Текущий учет естественного движения населения – регулярный сбор сведений о рождениях, смертях, браках и разводах, получаемых при регистрации актов гражданского состояния по мере возникновения этих событий. Является важным источником статистико-демографической информации в межпереписные годы.
Обязательный характер регистрации рождений и смертей, браков и разводов призван обеспечить полноту и качество регистрируемых событий.
При регистрации рождений, смертей, браков и разводов необходимо определение событий ест. движ. нас. Сложные проблемы:
· определение числа живорожденных детей, числа детей, родившихся живыми, но умерших сразу после рождения и числа мертворожденных детей
· различие условий заключения и расторжения брака от страны к стране. Во многих странах регистрируются только юридически оформленные браки и разводы, а сведения о незарегистрированных браках и их прекращении получают при переписи.
Почти во всех странах закон предусматривает определенный срок, в течение которого демографическое событие должно быть зарегистрировано. В большинстве стран рождения регистрируются не позднее одного месяца после рождения ребенка, а смерти не позднее 5 дней после смерти, в некоторых странах не позднее 24 часов.
Созданию системы текущего учета естественного движения населения в России положил начало утвержденный 18 декабря 1917 года Декрет о гражданском браках, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния. Регистрация рождений, смертей и браков изымалось из ведения духовенства и передавалась отделам записи актов гражданского состояния, которые создавались при областных, городских, а в крупных городах – при районных Советах. Вплоть до начала ВОВ тек. учет ест. движ. нас. на некоторых территориях вообще не велся, либо велся не круглый год, а на территориях, полностью охваченных учетом, регистрировались не все случаи рождений и смертей. В 1941-1945 гг., а также в первые послевоенные годы качество текущего учета значительно ухудшилось. Система регистрации естественного движения населения была полностью восстановлена к концу 1950-х.
|
К началу 1990-х в России была налажена система текущего учета ест. движ. нас., отвечавшая мировым стандартам. 1997 г. – закон об актах гражданского состояния, в соответствии с которым была существенно сокращена программа регистрации, что привело к сокращению программы разработки статистических данных примерно на одну треть (например, не указывается теперь очередность рождения, адрес постоянного места жительства умершего).
Основными источниками данных о размерах, структуре и направлениях миграционных потоков являются текущий учет миграции, переписи населения, специальные выборочные обследования населения, различные списки и регистры населения. Учет миграции организовать значительно сложнее, чем естественного движения населения. Причем учет внутренней миграции налажен лучше по сравнению с международной миграцией.
Прямой метод учета миграции – текущая регистрация каждого миграционного события как в месте выбытия мигрантов, так и в месте прибытия. Косвенные методы используют материалы переписей населения и выборочных обследований.
Учет международной миграции осуществляется на основе
|
· пограничного контроля, который фиксирует данные о перемещениях населения на момент пересечения границы (невозможность точно выделить впервые въезжающих или выезжающих международных мигрантов из общей массы пересекающих границу)
· административных источников, связанных с получением визы, вида на жительство (временной лаг)
Текущий учет миграции населения с момента его организации (примерно 1923 г.) и по настоящее время непосредственно связан с пропиской (выпиской), а в последние годы – с регистрацией населения. В 1930-32 гг. была введена обязательная прописка/выписка. Проблема – отсутствие паспортов у сельских жителей.
Учет миграции до 1996 г.: в основе идентификации миграции были прежде всего причины миграции – на работу, учебу, брачно-семейные отношения. Имеет непосредственное отношение к таким понятиям как постоянное и наличное население, в связи с этим текущий учет миграции оценивается как неполный учет временной и постоянной миграции, без какого-либо выделения последней.
Современная система текущего учета миграции основана на регистрации населения, которая была введена в РФ в 1996 г. Регистрация происходит по месту проживания и по мету пребывания. Регистрация по месту пребывания ограничена сроком до 6 лет.