЖЕНИЕ
об итоговом индивидуальном проекте по ФГОС ООО
I. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в целях реализации Основной образовательной программы МКОУ АГО «Ачитская СОШ», раздел 1, п.1.3, раздел 2, п. 2.1, на основе:
- федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 20. п.3,4,5, ст.34. п.23,
- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897, п. 18.1.3., 18.2.1.
1.2. Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся является неотъемлемой частью учебного процесса и является обязательной для обучающихся основной школы по ФГОС.
1.3. В основе проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся лежит системно-деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса по ФГОС.
1.4. Включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность – один из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе.
1.5. Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных обучающимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ.
1.6. Индивидуальный итоговый проект представляет собой учебный проект, выполняемый учащимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую).
|
1.7. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, занимающегося по ФГОС в 8 классе.
1.9. Невыполнение учеником индивидуального итогового проекта равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету. Такие ученики переводятся в следующий класс с условием ликвидации академической задолженности в течение 1-го полугодия следующего учебного года.
1.10. Защита индивидуального итогового проекта является одной из обязательных составляющих системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений.
1.11. Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» в классном журнале и личном деле. В документ государственного образца об уровне образования – аттестат об основном общем образовании – отметка выставляется в свободную строку или в строку на странице «Дополнительные сведения».
1.12. Учащиеся, осуществляющие проектно-исследовательскую деятельность, могут представлять свои работы для участия в конкурсах, конференциях, семинарах и т.д. муниципального, регионального, федерального, международного уровней.
II. Понятия
Проект – это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
|
Исследовательский проект – один из видов учебных проектов, где при сохранении всех черт проектной деятельности учащихся одним из ее компонентов выступает исследование.
III. Цели итогового проекта
Цели определяются как их личностными, так и социальными мотивами:
3.1. Самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников.
3.2. Умение пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач.
3.3. Приобретение коммуникативных умений.
3.4. Развитие исследовательских умений (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения).
3.5. Развитие системного мышления.
3.6. Вовлечение обучающихся в социально-значимую творческую, исследовательскую и созидательную деятельность.
3.7. Ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной деятельности.
3.8. Обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения.
3.9. Поддержка мотивации в обучении.
3.10. Реализация потенциала личности.
IV. Особенности итогового проекта
4.1. Направленность не только на повышение компетентности подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
4.2. Возможность реализовать потребности обучающихся в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.
|
4.3. Сочетание различных видов познавательной деятельности. В них могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
V. Различие проектной и учебно-исследовательской деятельности
Проектная деятельность | Учебно-исследовательская деятельность |
Проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определенными свойствами и необходимого для конкретного использования | В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат – тоже результат |
Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле | Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений |
VI. Требования к построению проектно-исследовательского процесса
6.1. Проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и соответствовать возрасту, способностям и возможностям обучающихся.
6.2. Тема исследования должна быть интересна для обучающегося и совпадать с кругом интереса учителя.
6.3. Раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое обучающемуся, а уже потом науке.
6.4. Для выполнения проекта должны быть созданы все условия.
6.5. Обучающиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и учебных исследований как в части ориентации при выборе темы проекта или учебного исследования, так и в части конкретных приемов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта.
6.6. Следует обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы и содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и используемых методов (методическое руководство).
6.7. Необходимо наличие ясной и простой критериальной системы оценки итогового результата работы по проекту и индивидуального вклада (в случае группового характера проекта или исследования) каждого участника.
6.8. Результаты и продукты проектной или исследовательской работы должны быть презентованы в очной форме, иметь итоговую оценку по установленным школой критериям.
6.9. Проектная работа не допускает какие-либо виды плагиата. Использование каких-либо видов информационных источников обязательно сопровождается ссылкой на эти источники, в том числе и Internet-ресурсы.
VII. Формы организации проектной деятельности
7.1. Виды проектов:
- информационный (поисковый) направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; на ознакомление с ней участников проекта, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории;
- исследовательский полностью подчинен логике пусть небольшого, но исследования, и имеет структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием;
- творческий (литературные вечера, спектакли, экскурсии);
- социальный, прикладной (практико-ориентированный) направленный на решение проблемы той или иной социальной группы, территориального сообщества или общества в целом. В основе такого противоречия лежит неудовлетворенность в актуальной ситуации социально приемлемых (с точки зрения социальной группы или государственной идеологии) потребностей или столкновение интересов и потребностей социальных групп;
- игровой (ролевой), в таких проектах структура только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта;
- инновационный (предполагающий новый организационно-экономический механизм внедрения).
- прикладной отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников.
- технологический (инженерный) нацелен на освоение учащимися общих элементов инженерной технологии разработки и внедрения технических устройств и систем.
- бизнес-план – целью создания бизнес-плана является получение учащимися опыта проектирования в коммерческой сфере, позволяющего освоить общие алгоритмы деятельности, связанные с созданием и продвижением нового продукта-товара или услуги.
Так, например, результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
д) Мультимедийный продукт, чертеж изделия, содель изделия, бизнес-план, газета, видеофильм, статья, макет, костюм, изделие, проведение мероприятия, оформление зала. электронное учебное пособие. выставка, презентация (устная, компьютерная) или иной продукт, выполнение которого обосновано учащимся.
7.2. В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются:
1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм;
2) подготовленная обучающимся краткая пояснительная записка к проекту (объёмом не более одной машинописной страницы) с указанием для всех проектов: а) исходного замысла, цели и назначения проекта; б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; в) списка использованных источников. Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов — описание эффектов/эффекта от реализации проекта;
3) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе: а) инициативности и самостоятельности; б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); в) исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.
7.3. По содержанию проект может быть - монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким областным), относящийся к области деятельности.
7.4. По количеству участников:
- индивидуальный – самостоятельная работа, осуществляемая учащимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. В ходе такой работы обучающийся – автор проекта –самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану – это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник;
7.5. Длительность (продолжительность) проекта: от проекта-урока до многолетнего проекта.
VIII. Формы организации учебно-исследовательской деятельности
8.1. На урочных занятиях:
- урок-исследование, урок-лаборатория, урок – творческий отчет, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок-рассказ об ученых, урок –защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;
- учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;
- домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причем позволяет провести учебное исследование, достаточно протяженное во времени.
8.2. На внеурочных занятиях:
- исследовательская практика обучающихся
- образовательные экспедиции-походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля; образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера;
- факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности учащихся;
- научное общество учащихся – форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и пр., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с НОУ других школ;
- участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.
IX. Планируемые результаты усвоения обучающимися универсальных учебных действий в процессе работы над проектом
Обучающиеся должны научиться:
9.1. Ставить проблему и аргументировать ее актуальность.
9.2. Формулировать гипотезу исследования и раскрывать замысел – сущность будущей деятельности.
9.3. Планировать исследовательские работы и выбирать необходимый инструментарий.
9.4. Собственно проводить исследование с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ.
9.5. Оформлять результаты учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта.
9.6. Представлять результаты исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.
9.7. Самооценивать ход и результат работы.
X. Организация работы по выполнению итогового проекта
10.1. В выполнении итогового проекта принимают участие обучающиеся 8-го класса.
10.2. Для выполнения итогового проекта обучающемуся определяется руководитель проекта.
10.3. Руководителями проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающегося являются все учителя школы и педагоги дополнительного образования.
10.4. Кандидатуры руководителей согласовываются обучающимся с координатором проектной и учебно-исследовательской деятельности школы – заместителем директора по научно-методической и воспитательной работе.
10.5. Вид проектной деятельности определяется обучающимся совместно с руководителями проектов. При выборе темы можно учитывать приоритетные направления развития школы и индивидуальные интересы обучающегося и педагога.
10.6. Определение тематики и выбор руководителя индивидуального проекта обучающихся 8-х классов производится в начале учебного года (не позднее октября).
10.7. Работа над проектом осуществляется одним обучающимся в соответствии с планом (Приложение 1).
10.8. Руководитель консультирует обучающегося по вопросам планирования, методики исследования, оформления и представления результатов исследования.
10.9. Формами отчетности проектной и учебно-исследовательской деятельности являются:
– для исследовательских и информационных работ: реферативное сообщение, компьютерные презентации, приборы, макеты;
– для творческих работ: письменное описание работы, сценарий, экскурсия, стендовые отчеты, компьютерные презентации, видеоматериалы, фотоальбомы, модели и т п.
XI. Требования к оформлению итогового проекта в основной и старшей школе.
11.1. Тема работы должна быть сформулирована грамотно, с литературной точки зрения и отражать содержание проекта.
11.2. Структура проекта содержит в себе: титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список литературы. Требования к оформлению титульного листа изложены в приложении 1.
11.3. Введение включает в себя ряд следующих положений:
- проект начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Здесь показывается, что уже известно в науке и практике и что осталось нераскрытым и предстоит сделать в данных условиях. На этой основе формулируется противоречие, на раскрытие которого направлен данный проект. На основании выявленного противоречия может быть сформулирована проблема;
- устанавливается цель работы; цель - это то, что необходимо достигнуть в результате работы над проектом;
- формулируются конкретные задачи, которые необходимо решить, чтобы достичь цели;
- указываются методы и методики, которые использовались при разработке проекта;
- формулируется гипотеза;
- завершают введение разделы «на защиту выносится», «новизна проекта», «практическая значимость».
11.4. Основная часть проекта может состоять из одного или двух разделов. Первый, как правило, содержит теоретический материал, а второй - экспериментальный (практический).
11.5. В заключении формулируются выводы, описывается, достигнуты ли поставленные цели, решены ли задачи.
11.6. Общие требования к оформлению проектно-исследовательских работ:
Работа выполняется на листах стандарта А 4, шрифтом Times New Roman, размером шрифта 12 пунктов с интервалом между строк – 1,5. Размер полей: верхнее – 2см., нижнее – 2 см., левое – 3см., правое – 1,5 см.
