IV серия высокий средний
НИЗКИЙ
меренно запечатленного материала, но и в количестве времени, затраченного на выполнении поставленной задачи.
Показатели времени выбора одной картинки или придумывания одного слова представлены в диаграмме в сопоставлении с показателями продуктивности запоминания наглядного и словесного материала. Из диаграммы видно, что у детей с задержкой психического развития не только снижена продуктивность непроизвольного запоминания, но и для выполнения задания каждой серии им требуется больше времени, чем нормально развивающимся детям. В то время как последние затратили на решение поставленной задачи в среднем от 7 (III серия) до 9 секунд (IV серия), дети с задержкой психического развития выполняли эти задания соответственно за 12 и 17 секунд, т. е. почти в два раза медленнее. По-видимому, количество времени, затраченного на установление смысловых связей между единицами материала основных и дополнительных наборов, не является фактором, определяющим продуктивность запоминания. Дети с задержкой психического развития не всегда активно действовали с материалом на протяжении всего использованного времени. Для них характерно значительное число отвлечений, неумение организовать свою деятельность и сосредоточиться в процессе выполнения поставленной задачи.
32,3 67,7 |
59,5 40,5 |
70,3 29.7 |
27,1 72.9 |
Таблица 2
Нор| | «ально развивающиеся детн |
15,0 75,0 10,0 | |
46,7 53,3 | |
55,0 45,0 | |
13,3 80.0 6,7 |
■1 |
умении дифференцировать материал, что сказалось и на точности репродукции. Основным условием правильного воспроизведения материала всех, экспериментальных серий было умение испытуемых отличать слова или картинки, предложенные экспериментатором, от тех картинок или слов, которые подбирались или придумывались самим испытуемым, т. е. разграничивать содержание основных и дополнительных наборов. Кроме того, следовало воспроизводить только материал основного задания, не включая слов и картинок из предварительно разобранных примеров. Для детей с нормальным уровнем развития такое разграничение не представляло особых трудностей. Материал всегда воспроизводился точно, ошибки были единичными. Дети с задержкой психического развития при произвольном воспроизведении материала (картинок или |
|
Даже в том случае, когда дети были активны в течение всего затраченного времени, их деятельность оставалась менее результативной и продуктивность запоминания оказывалась ниже, чем в норме.
Значительные различия между экспериментальными группами выявились и при сравнении скорости воспроизведения материала. Дети с задержкой психического развития тратили па воспроизведение единицы материала от 35 (III серия) до 47 секунд (IV серия), в то время как нормально развивающиеся дети соответственно 23 и 30 секунд.
Следовательно, дети с задержкой психического развития воспроизводят за один и тот же отрезок времени меньшее по сравнению с нормой число единиц материала, затрачивая больше времени на деятельность с ним.
Существенные различия между детьми экспериментальных групп наблюдались и проявившихся при воспроизведении возможностях и
большое число ошибок. По I серии каждый ребенок делал в среднем 37% ошибок, по 11 — 42%, III —37% и IV серии —53% (от среднего объема правильно восстановленного материала). В сериях, в которых дети самостоятельно придумывали слова к основным наборам, т. е. II и IV, число ошибок заметно возрастало, особенно в последней, где воспроизводилась ошибочно почти половина материала.
|
Большинство ошибок возникало в основном за счет привнесений нового материала в репродуцируемый ряд. Дети с задержкой психического развития часто называли картинки или слова из дополнительного набора, новые слова обобщающего характера или близкие по смыслу к словам основного набора. В воспроизводимый ряд включался также материал пробных заданий или предыдущих серий. Встречались случаи, когда ребенок называл оба элемента ассоциированной пары, образованной из единиц основного и дополнительного наборов, и не дифференцировал их. Другим видом ошибок являлось повторение одних и тех же слов в ряду воспроизводимого материала.
По результатам всех серий число привнесений значительно превышало число повторений. Характерно, что дети с задержкой психического развития не замечали своих ошибок и были уверены в правильности ответа, что отличало их от нормально развивающихся сверстников. У последних все-таки наблюдались единичные случаи повторений. Однако они сами замечали повторения и говорили об этом или повторение носило механический характер и являлось как бы стимулом дальнейшего припоминания, что нередко бывает при вспоминании связного текста (осмысленного материала). Используя в основных наборах наглядный и словесный материал, мы предполагали, что более высокие результаты непроизвольного запоминания будут получены в тех сериях, где основные наборы были составлены из картинок (I и II): если продуктивность запоминания определяется характером материала, -
|
значит, лучше запомнится наглядный материал.
При анализе полученных результатов обнаружилась зависимость эффективности непроизвольного запоминания детей обеих экспериментальных групп от характера сочетания наглядного и словесного материала в основном и дополнительном наборах. Наиболее эффективным оказалось сочетание разнородного материала, а сочетание однородного материала дало более низкие результаты. Существенных различий между средними арифметическими показателей запоминания в I и IV сериях у испытуемых обеих групп не обнаружено. Также недостоверными оказались различия между данными II и III серий.
Самые высокие результаты получены в III экспериментальной серии, где слова основного набора сочетались с картинками, которые дети подбирали из дополнительного. Наиболее низкие показатели продуктивности запоминания зафиксированы при сочетании «слова — слова» (IV серия). (Различия между результатами II и IV серий достоверны при р<0,001.)
По-видимому, в данных экспериментальных условиях вид подлежащего воспроизведению материала (наглядный или вербальный) не оказывал решающего влияния на продуктивность запоминания. Ведущим фактором являлся характер сочетания материала в каждой конкретной серии. Так, в I и III сериях материал для запоминания был различным, сложность и характер деятельности— одинаковыми: дети подбирали картинки из дополнительного набора к наглядному (I серия) и вербальному (III серия) материалу. Предполагалось, что лучше запомнятся картинки основного набора I серии. Сопоставление результатов серий показало обратное: дети обеих групп лучше запомнили словесный материал при подборе к нему наглядного, чем наглядный при выборе к нему наглядного (различия достоверны при (><0,001). Эти данные свидетельствуют о том, что некоторые особенности непроизвольного запомнив-
школьников независимо от уровня их психического развития.
Полученные в исследовании результаты позволяют сделать следующие выводы.
Продуктивность непроизвольного запоминания наглядного и вербального материала детьми с задержкой развития отличается от таковой у нормально развивающихся детей. Объем материала, запоминаемого этими детьми, ниже объема материала, сохраняющегося в памяти нормально развивающихся сверстников.
Не выполнение поставленной задачи (подобрать картинки или слова) дети с задержкой развития затрачивают больше времени, чем нормально развивающиеся дети. Но происходило это не за счет длительности активной деятельности, а из-за неумения организовать мыслительный процесс и сосредоточенно выполнять задание.
Дети с задержкой психического развития отличались от нормально развивающихся детей по точности воспроизведения экспериментального материала. Воспроизведение элементов основных рядов, являющихся объектом деятельности, сопровожда-
лось большим количеством привнесений. Наблюдались также повторения слов в процессе воспроизведения, которые оценивались как новые единицы материала.
Продуктивность непроизвольного запоминания зависела от характера сочетания материала в основном и дополнительном наборах. Эта особенность характерна для детей обеих групп. Все испытуемые лучше запоминали при сочетании разнородного материала и хуже при сочетании однородного. Следовательно, в целом развитие непроизвольной памяти детей изучаемой категории подчинено общим закономерностям психического развития младших школьников. Однако проявляются и определенные специфические особенности непроизвольного запоминания, которые отличают этих детей от их"нормально развивающихся сверстников.
Результаты исследования заставляют обратить внимание на характер взаимоотношений наглядного материала и объяснений в процессе учебных занятий и организацию деятельности детей при демонстрации наглядных пособий.