Произведением»
Преподаватель:
Федорова И.П.
Г.Березники 2021г.
Содержание
I. Вступление……………………………………………………………………………………………………………………………………….……….….…....3
II. Этапы работ над произведениями……………….………………...……………………………………………….………………...…….4
2. 1. Первый этап - ознакомление с произведением………………………………………………………...……….….....…4
2. 2.Второй этап - исполнительский анализ……………………………………………………….……….………………….……...6
2. 3.Третий этап - оформление произведенияв единое художественное целое………….….….12
2. 4. Последний этап - подготовка произведения к сценическому исполнению………………..…..16
III. Заключение……………………………………………………………………………………………………………………………………..…….…….…..18
IV. Список литературы…………………………………………………………………………………………………………………………..…………….19
I. Вступление
Музыкальное произведение как художественная целостность, этапы и методы еготосвоения – является одной из важнейших проблем музыкальной педагогики.
Процессу работы над музыкальным произведением уделяется значительное
внимание в трудах выдающихся деятелей фортепианного искусства и педагогики – А. Вицинского, С.Е. Фейнберга, А.П. Щапова, Б. Милича и других. В традиционнойтпедагогике процесс освоения музыкального произведения подразделяется на триэтапа. У К. Черни эти этапы именуются «разбором, техническим освоением,художественной отделкой». Г. Гинзбург называет их так: «зарождение образа,элементарная работа, приспособление». Для А. Вицинского это: «первоначальноеформирование музыкального образа, техническое овладение произведением,исполнительская реализация музыкального образа». Некоторые представителисовременной фортепианной педагогики подразделяют процесс работы на четыреэтапа, в частности А. П. Щапов характеризует их как «начальный, ранний,серединный, поздний серединный, заключительный».
|
II. Этапы работ над произведениями
Первый этап - ознакомление с произведением
Начальный этап работы над музыкальным произведением в классе фортепиано,создание учащимся первоначального художественного образа обусловливаетнеобходимость расширения его интеллектуального уровня, развития синтетическогомышления, обогащения музыкального багажа. Этап ознакомления с музыкальнымпроизведением имеет свои особенности. Следует помнить, что первые впечатленияот знакомства с произведением искусства оказывают немаловажное воздействие напоследующее музыкальное развитие ученика. Современная методика обучения игрена фортепиано базируется на таких принципах, которые предполагают воспитаниехудожественных и творческих качеств начинающего пианиста. Согласно этимпринципам, приобщение ребенка к искусству начинается с первых уроков, с самогоначала должна идти работа по выработке навыков вслушивания в музыкальнуюречь, проникновения в ее смысл и структуру, формированию умений работы надкачеством звучания. При этом слуховое воспитание желательно осуществлять нахудожественно-ценном музыкальном материале, доступном и интересном для учащегося. Это является одним из сложных моментов в педагогической практике.
|
В формировании вышеперечисленных навыков и умений заключается цельпедагогической деятельности на этапе ознакомления учащегося с музыкальнымпроизведением.
В начале работы преподавателю следует побеседовать с учеником о создателе произведения; об эпохе, в которой оно возникло; о стиле и требуемой манере исполнения. Далее следует проанализировать произведение более подробно:
- охарактеризовать образный строй,
- выявить сюжетную линию, если произведение программное,
рассмотреть элементы музыкального языка, в том числе обратить внимание на единство или разнообразие темпов, что, как правило, обусловлено художественным содержанием произведения.
Задача преподавателя построить с учеником живую интересную беседу, сопровождая и подтверждая те или иные выводы своим исполнением произведения (целиком и фрагментами). Учащимся старших классов можно порекомендовать для чтения специальную литературу о
композиторе или произведении, над которым идет работа.
По окончании беседы преподаватель может поставить перед учащимся
следующие задачи:
- описать собственное эмоциональное впечатление, охарактеризовать
художественное содержание произведения;
- в устной форме произвести музыкально-теоретический анализ, определяя в его ходе наиболее заметные элементы выразительности, в том числе рассмотреть звуковысотные контуры мелодии, ритмику, особенности фактуры;
- проговорить и осмыслить авторские ремарки;
- проанализировать основные технические приемы (аппликатура, штрихи).
Итогом решения поставленных задач должно стать осознание учащимся целостности содержания и соответствующей ему формы музыкального произведения. Все эти задания ученик должен выполнить в присутствии своего педагога, который корректирует текст ученика, помогает ему отвечать на поставленные вопросы.
|
В дальнейшем, передавая в своем исполнении замысел композитора (в конечном варианте исполнения), учащийся должен выражать и свое отношение к музыке, выявлять свое понимание произведения. Бесспорно, это понимание основывается на тексте, заложенных в нем выразительных средствах, авторских указаниях. Любое художественное произведение должно вызывать в учащемся ответные настроения, мысли, чувства, свое отношение и понимание музыки. А помогать ученику «вживаться» в произведение, вчитываться в текст, вслушиваться в самостоятельно воспроизведенную музыку будет педагог. Только он может увидеть, что в каждомконкретном случае требует большего внимания от ученика, что надо подчеркнуть,«произнести» более выразительно. Цель всего сказанного и показанного учащемусясостоит, прежде всего, в том, чтобы разбудить или углубить его собственную мысль и эмоциональное восприятие музыки, вызвать потребность в обязательнойвнутренней работе, связанной с осознанием произведения и с проникновением в егосодержание. С понимания настроения, характера, эмоционального ощущенияосновных художественных образов начинается изучение музыки.