Революционеры 70-х годов XIX в. — кто они?
Историку очень часто приходится изучать отношения между такими признаками, которые не удается измерить количественно. В этом случае для определения корреляции между ними можно воспользоваться коэффициентом ассоциации, или связи (()), и коэффициентом континген-ции, или сопряженности (Ф), которые следует рассматривать как модификации коэффициента корреляции. Для оценки связи между качественными признаками коэффициенты связи и сопряженности применяются тогда, когда в распоряжении историка находятся данные о наличии или отсутствии изучаемого признака, а также если изучается корреляция между альтернативными, или противоположными, признаками: например, рабочий — нерабочий, революционер — переволюционер, урожай — неурожай, образованный — необразованный и т. д.
Рассмотрим на конкретных исторических примерах из области революционного движения в России 70-х годов XIX в. особенности «работы» коэффициентов связи и сопряженности.
Из данных об участниках революционного движения 70-х годов XIX в. в России б видно (табл. 14), что 2/3 ре-
Деятели революционного движения в России. Биобиблиографический словарь, т. 2, вып. I—IV. Составлен А. А. Шиловым, М. Г. Карнауховой. М., 1932.
ТАБЛИЦА 14
Уровень образования революционеров к моменту начала революционной деятельности (в %)
Вид учебных заведений
Учащиеся
Неучащиеся | |
^ | |
V | |
Я§ | |
о | ОуК |
X | Зоя |
о | имя |
Доля учащихся данной
категории в общем числе
учащихся
Высшие......................
Средние................
в том числе:
духовные..
медицинские.
педагогические
гимназии..
прочие...
Итого...
6 7 4
волюционеров были учащимися университетов, институтов, гимназий и т. д. и только А/3 из них нигде не училась. Однако и среди неучащихся большая часть революционеров (из 32 — 23%) окончила учебные заведения, а остальные 9% учились раньше, но по разным причинам прекратили занятия.
|
Приведенные данные наводят на мысль, что пребывание в учебных заведениях революционизировало молодежь. Проверим это предположение, оценив с помощью коэффициентов связи и сопряженности степень взаимосвязи между принадлежностью к учащейся молодежи и причастностью к революционному движению. Для вычисления данных коэффициентов строим специальную таблицу, она называется четырехпольной (табл. 15).
Коэффициент связи оказался равным 0.99, а коэффициент сопряженности — 0.20. Высокий коэффициент связи свидетельствует о том, что принадлежность к учащейся молодежи очень влияла на участие данного лица в революционном движении. Однако низкий коэффициент сопряженности показывает, что принадлежность к учащейся молодежи — отнюдь не единственный фактор, способст-
ТАБЛИЦА 15
Распределение участвующих и не участвующих в революционном движении 70-х годов XIX в.
по отношению к учебе в (в °/0)а
В революционном движении | |||
Признак | участвуют | не участвуют | Всего |
Учатся.................................. Не учатся......................... | 0.005 0.002 | 0.103 99.890 | 0.108 99.892 |
Итого................................. | 0.007 | 99.993 | 100.0 |
а Коэффициенты связи и сопряженности можно считать по абсолютным данным либо по процентам, вычисленным на базе общего числа наблюдений. Выражать частоты в процентах полезно тогда, когда абсолютные данные являются большими числами.
|
вовавшии вовлечению ее в революционное движение, Об этом же говорит и тот факт, что среди учащихся около 96% не принимало участия в революционном движении. Объединяя результаты анализа обоих коэффициентов, можно сказать, что революционер, как правило, — учащийся, но учащийся — не обязательно революционер.
Далее замечаем (см. табл. 14), что среди революционеров большая часть училась в высших учебных заведениях. Возникает предположение: не являлось ли именно пребывание в университетах более существенным фактором, чем вообще принадлежность к учащейся молодежи? Проверим нашу гипотезу, воспользовавшись опять помощью коэффициентов связи и сопряженности (табл. 16).
Наше предположение о большом влиянии университета на революционизацию молодежи подтверждается высоким коэффициентом связи (() = 0.94) и значительным коэффициентом сопряженности (Ф = 0.43). Однако коэффициент сопряженности дает основание думать, что и университет не был решающим фактором, способствовавшим вовлечению молодежи в революционное движение.
Рассматривая данные о социальном положении участников революционного движения 70-х годов XIX в. (табл. 17), нельзя не заметить еще один знаменательный факт: около 40% участников — дворяне. Используя коэффи-
ТАБЛИЦА 16
Участие студентов высших, учебных заведений в революционном движении 70-х годов XIX в. (в %)
В революционном движении | |||
Признак | участвуют | не участвуют | Всего |
Нестуденты (другие катего- | 2.6 1.3 | 6.2 89.9 | 8.8 91.2 |
3.9 | 96.1 | 100.0 |
ТАБЛИЦА 17