Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ачитского городского округа




«Ачитская средняя общеобразовательная школа»

 

Принято на заседании методического совета Протокол № от «___» ______ 2018 г.   Утверждено Приказ №__ «____» __________ 2018 г. Директор МКОУ АГО «Ачитская СОШ» ___________ /Чашникова О.Л/. М.П.

 

ПОЛОЖЕНИЕ

об итоговом индивидуальном проекте по ФГОС ООО

 

I. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано в целях реализации Основной образовательной программы МКОУ АГО «Ачитская СОШ», раздел 1, п.1.3, раздел 2, п. 2.1, на основе:

- федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 20. п.3,4,5, ст.34. п.23,

- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897, п. 18.1.3., 18.2.1.

1.2. Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся является неотъемлемой частью учебного процесса и является обязательной для обучающихся основной школы по ФГОС.

1.3. В основе проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся лежит системно-деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса по ФГОС.

1.4. Включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность – один из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе.

1.5. Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных обучающимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ.

1.6. Индивидуальный итоговый проект представляет собой учебный проект, выполняемый учащимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую).

1.7. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, занимающегося по ФГОС в 8 классе.

1.9. Невыполнение учеником индивидуального итогового проекта равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету. Такие ученики переводятся в следующий класс с условием ликвидации академической задолженности в течение 1-го полугодия следующего учебного года.

1.10. Защита индивидуального итогового проекта является одной из обязательных составляющих системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений.

1.11. Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» в классном журнале и личном деле. В документ государственного образца об уровне образования – аттестат об основном общем образовании – отметка выставляется в свободную строку или в строку на странице «Дополнительные сведения».

1.12. Учащиеся, осуществляющие проектно-исследовательскую деятельность, могут представлять свои работы для участия в конкурсах, конференциях, семинарах и т.д. муниципального, регионального, федерального, международного уровней.

 

II. Понятия

Проект – это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Исследовательский проект – один из видов учебных проектов, где при сохранении всех черт проектной деятельности учащихся одним из ее компонентов выступает исследование.

 

III. Цели итогового проекта

Цели определяются как их личностными, так и социальными мотивами:

3.1. Самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников.

3.2. Умение пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач.

3.3. Приобретение коммуникативных умений.

3.4. Развитие исследовательских умений (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения).

3.5. Развитие системного мышления.

3.6. Вовлечение обучающихся в социально-значимую творческую, исследовательскую и созидательную деятельность.

3.7. Ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной деятельности.

3.8. Обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения.

3.9. Поддержка мотивации в обучении.

3.10. Реализация потенциала личности.

 

IV. Особенности итогового проекта

4.1. Направленность не только на повышение компетентности подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.

4.2. Возможность реализовать потребности обучающихся в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.

4.3. Сочетание различных видов познавательной деятельности. В них могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.

 

V. Различие проектной и учебно-исследовательской деятельности

 

Проектная деятельность   Учебно-исследовательская деятельность
Проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определенными свойствами и необходимого для конкретного использования В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат – тоже результат
Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений  

 

 

VI. Требования к построению проектно-исследовательского процесса

6.1. Проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и соответствовать возрасту, способностям и возможностям обучающихся.

6.2. Тема исследования должна быть интересна для обучающегося и совпадать с кругом интереса учителя.

6.3. Раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое обучающемуся, а уже потом науке.

6.4. Для выполнения проекта должны быть созданы все условия.

6.5. Обучающиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и учебных исследований как в части ориентации при выборе темы проекта или учебного исследования, так и в части конкретных приемов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта.

6.6. Следует обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы и содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и используемых методов (методическое руководство).

6.7. Необходимо наличие ясной и простой критериальной системы оценки итогового результата работы по проекту и индивидуального вклада (в случае группового характера проекта или исследования) каждого участника.

6.8. Результаты и продукты проектной или исследовательской работы должны быть презентованы в очной форме, иметь итоговую оценку по установленным школой критериям.

6.9. Проектная работа не допускает какие-либо виды плагиата. Использование каких-либо видов информационных источников обязательно сопровождается ссылкой на эти источники, в том числе и Internet-ресурсы.

 

VII. Формы организации проектной деятельности

7.1. Виды проектов:

- информационный (поисковый) направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; на ознакомление с ней участников проекта, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории;

- исследовательский полностью подчинен логике пусть небольшого, но исследования, и имеет структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием;

- творческий (литературные вечера, спектакли, экскурсии);

- социальный, прикладной (практико-ориентированный) направленный на решение проблемы той или иной социальной группы, территориального сообщества или общества в целом. В основе такого противоречия лежит неудовлетворенность в актуальной ситуации социально приемлемых (с точки зрения социальной группы или государственной идеологии) потребностей или столкновение интересов и потребностей социальных групп;

- игровой (ролевой), в таких проектах структура только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта;

- инновационный (предполагающий новый организационно-экономический механизм внедрения).

- прикладной отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников.

- технологический (инженерный) нацелен на освоение учащимися общих элементов инженерной технологии разработки и внедрения технических устройств и систем.

- бизнес-план – целью создания бизнес-плана является получение учащимися опыта проектирования в коммерческой сфере, позволяющего освоить общие алгоритмы деятельности, связанные с созданием и продвижением нового продукта-товара или услуги.

Так, например, результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);

б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;

в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

д) Мультимедийный продукт, чертеж изделия, содель изделия, бизнес-план, газета, видеофильм, статья, макет, костюм, изделие, проведение мероприятия, оформление зала. электронное учебное пособие. выставка, презентация (устная, компьютерная) или иной продукт, выполнение которого обосновано учащимся.

7.2. В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются:

1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм;

2) подготовленная обучающимся краткая пояснительная записка к проекту (объёмом не более одной машинописной страницы) с указанием для всех проектов: а) исходного замысла, цели и назначения проекта; б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; в) списка использованных источников. Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов — описание эффектов/эффекта от реализации проекта;

3) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе: а) инициативности и самостоятельности; б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); в) исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.

7.3. По содержанию проект может быть - монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким областным), относящийся к области деятельности.

7.4. По количеству участников:

- индивидуальный – самостоятельная работа, осуществляемая учащимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. В ходе такой работы обучающийся – автор проекта –самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану – это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник;

7.5. Длительность (продолжительность) проекта: от проекта-урока до многолетнего проекта.

 

VIII. Формы организации учебно-исследовательской деятельности

8.1. На урочных занятиях:

- урок-исследование, урок-лаборатория, урок – творческий отчет, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок-рассказ об ученых, урок –защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;

- учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;

- домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причем позволяет провести учебное исследование, достаточно протяженное во времени.

8.2. На внеурочных занятиях:

- исследовательская практика обучающихся

- образовательные экспедиции-походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля; образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера;

- факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности учащихся;

- научное общество учащихся – форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и пр., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с НОУ других школ;

- участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.

 

IX. Планируемые результаты усвоения обучающимися универсальных учебных действий в процессе работы над проектом

Обучающиеся должны научиться:

9.1. Ставить проблему и аргументировать ее актуальность.

9.2. Формулировать гипотезу исследования и раскрывать замысел – сущность будущей деятельности.

9.3. Планировать исследовательские работы и выбирать необходимый инструментарий.

9.4. Собственно проводить исследование с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ.

9.5. Оформлять результаты учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта.

9.6. Представлять результаты исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.

9.7. Самооценивать ход и результат работы.

 

X. Организация работы по выполнению итогового проекта

10.1. В выполнении итогового проекта принимают участие обучающиеся 8-го класса.

10.2. Для выполнения итогового проекта обучающемуся определяется руководитель проекта.

10.3. Руководителями проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающегося являются все учителя школы и педагоги дополнительного образования.

10.4. Кандидатуры руководителей согласовываются обучающимся с координатором проектной и учебно-исследовательской деятельности школы – заместителем директора по научно-методической и воспитательной работе.

10.5. Вид проектной деятельности определяется обучающимся совместно с руководителями проектов. При выборе темы можно учитывать приоритетные направления развития школы и индивидуальные интересы обучающегося и педагога.

10.6. Определение тематики и выбор руководителя индивидуального проекта обучающихся 8-х классов производится в начале учебного года (не позднее октября).

10.7. Работа над проектом осуществляется одним обучающимся в соответствии с планом (Приложение 1).

10.8. Руководитель консультирует обучающегося по вопросам планирования, методики исследования, оформления и представления результатов исследования.

10.9. Формами отчетности проектной и учебно-исследовательской деятельности являются:

– для исследовательских и информационных работ: реферативное сообщение, компьютерные презентации, приборы, макеты;

– для творческих работ: письменное описание работы, сценарий, экскурсия, стендовые отчеты, компьютерные презентации, видеоматериалы, фотоальбомы, модели и т п.

XI. Требования к оформлению итогового проекта в основной и старшей школе.

11.1. Тема работы должна быть сформулирована грамотно, с литературной точки зрения и отражать содержание проекта.

11.2. Структура проекта содержит в себе: титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список литературы. Требования к оформлению титульного листа изложены в приложении 1.

11.3. Введение включает в себя ряд следующих положений:

- проект начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Здесь показывается, что уже известно в науке и практике и что осталось нераскрытым и предстоит сделать в данных условиях. На этой основе формулируется противоречие, на раскрытие которого направлен данный проект. На основании выявленного противоречия может быть сформулирована проблема;

- устанавливается цель работы; цель - это то, что необходимо достигнуть в результате работы над проектом;

- формулируются конкретные задачи, которые необходимо решить, чтобы достичь цели;

- указываются методы и методики, которые использовались при разработке проекта;

- формулируется гипотеза;

- завершают введение разделы «на защиту выносится», «новизна проекта», «практическая значимость».

11.4. Основная часть проекта может состоять из одного или двух разделов. Первый, как правило, содержит теоретический материал, а второй - экспериментальный (практический).

11.5. В заключении формулируются выводы, описывается, достигнуты ли поставленные цели, решены ли задачи.

11.6. Общие требования к оформлению проектно-исследовательских работ:

Работа выполняется на листах стандарта А 4, шрифтом Times New Roman, размером шрифта 12 пунктов с интервалом между строк – 1,5. Размер полей: верхнее – 2см., нижнее – 2 см., левое – 3см., правое – 1,5 см.

Титульный лист считается первым, но не нумеруется.

Каждая новая глава начинается с новой страницы. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят.

Все разделы плана (названия глав, выводы, заключение, список литературы, каждое приложение) начинаются с новых страниц.

Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.

11.7. Объем текста исследовательской работы, включая формулы и список литературы, не менее 10 машинописных страниц.

Для приложений могут быть отведены дополнительные стандартные страницы. Основной текст работы нумеруется арабскими цифрами, страницы приложений – римскими цифрами.

11.8. Перечень использованной литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003, ГОСТ Р 7.0.5 – 2008: в алфавитном порядке: фамилии авторов, наименование источника, место и год издания, наименование издательства, количество страниц. Если используются статьи из журналов, то указывается автор, наименование статьи, наименование журнала, номер и год выпуска и номера страниц, на которых напечатана статья. В тексте работы должна быть ссылка на тот или иной источник (номер ссылки соответствует порядковому номеру источника в списке литературы).

 

11.9. Алгоритм разработки проекта.

Этап/ срок Содержание работы Форма представления результата
1. Подготовительный (Май - Сентябрь) Определение темы, цели и задач индивидуального итогового проекта Утверждение списков обучающихся и руководителей. Список тем проектов (май)   Приказ (сентябрь) Определение тем, назначение руководителей
2. Планирование (Октябрь-ноябрь) Формулировка проблемы. Определение метапредметных планируемых результатов. Определение источников информации, способов сбора и анализа. Определение способа представления результата. Установление процедур и критериев оценки результатов. План работы над проектом
3. Работа над проектом (Ноябрь-март) Выдвижение гипотез, сбор информации, решение промежуточных задач. Подбор инструментария и его применение. Консультирование. Подготовка конечного продукта. Выступление руководителей индивидуальных итоговых проектов обучающихся на методическом совете (февраль)
4. Коррекция, оценка результата (март) Формулировка выводов. Промежуточная защита (в классе, на школьной НПК, на конкурсе). Выступление обучающихся (авторов проектов) на школьной научно-практической конференции, конкурсах
5. Рефлексия. Защита индивидуального итогового проекта перед комиссией (Апрель-май) Экспертиза проекта. Выводы и предложения. Выявление находок, проблем и поиск направлений развития. Защита проектов. Определение уровня сформированности метапредметных планируемых результатов

 

XII. Защита итогового проекта, подведение итогов

12.1 Презентация и защита проектных работ производится на уроке или в специально отведенный день с привлечением комиссии.

12.2. Для проведения презентации и оценки проектно-исследовательских работ приказом по школе создается специальная комиссия, в состав которой могут входить учителя, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, администраторы школы, родители и иные квалифицированные работники.

12.3. Защиту проекта осуществляет автор проекта. Время защиты составляет 5-8 минут.

12.4. Состав специальной комиссии определяется методическими объединениями школы. Количество членов комиссии не должно быть менее 3 и не более 7 человек. В состав комиссии входит научный руководитель проекта обучающегося, который защищается.

12.5. По решению специальной комиссии выставляется отметка, лучшие работы обучающихся могут быть рекомендованы к представлению на конференции, и конкурсы районного, областного, федерального, международного уровней, (по согласованию с автором проекта) размещаются на сайте школы в разделе ФГОС НОО и ООО «Наши достижения».

12.6. Защищенный проект не может быть полностью использован в следующем учебном году, как в качестве отдельной проектной работы, так и в качестве экзаменационной работы. Возможно лишь использование отдельных материалов для осуществления новой проектно-исследовательской работы.

12.7 Реферативные проектно-исследовательские материалы, а также сами проекты принадлежат образовательному учреждению.

12.8. В школе организуется банк проектно-исследовательских работ, которым (при условии их сохранности) могут пользоваться как педагоги, так и ученики школы, занимающиеся проектно-исследовательской деятельностью.

12.9. Контроль работы по проектам в общешкольном масштабе осуществляют заместители директора.

 

XIII. Критерии оценивания проектно-исследовательской деятельности

(см. Приложение 2)

13.1. I этап – изучение представленных работ членами жюри.

II этап – заслушивание докладов участников на заседании тематических секций, ведение дискуссии.

III этап – подведение итогов.

13.2. Регламент выступления участников – 5-8 минут, дискуссия – 5 минут.

13.3. В дискуссии участвуют члены жюри, слушатели предметных секций.

 

 

Приложение 1

 

План работы по индивидуальному проекту

обучающегося ______ класса МКОУ АГО «Ачитская СОШ»

____________________________________________________________

фамилия, имя, отчество обучающегося

1. Предварительная тема проекта

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. ФИО руководителя проекта по предварительной теме, должность

_____________________________________________________________________________

3. Утверждённая тема проекта

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. ФИО руководителя проекта в утверждённой редакции, должность

_____________________________________________________________________________

5. Рецензент проектной работы

_____________________________________________________________________________



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: