Задания домашней контрольной работы содержат информацию, как по некоторым вопросам отдельной темы учебной дисциплины, так и по всей теме или отдельному элементу курса Обществознания в целом.
Содержание заданий домашней контрольной работы соответствует следующим требованиям:
- контрольные задания состоят из контрольных вопросов в соответствии со спецификой курса Обществознания;
- контрольные вопросы носят обобщающий характер и ориентируют студента на четкий ответ как результат анализа изучаемого материала. Вопросы включают проблемные ситуации, способствуют развитию познавательного интереса и творческого мышления;
- контрольные вопросыисключают возможность механического переписывания материала учебника;
- варианты контрольной работы по одному и тому же учебному заданию равноценны по объему и сложности. Проектирование домашней контрольной работы выполнено по 10 вариантам;
- задания одного варианта содержат информацию по различным темам учебной дисциплины;
- формулировки заданий краткие (без лишних пояснений), четкие (исключающими неоднозначность толкования), доступные для понимания студентами.
ВАРИАНТЫЗАДАНИЙ ДЛЯ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Вариант 1
Вопрос 1 Человек в обществе. Биологическая, социальная и духовная сущность человека. Человек, индивид, личность. Социологический и психологический подходы к пониманию личности.
Вопрос 2 Важнейшие социальные общности и группы. Виды социальных групп. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы. Формальные и неформальные группы. Малая группа. Группы первичные и вторичные. Понятие молодежи как социальной группы.
Вопрос 3 Установите соответствие между понятием и определением
Внешние функции государства - это целостная иерархическая система специальных органов и учреждений, посредством которых государство осуществляет власть и управление обществом.
Функции государства - это составная часть механизма государства, которая имеет в соответствии с законом определенную структуру, властные полномочия по управлению какой-либо сферой жизни общества и тесно взаимодействует с другими элементами механизма государства.
Механизм государства - это основные направления его деятельности, в которых выражается сущность и социальное назначение государства.
Орган государства - это основные направления деятельности государства внутри страны.
Внутренние функции государства - это основные направления его деятельности на международной арене.
Вариант 2
Вопрос 1 Наука и общество. Наука как вид познания и сфера жизни общества. Цель и задачи науки. Естественные и социально-гуманитарные науки. Наука в современном обществе. Значение научных открытий и разработок в условиях перехода к постиндустриальному обществу. Наука и глобализация.
Вопрос 2 Общество как сложная система. Понятие общества, его признаки. Широкий (философский) и узкий (социологический) смысл общества. Общество, государство, страна. Подсистемы и элементы общества.
Вопрос 3 Исправьте ошибки в предложениях
· Механизм государства не имеет деления на составляющие части и не представляет собой сложной иерархической системы.
· Высшим представительным законодательным органом государства является правительство.
· Министерство - это высший орган исполнительной власти, непосредственно осуществляющий управление страной.
· Центральные органы исполнительной власти государства представлены главой государства и парламентом.
· Глава государства осуществляет правосудие в форме разрешения гражданских, административных, уголовных дел.
Вариант 3
Вопрос 1 Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны человека и внешние – со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности. Самореализация личности в обществе.
Вопрос 2 Социальный статус личности. Понятие «социальный статус». Статусный набор. Виды статусов: главный и неглавные, социальные и личные, достигаемые и приписываемые. Статусные права и обязанности. Понятие социальной роли. Соотношение личностного «Я» социальной роли. Многообразие социальных ролей. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.
Вопрос 3 Составьте схему, используя понятия
«форма государства», «форма правления», «форма государственного устройства», «форма политического режима», «монархия», «республика», «абсолютная монархия», «ограниченная монархия», «дуалистическая монархия», «парламентарная монархия», «парламентская республика», «президентская республика», «смешанная республика» «социалистическая республика».
Вариант 4
Вопрос 1 Человек в группе. Многообразие мира общения. Многообразие мира общения. Общение и коммуникация. Диалог. Функции общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде.
Вопрос 2 Социальные нормы и конфликты.Понятие социального контроля. Сущность и назначение социальных норм. Формы и виды социальных норм и санкций. Социальный контроль, его средства и приемы. Самоконтроль. Девиантное поведение, его формы и проявление.
Вопрос 3 Исправьте ошибки в предложениях
• Форма государственного устройства не связана с территориальным признаком государства, она не дает ответы на вопросы о том, из каких территориальных единиц состоит государство, каков их правовой статус и взаимоотношения между собой и центральными органами государственной власти.
• Большинство современных государств федеративные, что сохраняет государственное единство и обеспечивает эффективность управления.
• В конфедерации отсутствуют признаки международно-правовой внутригосударственной организации.
• С изменением формы политического режима меняется форма правления, форма государственного устройства, но не изменяется курс внутренней и внешней политики.
• Деятельность избирательных комиссий осуществляется тайно и единолично, при подготовке и проведении выборов избирательные комиссии зависимы от государственных органов и органов местного самоуправления.
Вариант 5
Вопрос 1 Самосознание и социальное поведение личности. Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Мотивы и потребности, различные классификации потребностей. Воздействие общества на набор потребностей и способы их удовлетворения. Социализация личности.
Вопрос 2 Особенности стран современного мира. Многообразие современного мира. Основные подходы к выделению типов стран: ядро, периферия, полупериферия. Цивилизации Запада и Востока. Сущность и проявление процесса глобализации.
Вопрос 3 Составьте схему, используя понятия
«форма государства», «форма правления», «форма государственного устройства», «форма политического режима», «унитарное государство», «федеративное государство», «территориальная федерация», «национальная федерация», «смешанная федерация», «конфедерация», «демократический режим», «антидемократический режим», «либерально-демократический режим», «собственно демократический режим», «тоталитарный режим», «авторитарный режим», «фашистский режим», «расистский режим».
Вариант 6
Вопрос 1 Духовная культура личности и общества. Понятие о культуре. Многозначность понятия «культура». Культура как совокупность человеческих достижений. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная.
Вопрос 2 Общество в мире. Общество и природа: их соотношение. Отношения человека и общества к природе. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Экология. Экологическая безопасность общества.
Вопрос 3 Исправьте ошибки в предложениях
• Идеология пронизывает все сферы жизни общества, но не влияет на сознание индивида.
• Доминирующая идеология не связана идеологическими принципами или платформами доминирующих в обществе партий религий.
• Деидеологизация общества возможна: можно запретить ту или иную идеологию и оставить общество без идеологии.
• Идеологическое обеспечение политики не предполагает обоснование деятельности государственной власти, формирование соответствующего общественного мнения.
• Религиозные идеологии не играют никакой роли политической жизни стран мира.
Вариант 7
Вопрос 1 Человеческая деятельность. Сущность человеческой деятельности. Отличие деятельности человека от поведения животных. Структура деятельности. Многообразие деятельности. Значение деятельности в жизни человека и развитии общества. Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности.
Вопрос2 Государство как политический институт. Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Формы правления, территориально-государственное устройство, политические режимы. Типология политических режимов.
Вопрос 3 Заполните таблицу
Исторические типы стратификации | Характерные черты |
Рабство | |
Касты | |
Сословия | |
Классы |
Вариант 8
Вопрос 1 Образование в современном мире. Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Развитие образования. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование.
Вопрос 2 Демократия, ее основные ценности и признаки. Принцип демократии и демократические политические механизмы. Представительная и непосредственная формы демократии. Политические права личности. Разделение властей. Политический плюрализм. Парламентаризм. Условия формирования демократических институтов и традиций. Особенности демократии в современных обществах.
Вопрос 3 Составьте схему, используя следующие понятия
«Субъекты социального поведения», «массы», «публика», «толпа», «индивиды», «межличностные объединения», «случайная толпа», «экспрессивная толпа», «конвенциональная толпа», «действующая толпа», «агрессивная толпа», «спасающаяся толпа», «стяжательская толпа», «экстатическая толпа».
Вариант 9
Вопрос 1 Религия как феномен культуры. Религия как мировоззрение и образ жизни. Религиозное сознание, культовая деятельность, церковная организация как компоненты религии. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения России.
Вопрос 2 Гражданское общество и правовое государство. Сущность и основные принципы правового государства. Верховенство закона. Права человека. Их закрепление в Конституции РФ. Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации.
Вопрос 3 Охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста
• Признаками этноса являются:
общность территории;
……………………………………;
культурное единство;
……………………………………;
…………………………………….
• В науке выделяется четыре исторических типа этноса:
………………………..;
племя;
…………………………;
нация.
·В настоящее время межнациональные отношения разделяют на:
отношения между национальными государствами;
…………………………………………;
• Причинами межнациональных конфликтов являются:
несправедливое отношение представителям своей нации;
…………………………………..;
дискриминации;
………………………………………;
……………………………………...
Вариант 10
Вопрос 1 Ненаучное познание. Мифы и их значение. Опыт и жизненная практика. Народная мудрость и здравый смысл. Паранаука. Познание средствами искусства.
Вопрос 2 Социальная стратификация. Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация: различные подходы и оценки. Социальные классы и слои. Особенности стратификации в современной России. Социальная справедливость: различия в понимании и в путях достижения. Социальная мобильность.
Вопрос 3 Установите соответствие между понятием и определением
Государство - это способность и возможность проводить внутриданных социальных отношений собственную волю, оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей.
Ресурсы власти - это форма социальных отношений, характеризующаясяспособностью тех или иных социальных субъектов индивидов, социальных групп и общностей - подчинять своей воле деятельность других социальных субъектов с помощью государственно- правовых и иных средств.
Власть - это совокупность средств, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта.
Легальная власть - это власть, основанная на признании права ее носителей предписывать нормы поведения другим индивидам.
Политическая власть - это власть, которая основывается на обычаях, привычке повиноваться ей, вере в непоколебимость установленного порядка.
Традиционная власть - это власть, которая опирается на закон, конституционный порядок, связана с демократическими выборами представителей власти или с назначениями должностных лиц в соответствии с законом.
Легитимная власть - это власть, которая основывается на вере в исключительные качества и величие личности вождя.
Харизматическая власть - это политическая организация общества,распространяющая власть на всю территорию страны и все ее население, располагающая для этого специальным аппаратом управления, издающая общеобязательные веления, собирающая налоги со всего населения и обладающая суверенитетом.
Н ациональный суверенитет - это свойство государственной власти, которая может действовать по своему усмотрению, не учитывая интересы народа.
Сущность государства - это право и реальная возможностьнарода участвовать в управлении делами государства, формироватьорганы власти, контролировать деятельность государства.