Глава 1. Лейтмотивные образы в драматургии Арбузова и их роль в художественной концепции автора




Введение

Пьесы Алексея Арбузова постигла счастливая судьба. С самого начала своей творческой деятельности автор был одним из самых популярных и признанных драматургов своей эпохи: его пьесы на протяжении всей его жизни ставились во всех театрах страны и продолжают ставиться до сих пор; многие выдающиеся спектакли записаны на плёнку, по его пьесам ставят фильмы. Арбузова играют почти во всех странах мира, его театральная слава с годами не угасает. Его творческий метод сравнивают с чеховским; многие научные работы посвящены исследованию особенностей арбузовской драматургии. Исследователи отмечают камерность, психологизм, лирическую интонацию звучания арбузовских пьес. Ключевой темой в пьесах Арбузова является любовь, а центральным персонажем – женщина, способная любить, преобразовывать вокруг себя мир и сохранять в себе нравственные идеалы советской девушки.

Алексей Арбузов не только пишет об актуальных событиях, которыми полна окружающая его действительность, он находит возможность через величие советского народа показать сокровенную личную жизнь каждого отдельного человека. Преобразовав каноны производственной драмы, он создал новую мелодраму.

Цель данного исследования состоит в том, чтобы проанализировать в творчестве Арбузова паломнические мотивы как системообразующий принцип арбузовской драматургии и их влияние на жанровое преобразование «производственной драмы» в «новую мелодраму».

Для достижения поставленной цели в работе решается ряд промежуточных задач:

1.Рассмотреть тему любви в пьесах Арбузова;

2.Рассмотреть тему войны в пьесах Арбузова.

3.Проследить становление лирико-романтического начала в драматургии А.Н. Арбузова и её реализацию в рамках «производственной драмы».

Методологическая основа реферата обусловлена целями и задачами исследования: комплексный подход к изучению основного корпуса текстов Арбузова включает в себя системный анализ пьес с элементами комплексного анализа (историко - культурный, элементы биографического подхода, элементы структурного анализа, элементы жанрового подхода, элементы мотивного анализа).

В рамках данного исследования рассмотрены эссеистические труды, связанные с историей изучения арбузовской драматургии: публицистика Людмилы Петрушевской «Девятый том»; мемуарные записки сына драматурга Кирилла Арбузова «Разговоры с отцом», исследования, связанные с изучением творчества Алексея Арбузова: монография И. А. Василининой «Театр Арбузова», И. Л. Вишневской «Алексей Арбузов: очерк творчества», статья Ай Хуэйжун «Рождение хора в пьесах А. Н. Арбузова 1930-Х годов», а также исследования, связанные с изучением советской драматургии: М. И. Громова Русская драматургия конца ХХ–начала XXI века», Б. С. Бугров «Проблемы развития русской советской драматургии на современном этапе (60-70-е годы).

Практическая значимость работы состоит в возможности использовать результаты для дальнейшего научного исследования творчества Арбузова, в возможности дальнейших теоретических изысканий в области жанра «производственной драмы» и «новой мелодрамы», а также выводы исследования могут быть полезными при анализе драматургических поисков современных театров.

Работа состоит из введения, одной главы, заключения и списка литературы.

Первая глава «Лейтмотивные образы в драматургии Арбузова и их роль в художественной концепции автора» посвящена рассмотрению сквозных образов и мотивов в пьесах Арбузова.

 

 

Глава 1. Лейтмотивные образы в драматургии Арбузова и их роль в художественной концепции автора

Алексей Николаевич Арбузов родился 13 (26 мая) 1908 года в Москве в дворянской семье. В 1914 году его семья переезжает в Петроград, где в 1916-м Алексей поступил в гимназию. Детские и юношеские годы Арбузова прошли в обстановке разлада между родителями, что оказало влияние на всё его дальнейшее творчество: конфликт отца с сыном из-за матери становится центральным в творчестве драматурга. В 1917 году, когда мальчику было 8 лет, началась революция, наступил голод, из семьи ушёл отец, поэтому систематического образования будущий драматург не получил. Сам Арбузов позже написал, что «…самое сильное впечатление – взятие Зимнего дворца в октябре 1917, которое я наблюдал, будучи мальчишкой. Это событие отразилось на моей судьбе и судьбе моей семьи. Началась новая жизнь. Я был предоставлен сам себе…» [20, с.25]. Душевная болезнь матери, которая не смогла перенести уход мужа и последние годы жизни провела в психиатрической лечебнице, сделала Арбузова сиротой в 11 лет. Он начал бродяжничать и попал в колонию для малолетних преступников, откуда был отправлен к тётке. «…Попав на воспитание к тетке, – писал Арбузов в автобиографии, – хотел снова уйти бродяжничать, но всему помешал один осенний вечер 20-го года – я попал в БДТ, где давали «Разбойников» Шиллера… Возвращаясь домой после спектакля, я понимал, что теперь вне театра уже нет жизни. Я придумывал новый финал «Разбойников», я грезил своим будущим, а оно было – театр, театр, театр… В течение четырех лет галерка четвертого яруса была моим домом, моей семьей – все значительное происходило здесь…» [20, с.25]. Так определилась судьба будущего драматурга. В 14 лет Алексей Арбузов начал работать статистом в Мариинском театре. В 16 лет поступил в существовавшую при Передвижном театре драматическую студию Павла Павловича Гайдебурова, в труппу которого был принят после окончания учёбы. Передвижной театр, созданный Гайдебуровым и Скарской на основе труппы «Общедоступного театра», носил просветительский характер, поэтому ставил на своей сцене современные пьесы, которые показывал как в столице, так и в провинции. В Передвижном театре не любили классическую литературу с монологами и диалогами. Скарская, актриса театра и жена Гайдебурова, «…разрабатывала метод, связанный с прямым эмоциональным воздействием слова, с его тайным воздействием на подсознание и психический мир человека, а потом уже и на разум. Скарская любила словесную импровизацию, которая понималась как «тайна творческого озарения, сходящего на актера…» [24, с.25]. Позже этот принцип импровизации Арбузов использовал в работе над своими пьесами. Передвижной театр просуществовал до 1928 года. Арбузов уходит оттуда весной двадцать восьмого года и создаёт с группой единомышленников свой «Цех экспериментальной драмы», который вскоре распадается. После распада «Цеха» Арбузов снова организует теперь уже театр на колёсах «Агитвагон», который просуществовал с 1928 по 1929 год. «Агитвагон» в лучших традициях Передвижного Театра ездит со спектаклями по провинциальным городам России, также как и Передвижной театр не любит литературы и не ставит классических пьес, поэтому Арбузов работает в театре не только актёром, но и драматургом, описывая в пьесах то, что переживает сам. В двадцатые годы, когда Арбузов создаёт свои первые пьесы, главным героем эпохи становится народ, объединённый единым революционным подъёмом и оптимистической верой в счастливую жизнь. Арбузов интуитивно чувствовал веяния времени и живо откликался на революционный энтузиазм масс, пытаясь отразить эту стихийную силу в пьесах. Одним из важнейших драматургических принципов Арбузова становится обязательное выражение в пьесе общественной оценки происходящего. Первой пьесой Арбузова стал «Класс», который не снискал широко успеха у массового зрителя. Как отмечается в статьях о творчестве Арбузова, пьеса провалилась потому, что «…Арбузов написал пьесу «Класс», которая представляла собой прямолинейную, черно-белую схему реальной действительности…» [8, с.24]. Далее Арбузов пишет пьесы «Идиллия», «Третий Ян», «Дальняя дорога». Как пишет исследователь драматургии Арбузова Крымова Н. А. «…театр в понимании Арбузова – живой диалог актера со зрителем… Он не может остаться, как и полагается автору, в стороне…» [19, с.25]. Поэтому в пьесах, которые создаёт драматург, его герои сами говорят о себе, не скрывая ни хорошего, ни плохого. Они открыто страдают и радуются и тем самым вносят в пьесу исповедальное начало. Несмотря на революционный пафос и энергетику общего дела, в пьесах появляется лирическое настроение, которое создаётся благодаря тому, что между зрителем и актёром возникает эмоциональная связь, рождённая из диалога. Работа над первыми пьесами помогают Арбузову лучше понять специфику сценического пространства и времени, суть драматургического диалога, влияние взаимоотношений в труппе на актёрскую игру.

Шестеро любимых»

В 30-е годы Арбузов возвращается в Москву. Он становится заведующим литературной частью пролеткультовского театра малых форм и формирует репертуар театра. Создавая «производственные драмы», которая требует от него как от драматурга фактографической точности, он ездит с труппой по заводам и стройкам, знакомится с жизнью простых людей, и пишет пьесы на основе жизненного материала. К примеру, для написания пьесы о шахтёрах, Арбузов едет в рабочий посёлок на Донбасс.

В Москве Арбузов заинтересовывается театром Вс. Мейерхольда, где он заводит дружеские отношения с драматургом Александром Гладковым, актёром Исидором Штоком и режиссёром Валентином Плучеком. Молодые люди объединяются вокруг Эраста Павловича Гарина, одного из любимых учеников и актёров Вс. Мейерхольда, в кружок творческой молодежи.

В это же самое время Арбузов работает заведующим литературной частью колхозного театра. «…Это был скорее драматический кружок, без собственного репертуара, без декораций и без специального помещения. Арбузов написал для этого театра пьесу "Шестеро любимых". Позже драматург говорил: «Написана комедия была с учетом местных средств и возможностей и была необыкновенно проста. В списке действующих лиц значилось всего шесть человек (три девушки и трое мужчин), была одна декорация, к тому же в ней и не имелось никаких особых атрибутов, которых нельзя было бы достать в любом селе». Вскоре эту пьесу напечатали в журнале «Колхозный театр», а затем поставили почти во всех профессиональных труппах. Так, совершенно случайно, Арбузов стал репертуарным драматургом...» [18, с.25].

«Шестеро любимых» - первая из знаковых пьес драматурга, в которых он успешно реализовал свои творческие принципы, ставшие традиционными для его дальнейших пьес. Напомним, что для драматурга важнейшую роль в пьесе играл общественный голос, который являлся выразителем оценки окружающего мира. Арбузов обращается в своём творчестве к образу хора. Подробно образ хора в творчестве Арбузова анализирует Ай Хуэйжун в своей статье «Рождение хора в пьесах А. Н. Арбузова 1930-х годов», где она отмечает, что «…хор, непременная составляющая античной драмы, играл важную роль в создании тесной связи между зрителями и сценой, выполняя и художественную, и общественную функции… Хор выступал не только наблюдателем жизненных переживаний героев, но и выразителем оценки окружающего мира: он одобрял или осуждал героев. В. Ярхо выразил в лите-ратуроведческих работах общее понимание функции хора: «Хор – это голос поэта, а то даже и всей гражданской общины, судящей трагических героев с позиций общенародной нравственности». Эта функция хора особенно важна Арбузову, который хочет сблизить зрителей со сценой, дать отклик мира на речи и поступки персонажей. Хор в пьесах Арбузова стал важным элементом в стремлении драматурга передать замысел своих пьес...» [1, с.24].

«Шестеро любимых» начинается с пролога, который в античной драме исполнял обычно хор. В прологе актеры и актрисы представляют зрителям свои мнения об отношениях между сценой и залом. Обращение должно послужить сближению зрителей с героями. Что характерно, актёры, которые дают характеристику своим персонажам, создают дистанцию между персонажем и его исполнителем. Эффект отчуждения актёра от исполняемой им роли дополнительно сближает актёра со зрительным залом, делая зрителей сопричастными сценическим действиям. Этот эффект неожиданно рождает интимное звучание пьесы, которая преодолевает рамки «производственной драмы» и делает героев пьесы выпуклыми и осязаемыми индивидуальностями, что является одной из парадоксальных черт арбузовской драматургии. Его тяга к выстраиванию жизненного пути героя в соответствии с похвалой обществом достойного поведения контрастирует с индивидуальным выбором своего пути, который герой противопоставляет окружающей его среде. Правдивость пьес заложена в противоречивости самой жизни, которая не поддаётся прямолинейному толкованию и однозначной оценки. Новаторство Арбузова делает его символом нового, советского театра.

Дальняя дорога»

В следующей пьесе «Дальняя дорога» Арбузов закрепляет разработанные в пьесе «Шестеро любимых» принципы: персонажи дают оценку происходящим событиям, хор демонстрирует признание окружающих людей. И тут же впервые у Арбузова появляется и закрепляется женский персонаж как главный герой пьесы. Лиля Брегман в начале пьесы показана как человек, боящийся жизни, на которую огромное влияние оказала оценка окружающих, считающей её неудачницей. Лиля тяжело идёт к своему признанию человеческого достоинства через героический труд на строительстве метрополитена. Персонаж был настолько противоречив, что, как отмечает И. А. Василина в своей монографии «Театр Арбузова», лишь впоследствии критики обратили внимание на странновато-задумчивый образ Лили Брегман. В «Дальней дороге» у Арбузова впервые отчётливо прозвучал важнейший мотив для всего его творчества - необходимость для человека общественно-значимой деятельности как пути к счастью: «…люди, выключенные из потока жизни общества, становятся важной его частью, необходимыми людьми, и тогда получают возможность любить и радоваться…» [1, с.24]. А название «Дальняя дорога» выражает сквозной мотив для всего творчества автора - странствие, «дальняя дорога» как способ духовного возрождения личности и обретения своего пути. Дальняя дорога представляется автору хорошим решением для тех межличностных противоречий, которые накапливаются у человека, когда он живёт в семье или коллективе.