Титульный лист считается первым, но не нумеруется.
Каждая новая глава начинается с новой страницы. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят.
Все разделы плана (названия глав, выводы, заключение, список литературы, каждое приложение) начинаются с новых страниц.
Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.
11.7. Объем текста исследовательской работы, включая формулы и список литературы, не менее 10 машинописных страниц.
Для приложений могут быть отведены дополнительные стандартные страницы. Основной текст работы нумеруется арабскими цифрами, страницы приложений – римскими цифрами.
11.8. Перечень использованной литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003, ГОСТ Р 7.0.5 – 2008: в алфавитном порядке: фамилии авторов, наименование источника, место и год издания, наименование издательства, количество страниц. Если используются статьи из журналов, то указывается автор, наименование статьи, наименование журнала, номер и год выпуска и номера страниц, на которых напечатана статья. В тексте работы должна быть ссылка на тот или иной источник (номер ссылки соответствует порядковому номеру источника в списке литературы).
11.9. Алгоритм разработки проекта.
№ | Этап/ срок | Содержание работы | Форма представления результата |
1. | Подготовительный (Май - Сентябрь) | Определение темы, цели и задач индивидуального итогового проекта Утверждение списков обучающихся и руководителей. | Список тем проектов (май) Приказ (сентябрь) Определение тем, назначение руководителей |
2. | Планирование (Октябрь-ноябрь) | Формулировка проблемы. Определение метапредметных планируемых результатов. Определение источников информации, способов сбора и анализа. Определение способа представления результата. Установление процедур и критериев оценки результатов. | План работы над проектом |
3. | Работа над проектом (Ноябрь-март) | Выдвижение гипотез, сбор информации, решение промежуточных задач. Подбор инструментария и его применение. Консультирование. Подготовка конечного продукта. | Выступление руководителей индивидуальных итоговых проектов обучающихся на методическом совете (февраль) |
4. | Коррекция, оценка результата (март) | Формулировка выводов. Промежуточная защита (в классе, на школьной НПК, на конкурсе). | Выступление обучающихся (авторов проектов) на школьной научно-практической конференции, конкурсах |
5. | Рефлексия. Защита индивидуального итогового проекта перед комиссией (Апрель-май) | Экспертиза проекта. Выводы и предложения. Выявление находок, проблем и поиск направлений развития. | Защита проектов. Определение уровня сформированности метапредметных планируемых результатов |
XII. Защита итогового проекта, подведение итогов
12.1 Презентация и защита проектных работ производится на уроке или в специально отведенный день с привлечением комиссии.
12.2. Для проведения презентации и оценки проектно-исследовательских работ приказом по школе создается специальная комиссия, в состав которой могут входить учителя, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, администраторы школы, родители и иные квалифицированные работники.
12.3. Защиту проекта осуществляет автор проекта. Время защиты составляет 5-8 минут.
12.4. Состав специальной комиссии определяется методическими объединениями школы. Количество членов комиссии не должно быть менее 3 и не более 7 человек. В состав комиссии входит научный руководитель проекта обучающегося, который защищается.
12.5. По решению специальной комиссии выставляется отметка, лучшие работы обучающихся могут быть рекомендованы к представлению на конференции, и конкурсы районного, областного, федерального, международного уровней, (по согласованию с автором проекта) размещаются на сайте школы в разделе ФГОС НОО и ООО «Наши достижения».
12.6. Защищенный проект не может быть полностью использован в следующем учебном году, как в качестве отдельной проектной работы, так и в качестве экзаменационной работы. Возможно лишь использование отдельных материалов для осуществления новой проектно-исследовательской работы.
12.7 Реферативные проектно-исследовательские материалы, а также сами проекты принадлежат образовательному учреждению.
12.8. В школе организуется банк проектно-исследовательских работ, которым (при условии их сохранности) могут пользоваться как педагоги, так и ученики школы, занимающиеся проектно-исследовательской деятельностью.
12.9. Контроль работы по проектам в общешкольном масштабе осуществляют заместители директора.
XIII. Критерии оценивания проектно-исследовательской деятельности
(см. Приложение 2)
13.1. I этап – изучение представленных работ членами жюри.
II этап – заслушивание докладов участников на заседании тематических секций, ведение дискуссии.
III этап – подведение итогов.
13.2. Регламент выступления участников – 5-8 минут, дискуссия – 5 минут.
13.3. В дискуссии участвуют члены жюри, слушатели предметных секций.
Приложение 1
План работы по индивидуальному проекту
обучающегося ______ класса МКОУ АГО «Ачитская СОШ»
____________________________________________________________
фамилия, имя, отчество обучающегося
1. Предварительная тема проекта
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. ФИО руководителя проекта по предварительной теме, должность
_____________________________________________________________________________
3. Утверждённая тема проекта
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. ФИО руководителя проекта в утверждённой редакции, должность
_____________________________________________________________________________
5. Рецензент проектной работы
_____________________________________________________________________________