Цель заключительного этапа работы музыканта над произведением состоит в
достижении уровня «эстетической завершенности» интерпретации. Для достижения этой цели важно, чтобы музыкант смог «подняться» над реальностью и превратиться из непосредственного участника событий в режиссера музыкального действа. Такой подход позволит исполнителю достичь в интерпретации равновесия между интеллектуальным началом и силой непосредственного чувства, добиться необходимого соотношения между рационально-логическим и эмоциональным.
Таким образом, на этапе подготовки пьесы к сценическому воплощению ставятся следующие задачи:
· совершенствовать способности ученика к синтезированию;
· играть пьесу в любой обстановке, на любом инструменте, перед любымислушателями.
Достигнуть этого возможность благодаря дальнейшему укреплению навыков
перспективного слухового мышления и антиципации с помощью следующих
методов: исполнение произведения целиком, приобретающее характер сценического выступления; занятие в «представлении».
Игра целиком перед воображаемыми зрителями укрепляет не только горизонтальный слух исполнения (перспективное мышление) и умение создавать предваряющее слуховое представление (навык антиципации).
Исполнение произведения от начала до конца укрепляет слуховое внимание
музыканта и в первую очередь такое его качество, как сосредоточенность.
Способность концентрироваться на исполняемом позволяет инструменталисту с помощью активного слухового контроля объективно оценивать реальное звучание и корректировать исполнение в желаемом направлении.
На заключительном этапе большое значение имеет «метод раздвинутых проигрываний», как всей пьесы в целом, так и отдельных эпизодов частей. Это
|
значит, что проигрывания следуют одно за другим не сразу, а через некоторый
промежуток времени, достаточный для того, чтобы непосредственные следы от игровых ощущений успевали сгладиться и, таким образом, следующеепроигрывание происходило как бы «заново», т.е. носило характер «первого», а не «второго» проигрывания. В промежутках можно проигрывать другие эпизоды пьесы или же производить текущую работу над другими пьесами.
Регулярная тренировка синтетической способности, осуществляемая на заключительном этапе работы над произведением с помощью методов исполнения целиком и занятий в «представлении», приводит к рождению в сознании ученика «свернутой» (сжатой) модели интерпретации. Эта модель хранит в себе звуковой эталон формы пьесы и необходимый для его воплощения на инструменте арсенал пианистических движений. Под контролем творческого сознания музыканта такая модель способна развернуться в выстроенное повествование, отражающее логику становления художественной идеи произведения.
Заключение
Каждый из основных этапов работы над музыкальным произведением заключает в себе определенные трудности и требует длительной и кропотливой работы, как над отдельными деталями нотного текста, так и над воплощением художественного целого. Нужно еще раз подчеркнуть важность самого первого этапа работы, так как именно на этой стадии разучивания произведения ученик имеет первые представления о том, что ему предстоит сыграть. Поэтому очень важно с самого начала дать учащемуся нужные знания о данном произведении, чтобы в дальнейшем он смог уже самостоятельно разучивать и другие пьесы. А «ключом» к воплощению художественного замысла музыкальной композиции является нотный текст, который содержит в себе указания темпов, динамики, штрихов, фразировочных лиг и других средств музыкальной выразительности.
|
Существенно отрабатывать отдельные моменты нотного текста, пользуясь вышеперечисленными методами и приемами работы. Нужно помнить, что дети по своей природе реалисты. Поэтому они не всегда прилежно выполняют задания, если не видят перед собой ясной и достижимой цели. Серьезная задача педагога – убедить ребенка поверить, что все рекомендуемые приемы разучивания приведут к желаемому результату.
Список литературы:
1. А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой», учебное пособие. – М.:
«Советский композитор», 1986
2. А. В. Вицинский «Процесс работы пианиста – исполнителя над музыкальным
произведением». - М. Классика - ХХI, 2003
3. Л. О. Гинзбург «О работе над музыкальным произведением», 4-е издание. М.: Классика - ХХI, 1981
4. Й. Гофман «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре». М.: Классика – ХХI, 2002