Город на заре»

В январе 1938 года Государственный театр имени Вс. Мейерхольда был закрыт. Арбузов решает вместе с Валентином Плучеком и Александром Гладковым организовать собственную театральную студию, в которой продолжает работать в традициях предыдущих экспериментальных театров и разрабатывает метод словесной импровизации. Арбузов становится драматургом новой студии, а Плучек – режиссёром. В историю новое театральное объединение вошло под названием «Арбузовская студия» и просуществовала с 1939 по 1941 год.

Студийцы ставили перед собой задачу создать современный спектакль при помощи коллективных усилий творческой молодежи. Для этого они собирались на репетиции и начинали спонтанно, без предварительной подготовки говорить на любую тему, и то, что рождалось из импровизаций на репетициях, Арбузов обрабатывал и превращал в текст пьесы. За время существования студийцами было создано около 40 пьес, но самой популярной из всех стала первая пьеса-хроника «Город на заре», посвящённая строительству Комсомольска-на-Амуре и его создателям. Вот как об этом пишет И. А. Василина «…И вот первый спектакль студии – «Город на заре». Сюжет пьесы - рождение нового города на Дальнем Востоке. Рождение города – рождение нового театрального коллектива. Тема спектакля оказалась почти автобиографической, студийцы тоже чувствовали себя молодыми строителями, которые как бы создавали свой дом. Целый ряд тем, которые были в этом спектакле: тема трудностей, бегства, отступничества, преодоления, братства, победы, наконец, - всё это переживали сами участники студии, когда они работали над созданием спектакля…» [9, с.24]. В хрестоматии по русской драматургии XX века отмечается, что «…композиция пьесы имела новаторский характер, где бытовые сцены перемежались комментариями Хора…» [12, с.24].. Как видим, Арбузов играл с жанровыми формами, непривычно меняя точку зрения на уже привычные темы. Используя те же образы и мотивы (молодые люди, проходящие сложный трудовой путь в поисках своего места в новом мире социалистической справедливости), он по-новому осмыслял проблемы времени, разрушая устоявшиеся художественные формы современных театров. С каждой новой пьесой созданный Арбузовым образ оказывался художественным открытием огромной силы, который вносил разлад в устоявшийся театральный канон.

Таня»

Так произошло и с пьесой «Таня», которую Арбузов написал специально для актрисы Театра Вахтангова Марии Ивановны Бабановой, которая в то время находилась в поисках новой для себя роли. Восхищенный её игрой в спектакле «Великодушный рогоносец», Арбузов начал писать «Таню», представляя исполнительницей главной роли только её. Премьера пьесы в постановке молодого режиссёра Андрея Лобанова состоялась 10 марта 1939 года на сцене Театра Революции. Как отмечают сегодняшние исследователи творчества Арбузова «…уже в самом ее заглавии он определяет жанровые и идейные особенности произведения, показывая, как искусство театра близко придвинулось к человеку, к его каждодневной жизни…» [8, с.24]. То есть, к этому времени арбузовский экспериментальный подход к созданию пьес уже устоялся и стал художественным методом, который завоевал сердца зрителей. В пьесе встречаются уже выработанные каноны арбузовской драматургии: главным героем становится женский персонаж, фабулой пьесы является производственная драма, зрителю показана история девушки, которая выключена из потока общественной жизни. Новизной в образе Тани явилось то, что для неё самым главным чувством в жизни оказывается любовь к Герману, а не собственное профессиональное призвание. Позже, в пьесах «Мой бедный Марат», «Иркутская история», «Сказки старого Арбата» Арбузов будет неоднократно возвращаться к проблемам профессиональной реализации и взаимной любви, препятствием между которыми всегда будет стоять дело, которое будет лишать персонажей полноты жизни. Впервые наиболее остро эта проблематика была задана именно в пьесе «Таня».

Мария Бабанова, вопреки воле режиссёра и драматурга, внесла столько лирических и душевных черт в образ Тани, что изначальная задумка показать Таню так же, как был сделан образ Лили Брегман в «Дальней дороге» - девушкой, осознавшей свои ошибки и перевоспитавшейся в активного члена советского общества, провалилась. Как пишет И. А. Василина «…драматург пытался вывести, вытолкнуть Таню из тесного, по его прежним представлениям, семейного мирка в некие широкие просторы, где, как это всегда представляется физически здоровой молодости, много чудес подстерегает человека, от которых так неразумно отказываться, где только и возможно по-настоящему проявить свои силы на благо человечества. Размытые дороги, порывы ветра, ливневые дожди, злая пурга, быт не оседлый, а перекати-поле – всё это казалось неотъемлемыми атрибутами настоящей, правильной, полезной жизни<…>Арбузов был не только глубоко потрясён великолепной работой актрисы, но и не менее глубоко возмущён, что, как ему тогда показалось, замысел спектакля резко разошёлся с тем, что им было написано. На сцене Театра Революции Таня была целиком и полностью реабилитирована, а общий романтический пафос пьесы ощутимо заземлён. «Таня» зажила своей самостоятельной жизнью, стала по-своему влиять на современников, никак не считаясь при этом с замыслом своего создателя…» [9, с.24]. Между актрисой и драматургом возник спор о природе Тани, который, как пишет В. П. Муромский в своей статье об Арбузове «…был глубоко поучителен для драматурга. В дальнейшем он отказался от категорических интонаций по отношению к своей героине, внеся соответственные изменения в окончательный вариант пьесы (1947)…» [7, с.24].

Таким образом, Арбузов раскрывает в образе Тани внутренний мир человека, выводит на первый план его личную жизнь, говорит о любви и счастье, придавая лирические интонации «производственной драме».

Как замечает Виталий Вульф в программе «Мой серебряный шар. Алексей Арбузов», диалоги в пьесах Арбузова наполнены музыкой и поэзией. Именно эти противоречивые черты: лиричность и героика, интимность переживания и сила воли человеческой личности, домашний уют и замкнутость семейной жизни как потребность души, и соседствующая с ней противоположенная душевная потребность дерзких вызовов и стремление в неизвестность, - сделали «Таню» понятной всем и вывели её из разряда типичных для 30-х годов пьес.

Из актрис Театра Революции, позже переименованного в Театр Маяковского, Таню сыграли Татьяна Карпова, Галина Анисимова, Вера Гердрих.

Как отмечает В. П. Муромский «…Жизненная емкость образа Тани давала возможность талантливым актрисам в разное время открывать в нем новые, порой неожиданные грани: А. Фрейндлих в спектакле Театра им. Ленсовета (1963, реж. И. Владимиров), Т. Самойлова в Театре киноактера (1968), О. Яковлева в телефильме «Таня» (1974, реж. А. Эфрос)…» [7, с.24].

Домик на окраине»

В сорок первой году началась война многие актёры и актрисы «Арбузовской студии» ушли на фронт, и в период войны часть студии была преобразована во Фронтовой театр. В 1942-43 годах Арбузов совместно с Александром Гладковым пишет пьесы «Бессмертный» и «Домик в Черкизове», который в новой редакции 1954 года получит название «Домик на окраине». В пьесе «Домик на окраине» Гладков и Арбузов показывают быт трёх сестёр, проживающих в родительском доме. Пьеса «…воспроизводила чеховскую ситуацию трех сестер (Вера, Надежда, Любовь) в условиях тыловой жизни периода войны…» [7, с.24]. Потери и лишения, которые испытывают сёстры во время войны, выявляют подлинность человеческих чувств и духовных смыслов, которые были для них неощутимы в мирное время. Позже Арбузов вернётся к вопросу о любви и войне в пьесе «Мой бедный Марат».

 

 

Годы странствий»

После войны студия так и не восстановилась. Арбузов несколько лет не писал новых пьес, а только редактировал «Город на заре» и «Таню». В 1948 был арестован Александр Гладков. В 1950 Арбузов, наконец, написал пьесу «Годы странствий», которую редактировал в 1954 и 1980 годах.

«Годы странствий» отразили сквозные идеи Арбузова, над которыми он так мучительно размышлял в своих довоенных пьесах. Время действия – довоенные и военные годы, как в «Домике на окраине». Действующие лица – врачи, как в «Тане». Так же, как и в «Домике на окраине» герои пьесы взрослеют во время войны, осознав, что мирная жизнь, наполненная разными культурными событиями, на проверку оказалась придуманной. Во время войны у арбузовских героев обострился интерес к окружающим людям. Отчётливо начинает звучать тема таланта и себялюбия. Победа в войне резко ставит перед живыми вопрос цены жизни. Кому оставлена жизнь, с того особый спрос за то, как он ею распорядится. Усиливается значимость общественно-полезной деятельности и душевного равновесия, которые связаны с острым ощущением неполноты жизни из-за уходящей молодости и гибели на войне товарищей. Появляется понимание, что талант должен быть согрет любовью к людям. Мотив странствий вынесен в заглавие и усилен арбузовской концепцией времени, которая начинает приобретать свою завершённость: духовный поиск и обновление всей жизни, которые человек приобретает в странствиях, длится много лет. Окончательно формируются паломнические мотивы арбузовкой драматургии, которые связаны с понятиями священного пространства, историей и человеком. Священным пространством становится Сибирь, историей, выявляющую подлинную сущность мятущегося человека, являются революция, великие стройки коммунизма, вторая мировая война, а человеком - личность, изменившаяся под влиянием силы любви. Отчасти эти идеи встречались в довоенных пьесах Арбузова, но наиболее полно автор разовьёт их в пьесах «Иркутская история», «Мой бедных Марат» и «Сказки старого Арбата».

Иркутская история»

Как отмечается в одной из биографий драматурга «…с середины пятидесятых годов Арбузов начинает готовиться к своему главному произведению - «Иркутской истории». Сюжет пьесы зародился во время поездки на Иркутскую ГЭС, где писатель столкнулся с теми реальными проблемами, которые неизбежно возникали на строительстве, познакомился со своими будущими героями…» [8, с.24].

Итак, на сценах многих театров идут «Годы странствий», а Арбузов в поисках материала едет на строительство иркутской ГЭС, где ищет сюжет для своей пьесы. Выстраивая систему персонажей «Иркутской истории», Арбузов использует хор, который в начале пьесы представляет зрителям её эпилог - диалог между Валей и Витей, который состоялся в самый важный для Валентины день – в день её первой получки.

В новой пьесе Арбузов для решения своих художественных задач снова, как и в «Тане», обращается к любовному треугольнику: драматург рассказывает зрителю полную драматизма историю любви между Валей, Витей и Сергеем. Любовная коллизия усиливается тем, что Валя уходит от любимого Виктора, который относится к ней легкомысленно и неуважительно, и выходит замуж за нелюбимого Сергея, который ценит её человеческое достоинство, а Сергей случайно погибает, спасая тонущего ребёнка, и оставляет Валю одну с семьей на руках и всей тяжестью существования матери-одиночки. Валентина осознаёт глубину своей любви к Сергею после его смерти, когда чувствует, что он был ей не только мужем и другом, но и голосом её совести, помогавшей её духовному возрождению.

Виктор показан Арбузовым человеком, разрушенным ссорой с отцом и мачехой – он теряет веру в чистоту отношений между мужчиной и женщиной из-за того, что отец бросил его мать и женился на другой женщине, чего Виктор никак не может ему простить. Позже наиболее полно тема сложных взаимоотношений между отцом и сыном из-за женщин отца будет раскрыта Арбузовым в пьесе «Сказки старого Арбата». Потеряв доверие к людям, Виктор теряет любовь, и трагическое осознание этого факта приходит к Виктору слишком поздно, когда Валя становится матерью детей Сергея.

Сергей становится опорой не только для Валентины, но и для Виктора, который осознаёт свои чувства и меняет своё отношение к осиротевшей Вале, и становится для неё нравственной опорой и помощником вместо Сергея.

Исследователи отмечают, что «…нарушая все законы драматургии Арбузов позволяет «Иркутской истории» подойти ко второй своей кульминации, хотя всем известно, что накал, апогей бывает в пьесе однажды, затем развязываясь, отпуская нервы и устремляясь к финалу. Но в «Иркутской истории» взлет идей и страстей повторяется дважды, что и придает этой пьесе неповторимое обаяние, особый драматический привкус дисгармонического изящества. Казалось бы, что дальше — умер герой, совершилось нравственное возрождение героини, куда еще двигаться сюжету? Но смерть героя — еще не вся драма, на сцену выступает Виктор, доселе оттесненный перипетиями жизни Вали и Сергея. Бригада, где работал погибший Серегин, решает выплачивать Вале и ее детям зарплату, которую получал раньше ее муж, а теперь будут вырабатывать его товарищи. Валя принимает это решение друзей Сергея как естественное и справедливое. Но тут неожиданно идет против всех Виктор. Тот самый Виктор, который не очень поначалу разбирался в вопросах морали, сейчас говорит об унижении человека подачками, деньгами, не заработанными им самим. Несчастье — потеря любимой — сделало Виктора умнее и мужественнее, интеллигентнее и прозорливее. И Вале предлагают пойти работать к ним, на шагающий экскаватор, где трудился Сергей. Пьеса начинается и кончается самой важной для Арбузова сценой. На мостике, возле тускло горящего фонаря, стоит Валя, в руке ее зажата первая в жизни, поистине трудовая зарплата…» [13, с.24].

Как отмечает Рожанский в статье «Пятидесятые: три иркутские истории об идеале», «…Премьера пьесы «Иркутская история» состоялась в театре Вахтангова в конце 1959 года, в это время пьеса репетировалась ещё в ряде театров*****, а к концу сезона она вышла уже на лидирующие позиции по числу постановок<…> В 1973 году выходит фильм-спектакль на основе вахтанговского…» [21, с.26].

На сцене и в фильме Валю блистательно сыграла актриса Вахтанговского Театра Юлия Борисова, которой драматург и посвятил пьесу. Она придала образу Вали внутренний драматизм, который соединился с общим оптимистическим настроем пьесы и искренностью молодости. Её партнёром стал Василий Лановой, исполнивший роль Виктора. Он убедительно обнажил перед зрителем внутренний надлом своего героя, который находится на пути обретения настоящих живых чувств. Оба героя – Валя и Виктор обрели подлинное счастье, воплощая собой идею автора о том, что человеку для этого нужно, чтобы его дело было чуточку лучше, чем он сам. Постоянный внутренний поиск и духовный рост определяет суть человеческой судьбы - рождение человека.

Таким образом, происходит окончательное формирование и реализация паломнических мотивов в творческой концепции арбузовской драматургии, связанных со священным пространством, историей и человеком. Если в предыдущих пьесах герои уезжали в Сибирь, чтобы найти своё место в этом мире, то в данной пьесе действие разворачивается в Иркутске, а название сакрального пространства закреплено в заглавии. Историей становится строительство иркутской гидроэлектростанции. А герои пьесы становятся личностями, изменившимися под влиянием силы любви. Для героев пьесы служение делу носит исцеляющий характер, а любовь становится ясной и полной только в русле общественной жизни. Рефреном из «Дальней дороги» повторяется необходимость для человека общественно-значимой деятельности как пути к счастью. История делает новых людей. Как люди живут под тяжестью истории, Арбузов подробно рассматривает в пьесе «Мой бедный Марат».

Мой бедный Марат»

Поставив перед собой в пьесе «Годы странствий» художественную задачу исследовать некоторые существенные черты героев нового, послевоенного поколения, в 1965 году Арбузов возвращается к этой теме в пьесе «Мой бедный Марат», имеющую второе название «Не бойся быть счастливым», которую автор редактировал в 1980 году.

Действие, как и в предыдущих пьесах Арбузова, разбито на несколько лет: весна 42 года, весна 46, и декабрь 1959 года.

Эта камерная пьеса не выходит за рамки одной комнаты. Главные герои, истощённые от голода, встречаются весной 42 года. Марат, возвращаясь домой, обнаруживает там девушку, которая сожгла все его вещи, пытаясь выжить холодной и голодной зимой сорок второго. Оказалось, что детство закончилось с началом войны, и для Марата, как бы ему ни хотелось вернуться в прошлое, не осталось ничего, кроме настоящего, даже памяти, которую хранили в себе фотографии. Арбузов при помощи мельчайших деталей вносит лирические ноты в описание быта Лики и Марата, а их словесные перепалки рождают взаимную симпатию, перерастающую в любовь. В дальнейшем этот приём Арбузов использует в пьесах «Старомодная комедия» и «Сказки старого Арбата». Выбирая перепалку как фундаментальную стратегию человеческого общения, Арбузов исследует психологию человеческого общения, способность главных героев слушать и быть услышанными. Марат говорит об отделённости Лики от общества как о причине её душевного недуга, Лика замечает, что Марат – врун. Оба болезненно ищут взаимопонимания, и только через словесную игру находят силы приспособиться к новым условиям жизни.

