Управление основано на сопоставлении реальной динамики основных характеристик тренировочного процесса с заранее заданным эталоном, учитывающим индивидуальные особенности физической подготовленности занимающихся (модельные характеристики). Коррекция хода тренировочного процесса осуществляется посредством изменения отстающих звеньев тренировочной нагрузки и элементов техники.
Для осуществления управления тренировочным процессом прыгуна в высоту нужно:
а) выбрать наиболее существенные и информативные характеристики для объективной оценки уровня специальной физической и технической подготовленности для различных уровней спортивной квалификации, а также психической подготовленности. В прыжках в высоту информативными тестами могут быть: скорость последних трех шагов разбега, темповая мобилизация, нарастание на последних трех шагах разбега, темповая мобилизация, нарастание темпа между последним и четвертым от отталкивания шагами, скорость и угол вылета спортсмена, движения в полетной фазе, сила мышц сгибателей стопы, мышц передней и задней поверхности бедра и соотношение их силовых показателей и т.д.
б) контроль будет эффективным только в том случае, если он проводится в форме регулярных наблюдений за изменением динамики развития техники движений и состоянием спортсмена. Тестирование должно проводиться с периодичностью один-два раза в месяц независимо от периода и этапов подготовки, процедура тестирования не должна быть объемной, обременительной и не отнимать у спортсмена много времени и энергии. При обнаружении расхождения между показателями тестирования и модельных характеристик необходим тщательный педагогический анализ сложившейся ситуации, а затем принятие решения, связанного с коррекцией программ тренировки. Выделяются два способа контроля: прямой, с помощью которого проводят непосредственное измерение требуемого показателя подготовленности спортсмена и косвенный, когда уровень подготовленности оценивается по результатам ряда контрольных упражнений. Наиболее объективная информация о силовой подготовленности осуществляется прямым способом контроля, осуществляемым инструментальными методиками. Достаточно информативным методом о состоянии физической подготовленности прыгуна в высоту является тест выпрыгивание вверх с помощью и без помощи рук. Измерение проводится с помощью ленточки В.А. Абалакова. Например, чтобы прыгать на 145-150см, нужно выполнять отдых вверх на 48±4см, а на высоту 210-215см - 78±3см и т.д.
|
Косвенным методом определяются: относительная сила мышц голени, бедра, стопы, как в статическом, так и в динамическом режиме.
Полученные данные прямого или косвенного методов позволят при помощи разработанных формул определить:
а) коэффициент технической эффективности (по В.М. Дьячкову)
, где - двигательный потенциал, - разница между высотой планки и ростом прыгуна
, где - рост спортсмена, ,
- сила сгибателей стопы (подошвенные), - выпрыгивание вверх по Абалакову.
б) степень реализации потенциальных возможностей прыгуна (по К.И. Скрипченко, 1978)
, где - спортивный результат, - показатели потенциальных возможностей
, где - высота расположения ОЦТ прыгуна в момент отрыва от опоры, - высота выпрыгивания, т.е. расположение ОЦТ в верхней точке без преодоления планки, 8см – высота расположения ОЦТ над планкой во время ее преодоления.
|
в) определение количественных характеристик ритмовой структуры разбега
1) Км – контрастность, т.е. разность нарастания темпа между последним и четвертым от отталкивания шагами (1,5 шаг/с и более);
2) Тр – средняя темповая активность последних шагов (3-х) разбега (до 4 шаг/с);
3) Мт=Кн · Тр – темповая мобилизация (5-6 ед. и более)
У высококвалифицированных прыгунов в высоту величина скорости в предтолчковой части разбега находится на уровне 75% от максимальной скорости на 60м с ходу (К. Karssenbrock, 1984).
При текущем педагогическом контроле, т.е. при определении реакции организма прыгуна на одно и несколько занятий, в случае снижения показателей контрольных упражнений на 10% по сравнении с предыдущими говорит о возникающих предпосылках к перетренировке (А.П. Стрижак, 1989).
Вопросы к семинарскому занятию
1.Организация тренировочного процесса в многолетней подготовке. Соотношение средств ОФП и СФП в многолетнем процессе подготовки, соотношение специальных подготовительных упражнений и собственных легкоатлетических упражнений, различие этих упражнений, их характеристики.
2.Развитие организма и критические периоды его повышенной чувствительности к развитию отдельных физических качеств: единство биологических и педагогических факторов, соразмерность развития основных компонентов подготовленности – физических качеств, специальной физической подготовки, технической подготовки.
3.Возраст и спортивные результаты: зоны возрастания результатов, оценка динамики спортивных достижений (поканальная система – пять каналов оценки)
|
4.Планирование соревновательной деятельности: периоды соревновательной деятельности, одноцикловое планирование и особенности повышения спортивного результата, двухцикловое планирование и динамика изменений показателей спортивного результата.
5.Планирование годичного цикла тренировки: содержание подготовительного периода и характер распределения объемов и интенсивности работы.
6.Цикличность планирования: особенности планирования тренировочной работы для спортсменов различной квалификации.
7.Специальная силовая подготовка: особенности развития силовых качеств у новичков и спортсменов высокого класса, методы и средства силовой подготовки, величина отягощений, уступающая и преодолевающая работа, прыжки с возвышенности.
8.Техническая подготовка: двигательная структура и интенсивность специальных технических упражнений, совершенствование техники разбега, ритмо-темповая структура разбега.
9.Совершенствование техники полетной фазы прыжка: скорость перемещения частей тела, амплитуда движений.
10. Педагогический контроль: прямой и косвенный способы контроля, тесты физической и технической подготовленности, модельные характеристики специальной силовой подготовленности прыгунов в высоту.
Список используемой литературы:
1.Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В.Верхошанский. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 330с.
2.Дьячков, В.М. Физическая подготовка спортсмена / В.М. Дьячков 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 1967. – 250с.
3. Дьячков, В.М. Прыжок «фосбери-флоп» / В.М. Дьячков, А.П. Стрижак. – М.: Физкультура и спорт, 1975. – 62с.
4.Креер, В.А. Легкоатлетические прыжки / В.А.Креер, В.Б.Попов. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 174с.
5. Легкоатлетические прыжки / А.П.Стрижак [и др.], под общ.ред. А.П.Стрижака. – Киев: Здоровье, 1989. / 168с.
6.Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учеб. для студ. инст. физ.культуры / Л.П.Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1992. – 543с.
7.Майструк, А.А. Тренировка в прыжках в высоту / А.А.Майструк // Методика тренировки в лёгкой атлетике: учеб.пособ.; под общ. ред. В.А.Соколова [и др.]. – Минск, 1994. – Гл.5. – С.276-306
8.Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать / Н.Г.Озолин – М.: Астель, 2006. – 863с.
9.Стрижак, А.П. Прыжок в высоту / А.П.Стрижак. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 80с.
10.Шур, М.М. Прыжок в высоту / м.м.Шур. – М.: Терра-Спорт, 2003. – 142с.