В соревнования по прыжкам в высоту женщины начали выступать значительно позже, чем мужчины. Изучив опыт и ошибки тренировочного процесса мужчин, «женские тренеры» начали разрабатывать методику подготовки прыгуний с учетом морфо-анатомических и физиологических особенностей женского организма, его «инерционности» к восприятию тренировочных нагрузок, весоростового индекса, биологических циклов. Поэтому если у мужчин прирост мирового рекорда в прыжках в высоту увеличивается скачкообразно, то у женщин всплески менее заметны.
В 50-е годы считалось, что женщины не в состоянии освоить объемы тренировочной нагрузки, которые выполняют мужчины, однако высокий уровень спортивных результатов в женских прыжках в настоящее время связан, в первую очередь, со сведением различий в тренировочной нагрузке к минимуму.
Разработаны и научно обоснованы с учетом большого отставания женщин в силовой и скоростной подготовленности, модельные характеристики спортсменок различной квалификации и спортсменок, способных преодолеть планку на высоте более двух метров.
В годичном цикле тренировки распределение средств подготовки имеет свои особенности по сравнению с подготовкой мужчин. Так, у мужчин основная работа в силовой подготовке проводится в первый подготовительный период, в то же время у женщин она распределяется равномерно в течение года. Распределение средств скоростной подготовки, как у мужчин, так и у женщин не имеет различий. Объемы скоростно-силовых упражнений (прыжков, прыжковых упражнений) выполняются в основном в зимние месяцы. Техническое совершенствование происходит на протяжении всего годичного цикла подготовки. В течение всего учебно-тренировочного года тщательно распределяется нагрузка в мезоциклах, что связано с биологическими особенностями женского организма. Применение прогрессивных средств и методов тренировки в женской высоте предусматривает учет менструального цикла (МЦ) и отдельных его фаз, что позволяет распределить нагрузку в соответствии с состоянием организма без нанесения ему значительного ущерба.
|
В физиологии МЦ разделяется на пять основных фаз: менструальную, постменструальную, овуляционную, постовуляционную, предменструальную. Особо тяжелыми являются: менструальная, овуляционная, предменструальная фазы, которые принято считать физиологическим стрессом, могущим привести к отрицательным и стойким изменениям в организме. В это время рекомендуется ограничить тренировочные нагрузки. Менструальный цикл имеет продолжительность 21, 28, 35 и 42 дня, поэтому тренировочные микроциклы для каждого из этих МЦ должен состоять: для первых (21 день) – из трех недельных микроциклов, для вторых (28 дней) – из четырех, для третьих (35 дней) – из пяти, для четвертых (42 дня) – из шести недельных микроциклов.
Большими нагрузками на организм спортсменки можно воздействовать только в относительно благоприятных фазах МЦ.
В первую неделю МЦ рекомендуется использовать втягивающий микроцикл, где первые четыре-пять дней должны содержать упражнения умеренной интенсивности и включать локальное воздействие на отдельные мышечные группы, техническую подготовку с учетом связей отдельных элементов прыжка. В последующие (оставшиеся) дни применяется повышенная нагрузка с уклоном на развитие ведущих физических качеств. В период овуляционной фазы (7-9 день при 21-дневном цикле, 12-16 день при 28-дневном, 19-13 день при 35-дневном и 26-30 день при 42-дневном МЦ) нужно снизить нагрузку до минимума.
|
При совпадении времени неблагоприятных фаз с временем соревнований нужно ориентироваться на индивидуальность прыгуньи в проявлении спортивной работоспособности, особенно в начале менструальной фазы.
Развитие физических качеств и техники движений прыгуньи в высоту с учетом «инерционности» женского организма должно опираться на возможность восприятия и «усвоения» организмом предложенной работы.
Практически в каждом тренировочном занятии применяются упражнения технической подготовки – прыжки в высоту со среднего и полного разбегов, имитация всего разбега и отдельных его фаз, имитация техники движений. Это позволяет заложить основы мощного отталкивания, организации движений при переходе через планку и освоению ритма трехшажного бега при вхождении в поворот при выполнении целостного прыжка.
Развитие быстроты и специальных скоростно-силовых качеств должно идти через многократное выполнение специальных беговых упражнений с различной интенсивностью, где спортсменка может проводить соревновательный контроль своих движений (80-90% от максимума), а также применение бега с интенсивностью 90-100% для развития быстроты. Это должно повторяться на всех этапах годичного цикла тренировки.
Скоростно-силовая подготовка основывается на использовании прыжковых упражнений (многоскоки, скачки, прыжки через препятствия, прыжки в глубину и др.), а также выполнении прыжковых упражнений легкой атлетики соревновательного характера (прыжки в длину, высоту, барьерный бег и др.). Такой набор упражнений создает предпосылки для укрепления мышц связок спортсменки и организации отталкивания с мощным усилием в прыжках в высоту.
|
Увеличение силы мышц у женщин является трудоемким процессом, требующим постоянного внимания на всех этапах подготовки. Акцентируется внимание на использование отягощений весом до 60-70% от веса спортсменки. Применяются упражнения: прыжки вверх из полуприседа, прыжки на стопе, рывки штанги, толчки, приседания. Упражнения локального воздействия для укрепления мышц живота, спины, таза. Ориентиром для контроля физической подготовленности прыгуний в высоту различной квалификации являются модельные характеристики (табл. 5).
Таблица 5
Контрольные нормативы физической подготовленности прыгуний
в высоту с разбега различной квалификации
Контрольные упражнения | Разряд, результат в прыжках | ||
I разряд 165см | КМС 175см | МС 180см | |
1. Бег на 30м со старта (с) | 4,3-4,6 | 4,3-4,5 | 4,1-4,3 |
2. Прыжок вверх с места, см а) с участием рук | 53-56 | 57-63 | 60-64 |
б) без участия рук | 44-50 | 47-52 | 52-56 |
3. Относительная сила (усл. ед.) а) мышц-разгибателей голени | 1,0-1,1 | 1,15-1,3 | 1,3-1,5 |
б) мышц-сгибателей стопы | 2,7-3,0 | 2,3-3,2 | 3,15-3,3 |
Весоростовой индекс (усл. ед.) | 12-15 | 12-14 | 14-20 |