Появление Леонидика вносит в пьесу Арбузова тему творческой несостоятельности. Физическая слабость оборачивается душевной трусостью, и главные герои оказываются способными пережить войну, но неспособными пережить мирное время. Война лишила их семьи, принесла вместо веры в себя страх и разруху. Знакомая по предыдущим пьесам Арбузова коллизия любовного треугольника обостряет одиночество и беспомощность героев. Марат не может привыкнуть к жизни и поверить, что есть счастливая взаимная любовь с Ликой. Лика нуждается в опоре и находит её в заботе о Леонидике. Леонидик – поэт, который навсегда остался напуганным смертью и не смог преодолеть страха перед жизнью, поэтому пишет, «аккуратно», «как полагается», и никогда не печатает своих лучших стихов. В блокаду главные герои потеряли всё, но нашли друг друга, и эта дружба остаётся единственным, что постоянно возвращает их к подлинным человеческим чувствам, и помогает осознать, что жизнь требует взаимности, иначе она истончается и чахнет.

Завязка пьесы происходит весной, весной рождается взаимная любовь Лики и Марата, но разрешения не получает, потому что герои отступаются друг от друга, и вместо радостной, полной любви, наступает тишайшая жизнь. Арбузов остро обозначает проблему послевоенного поколения, которое оказалось растерянным перед тяжестью ответственности, которое провидение возложило на них перед мертвыми за то, что они остались живыми. Рефреном повторяется здесь мотив из пьесы «Годы странствий», когда герои осознают, что их долг – жить необыкновенно, одержимо, счастливо за всех тех, кто не вернулся с войны.

И разрешение ситуации происходит под Рождество, когда Леонидик, понимая, что ему необходимо возвратиться к жизни и вернуть потерянный талант, принимает решение оставить Лику. Герои осознают, что новая жизнь после войны для них не началась, потому что они разучились мечтать. Последний страх – страх быть счастливыми, они преодолевают в рождественские дни, что придаёт окончательную устойчивость паломническим мотивам в арбузовской драматургии.

Сказки старого Арбата»

Последней в рамках заданной работы будет проанализирована пьеса «Сказки старого Арбата».

Так же, как и в пьесе «Мой бедный Марат», действие не выходит за пределы одной комнаты. Как отмечено в ремарках «…комедия разыгрывается в причудливом кабинете Фёдора Балясникова…». Основными действующими лицами в пьесе являются отец и сын Балясниковы, кукольники, и девушка Виктоша, приехавшая к подруге из Ленинграда, которая мечтает стать портнихой, чтобы «одеть всю страну красиво и разнообразно».

Развитие сюжета пьесы начинается с того, что пожилой кукольник Балясников находится в творческом кризисе: он не может создать кукол для спектакля на античный сюжет «Прекрасная Елена». Для работы ему не хватает азарта, вдохновения и радости. Он переживает из-за того, что наступила старость, и он как художник вышел в тираж. Для вдохновения ему необходимо быть счастливым, и он, как ребёнок, ждёт, что с ним случится что-то необыкновенное.

Христофоров, подручный Балясникова, его тихий и преданный друг, отличается практичностью, житейской смекалкой и трезвым взглядом на жизнь, и считает, что Балясникову для вдохновения нужны впечатления. Для того чтобы Балясников смог работать над куклами, он уговаривает его взять отпуск и отправиться в путешествие по Волге. Балясников же считает, что впечатления ему не нужны, так как у него есть фантастическое воображение, которое способно охватить всю широту окружающего мира, включая столетия истории, а не ограничиваться только одними пейзажами.

Через диалоги главных героев Арбузов излагает свою концепцию творчества: для вдохновения человеку нужен эмоциональный подъём, который связан с чувством удивительного и чудесного, которое постоянно должно жить в человеке.

Главной чертой героев является умение мечтать, что предано в названии пьесы – «Сказки старого Арбата». Способность творчески мыслить делает героев отрытыми окружающему миру, и событиям, которые несёт в себе новый день.

Балясников Фёдор Кузьмич целый день находится в состоянии ожидания удивительного события, которым становится знакомство с Виктошей.

В образе Виктоши Арбузов соединил два сквозных мотива, характерных для его драматургии – чудо и дорога.

Черепанова О.А. в монографии «культурная память в древнем и новом слове» пишет, что «…в российском сознании можно обнаружить концептуальную связь понятий «путь» и «чудо». Чудо – это выход, «прорыв» из обыденной реальности в иную реальность, это нарушение привычного хода вещей. Также и в пути странствующий уже не принадлежит ни локусу, кот



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: