МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ




ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПРОЕКТА

Модуль «Методология исследовательской деятельности»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1.

МЕТОДЫПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Метод как путь достижения цели. Общая характеристика методов исследования. Классификация методов исследования по их принадлежности к виду исследования.

2. Теоретические методы психолого-педагогического исследования (абстрагирование, аксиоматический, анализ и синтез, идеализация, индукция и дедукция, моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному, обобщение). Иллюстрируйте ответ на вопрос примерами из научных исследований. Подготовьтесь к деловой игре по данному вопросу.

3. Эмпирические методы психолого-педагогического исследования (изучение литературы и документов, изучение результатов деятельности, наблюдение, опрос, оценивание (метод независимых экспертов или компетентных судей), создание диагностических ситуаций, изучение и использование передового опыта и др.) Иллюстрируйте ответ на вопрос примерами из научных исследований. Подготовьтесь к деловой игре по данному вопросу.

4. Общее понятие об эксперименте как исследовательском методе в педагогике и психологии. Виды эксперимента. Разработка программы опытно-экспериментальной работы. Основные этапы опытно-экспериментальной работы.

Контрольные вопросы и задания.

1. Выпишите определения основных понятий темы, вычлените их основные содержательные характеристики.

2. Что такое «научный метод»? Как классифицируют методы научного познания?

3. Назовите основные теоретические методы исследования.

4. В чем заключается особенность конкретно-научных методов в сравнении с общенаучными? Приведите примеры.

5. Дайте определение понятию педагогический эксперимент. Назовите этапы педагогического эксперимента.

6. Чем эксперимент отличается от наблюдения? Как дополняют друг друга наблюдение и эксперимент? Каковы особенности каждого вида эксперимента?

7. Чем опытно-поисковая работа отличается от эксперимента и использования передового опыта?

8. Объясните, как отбираются исследователем методики и методы исследования. Докажите на конкретных примерах влияние выбора методик и методов исследования на результативность научной работы.

9. Какие из методов Вы предполагаете использовать на различных этапах проведения научного исследования?

10. Объясните особенности использования общих и специальных методов исследования. Приведите примеры общих и специальных методов исследования.

 

Деловая игра:

Цель игры: закрепить знания, полученные при изучении темы «Методы эмпирического исследования», научиться сравнивать различные методы, анализировать, делать заключения об эффективности и ограничениях использования различных методов.

Подготовка к игре: Всем участникам дается задание подготовить интересные вопросы для игры «Интервью».

Ход игры: Один игрок задает вопрос по теме любому из игроков. Участник-респондент, которому задали вопрос, должен отвечать на него четко и ясно. Если он дает правильный ответ, то сам задает вопрос следующему участнику игры. Если играющий не может правильно ответить на вопрос, то тот, кто его задавал, должен сам ответить правильно и четко.

Примерная тематика вопросов: Изучение литературы и других источников. Наблюдение. Беседа. Интервью. Анкетирование. Тестирование. Изучение продуктов деятельности. Обследование. Эксперимент. Мониторинг. Метод экспертных оценок. Изучение и обобщение педагогического опыта. Опытно-поисковая работа. Герменевтический метод.

 

Литература:

1. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 208 с.

2. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений. М.: Академия, 2006.

3. Рузавин Г.И. Методология научного познания [Электронный ресурс]: учеб. пособие для вузов / Г.И. Рузавин. - Москва: Юнити-Дана, 2015. - 287 с.

4. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. Учебно-методическое пособие. - М.: Синтег, 2007. - 662 с. [Электронный ресурс]: https://www.biblioclub.ru/82662_Metodologiya.html

5. Новиков А.М. Методология научного исследования/ А.М. Новиков, Д.А. Новиков. – М.: Либроком, 2010. – 280с. [Электронный ресурс]: https://www.biblioclub.ru/82773_Metodologiya_nauchnogo_issledovaniya.html.

6. Умнов В.С. Самойлик Н.А. Научное исследование: теория и практика. - Новокузнецк: Кузбасская государственная педагогическая академия, 2010. - 99 с. [Электронный ресурс]: https://www.biblioclub.ru/88691_Nauchnoe_issledovanie_teoriya_i_praktika.html



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: