Лекция
на тему: «Методика тренировки в прыжках в высоту»
Исполнитель: к.п.н., доцент
Крашенинников Р.Н.,
ст. преподаватель
Кротов А.Л.
Минск, 2005
План
Введение……………………………………………………………………….3
1. Физическая подготовка прыгуна………………………………………...4
1.1. Ориентир и целевое назначение……………………………………..5
2. Техническая подготовка…………………………………………………..5
2.1. Совершенствование техники………………………………………....5
3. Скоростно-силовая подготовка…………………………………………...5
4. Силовая подготовка…………………………………………………….….6
5. Скоростная подготовка………………………………………………….…7
6. Объем тренировочной нагрузки…………………………………………..8
7. Планирование годового цикла тренировки……………………………....9
7.1. Мезоциклы и микроциклы…………………………………………...10
8. Методы тренировки…………………………………………………….…12
9. Особенности соревновательной деятельности…………………………..13
10. Особенности подготовки женщин-прыгуний в высоту…………………14
11. Управление процессом подготовки прыгуна в высоту………………….17
Вопросы к семинарскому занятию……………………………………………19
Список используемой литературы……………………………………………20
Введение
Многолетний процесс тренировки прыгуна в высоту с разбега предполагает учитывать в работе тренера физиологические, биологические, биомеханические, психологические данные о развитии организма прыгуна. Огромную роль в подготовке спортсмена играют педагогические методы, учитывающие возрастающие особенности спортсмена, его индивидуальные особенности физической подготовленности, особенности психологического состояния (психологического типа). Знание биомеханики прыжка способствует быстрому освоению (с применением педагогических методов) рациональной техники каждым спортсменом индивидуально.
|
Исторический ракурс
Официально рекорд в прыжках в высоту регистрируется с 1864 года, когда англичанин Р. Майкл преодолел планку способом «поджав ноги» на высоте 167,6см. За 140 лет спортивный результат возрос всего на 78см и рекордный потолок достиг 245см (Сотомайор, Куба). Все это говорит о том, что прыжок в высоту с разбега является сложным видом легкой атлетики, строящийся на особенностях физической подготовленности, техническом совершенстве и методах педагогики, позволяющих организовать взаимосвязь между уровнем физических качеств и техникой движений, которые во многих случаях переходят в антагонистические взаимодействия.
Историю роста рекордных результатов от первого рекорда настоящего времени можно разделить на три этапа:
Первые 30 лет рост результата зависит от совершенствования техники толчка. За счет огромного количества отталкиваний совершенствовалась сила стопы толчковой ноги.
Вторые 30 лет (после результата 193см, конец 20-х годов) ознаменовались возникновением и совершенствованием техники прыжка. Сюда включались способы разбегов (до 17 способов) и способы преодоления планки. При переходе через планку особое внимание уделяется переносу ОЦТ спортсмена как можно ближе к планке или (при возможности) под планкой. За это время появилось много способов преодоления планки. Основными (более массовыми) были способы: а) перешагивание (лучший результат 204см), перекат (212см), волна (204см), перекидной (235см), фосбери-флоп (245см). Среди этих способов перехода через планку наиболее эффективным являются способы фосбери-флоп и волна и менее эффективными – перешагивание.
|
Третий этап ознаменовался совершенствованием скоростно-силовых качеств и совершенствованием техники разбега и перехода через планку. Было отмечено, что за счет совершенствование техники движений можно увеличить результат на 10-15см, в то же время, совершенствуя физические качества, одновременно увеличиваются скорость разбега и мощность отталкивания, что позволяет увеличить результат на 40-60см. Примером может служить результат, занесенный в книгу рекордов Гиннеса прыгуна из США Ф. Джекобса, который при росте 173см преодолел планку на высоте 232см, тем самым превысив свой рост на 57см. У женщин этот показатель значительно ниже. И. Хенри (США) – рост 168см преодолела высоту 200см – на 32см выше роста.
Казалось бы, чем выше рост спортсмена, тем лучше. Из формулы видно, что чем больше h, тем выше положение ОЦТ спортсмена перед отталкиванием. Но возникает одно противоречие: чем меньше рост спортсмена, тем меньше его вес. Отсюда, относительную силу мышц толчковой ноги можно развить больше и наоборот. При росте спортсмена около двух метров – вес его около 90кг. Мышечной массы стопы не хватает для увеличения относительной силы. Начинают «качать» силу – растет масса. Получается замкнутый круг. И еще одна особенность. У высоких спортсменов очень длинные мышцы и длинные рычаги, через которые определяется сила, что не позволяет быстро наращивать силу. Поэтому средний рост прыгуна в высоту 185-191см
|
Исходя из индивидуальных особенностей физической подготовленности спортсменов, развитие этих качеств идет по двум направлениям: а) по пути увеличения скорости разбега, б) по пути уменьшения фазы отталкивания. В зависимости от избранного направления меняется и техника прыжка, т.к. за время отталкивания от 0,11 до 0,24с (индивидуально) нужно перевести угловую скорость от 0° до 51-65°.
Физическая подготовка прыгуна
Для достижения результата прыгун должен обладать определенным уровнем физической подготовленности – силовой, скоростной, скоростно-силовой и уровнем координационных возможностей, позволяющих проявить эти качества в отталкивании. Так, например, для достижения высоты 190-200см и высоты 230-240см нужно обладать различным уровнем физических качеств (табл. 1).
Таблица 1.
Уровень физической подготовленности прыгунов в высоту различной квалификации
№ | Показатели | I разряд | МСМК |
Разбег | 7-9 б/шагов | 9-11 б/шагов | |
Скорость разбега | 7,0-7,5 м/с | 8,0-8,5 м/с | |
Время отталкивания | 0,18-0,24с | 0,15-0,18с | |
Бег на 30м | 4,0-4,1с | 3,9-3,8с | |
Прыжок в длину с разбега | 6,50-7,0м | 7,50м и больше | |
Присед со штангой | 2 собст. веса | 2 собст. веса | |
Сила мышц сгибания стопы | 1,8-2,0 отн.ед | 3 отн. ед. | |
Уровень подготовки (скоростно-силовой, технической, силовой и т.д.) | высокий | высокий |
Обладая этим уровнем качеств спортсмен на определенном уровне подготовки может сохранить нужную начальную скорость вылета, т.к. изменение угла вылета на 51-65° нужно произвести за 0,11-0,20с.
1.1 Ориентир и целевое задание
Физическая подготовка, будь-то силовая, скоростная или скоростно-силовая, подразумевает проявление этих качеств в конечном итоге – в отталкивании. Отталкивание – это взрыв. Поэтому тренировочные упражнения, в основном, должны выполняться с максимальным усилием, лучше до отказа, максимально упрощая последующие движения после толчка. Например, достать головой или маховой ногой, высоко подвешенный предмет, постепенно поднимая этот предмет. Здесь контролем должна являться срочная информация о высоте прыжка. В упражнениях должны применяться режимы работы мышц – уступающий, статический, преодолевающий (динамический). Для прыжка в высоту все режимы являются важными.
Техническая подготовка
Техническая подготовка направлена на совершенствование режима разбега, взаимосвязи скорости разбега, времени отталкивания и махового движения. Совершенствование полетной фазы направлено на эффективность переноса частей тела спортсмена через планку, экономичность движений и простоту действий. Для этого применяются: а) целостные тренировочные прыжки, их упрощенные варианты (на взлет, пируэты, с короткого разбега и т.д.); б) имитационные упражнения без прыжка (отдельные элементы техники, развивающие амплитуду движения).
2.1. Совершенствование техники
Совершенствование техники направлено на исправление координационных несоответствий в движениях спортсмена. Сюда относится: а) несвоевременность движения (запоздалое или преждевременное движение тела и т.д.); б) несогласованность движений; в) неточность направления или амплитуды того или иного движения; г) выполнение неоправданных (биомеханически движений; д) индивидуальный подход (учитывать преобладание силы или скорости в уровне физической подготовленности спортсмена).