Распределение участвующих и не участвующих в революционном движении 70-х годов XIX в.




Революционеры 70-х годов XIX в. — кто они?

Историку очень часто приходится изучать отношения между такими признаками, которые не удается измерить ко­личественно. В этом случае для определения корреляции между ними можно воспользоваться коэффициентом ассоциации, или связи (()), и коэффициентом континген-ции, или сопряженности (Ф), которые следует рассмат­ривать как модификации коэффициента корреляции. Для оценки связи между качественными признаками коэф­фициенты связи и сопряженности применяются тогда, когда в распоряжении историка находятся данные о на­личии или отсутствии изучаемого признака, а также если изучается корреляция между альтернативными, или противоположными, признаками: например, рабочий — нерабочий, революционер — переволюционер, урожай — неурожай, образованный — необразованный и т. д.

Рассмотрим на конкретных исторических примерах из области революционного движения в России 70-х годов XIX в. особенности «работы» коэффициентов связи и сопряженности.

Из данных об участниках революционного движения 70-х годов XIX в. в России б видно (табл. 14), что 2/3 ре-

Деятели революционного движения в России. Биобиблиографи­ческий словарь, т. 2, вып. I—IV. Составлен А. А. Шиловым, М. Г. Карнауховой. М., 1932.


ТАБЛИЦА 14

Уровень образования революционеров к моменту начала революционной деятельности (в %)


Вид учебных заведений


Учащиеся


 

Неучащиеся
  ^
  V
  Я§
о ОуК
X Зоя
о имя

Доля уча­щихся данной

категории в общем числе

учащихся


 


Высшие......................

Средние................

в том числе:

духовные..

медицинские.

педагогические

гимназии..

прочие...

Итого...


6 7 4


 

   
   
   
   
   
   
 


волюционеров были учащимися университетов, инсти­тутов, гимназий и т. д. и только А/3 из них нигде не учи­лась. Однако и среди неучащихся большая часть револю­ционеров (из 32 — 23%) окончила учебные заведения, а остальные 9% учились раньше, но по разным причинам прекратили занятия.

Приведенные данные наводят на мысль, что пребыва­ние в учебных заведениях революционизировало молодежь. Проверим это предположение, оценив с помощью коэффици­ентов связи и сопряженности степень взаимосвязи между принадлежностью к учащейся молодежи и причастностью к революционному движению. Для вычисления данных коэффициентов строим специальную таблицу, она назы­вается четырехпольной (табл. 15).

Коэффициент связи оказался равным 0.99, а коэффи­циент сопряженности — 0.20. Высокий коэффициент связи свидетельствует о том, что принадлежность к учащейся молодежи очень влияла на участие данного лица в револю­ционном движении. Однако низкий коэффициент сопря­женности показывает, что принадлежность к учащейся молодежи — отнюдь не единственный фактор, способст-


ТАБЛИЦА 15

Распределение участвующих и не участвующих в революционном движении 70-х годов XIX в.

по отношению к учебе в (в °/0)а

 

  В революционном движении  
Признак участвуют не участвуют Всего
Учатся.................................. Не учатся......................... 0.005 0.002 0.103 99.890 0.108 99.892
Итого................................. 0.007 99.993 100.0

а Коэффициенты связи и сопряженности можно считать по абсолютным данным либо по процентам, вычисленным на базе общего числа наблюдений. Выражать частоты в процентах полезно тогда, когда абсолютные данные являются большими числами.

вовавшии вовлечению ее в революционное движение, Об этом же говорит и тот факт, что среди учащихся около 96% не принимало участия в революционном движении. Объединяя результаты анализа обоих коэффициентов, можно сказать, что революционер, как правило, — учащийся, но учащийся — не обязательно революцио­нер.

Далее замечаем (см. табл. 14), что среди революционе­ров большая часть училась в высших учебных заведениях. Возникает предположение: не являлось ли именно пребы­вание в университетах более существенным фактором, чем вообще принадлежность к учащейся молодежи? Про­верим нашу гипотезу, воспользовавшись опять помощью коэффициентов связи и сопряженности (табл. 16).

Наше предположение о большом влиянии универси­тета на революционизацию молодежи подтверждается высоким коэффициентом связи (() = 0.94) и значительным коэффициентом сопряженности (Ф = 0.43). Однако коэф­фициент сопряженности дает основание думать, что и уни­верситет не был решающим фактором, способствовавшим вовлечению молодежи в революционное движение.

Рассматривая данные о социальном положении участ­ников революционного движения 70-х годов XIX в. (табл. 17), нельзя не заметить еще один знаменательный факт: около 40% участников — дворяне. Используя коэффи-


ТАБЛИЦА 16

Участие студентов высших, учебных заведений в революционном движении 70-х годов XIX в. (в %)

 

  В революционном движении  
Признак участвуют не участвуют Всего
Нестуденты (другие катего- 2.6 1.3 6.2 89.9 8.8 91.2
  3.9 96.1 100.0

ТАБЛИЦА 17



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: