Понятие конкуренции. Конкурентная среда




КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО КУРСУ: «Экономическая теория»

НА ТЕМУ: «Конкуренция и монополия. Антимонопольное законодательство»

 

РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ

СТУДЕНТ ГРУППЫ: 06-10 нуо

Платоненков А.С.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: к.экон.н., доцент

Притула О.Д.

 

Великий Новгород, 2011


Содержание

ВВЕДЕНИЕ

. Теоретические основы конкуренции в экономической теории

Понятие конкуренции. Конкурентная среда

Понятие совершенной конкуренции

Понятие несовершенной конкуренции

. Монополия: понятие, виды

. Анализ антимонопольного законодательства Российской Федерации

Некоторые вопросы антимонопольного регулирования

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

Перспективы антимонопольного законодательства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Становление полноценной конкурентной среды на товарных рынках является непременным условием развития рыночных отношений, достижения экономической эффективности производства, качественного удовлетворения растущих потребностей потребителей товаров и услуг. Именно конкуренция заставляет производителей применять методы, направленные на снижение издержек и улучшение качества производимой продукции. Именно наличие конкурентной среды препятствует производителям увеличивать прибыль за счет недозволенных методов конкурентной борьбы - злоупотребления доминирующим положением, заключения ограничительных соглашений, вступления в сговоры, использования приемов недобросовестной конкуренции.

Однако, несмотря на всю важность данного института, в России до настоящего времени конкуренция развилась явно недостаточно, в некоторых отраслях ситуация по-прежнему близка к монопольной. Связано это в числе прочего с тем, что российское конкурентное законодательство оказалось не в состоянии решить существующие проблемы.

Актуальность данной темы связана с тем, что невозможно представить нынешний мир без рынков, а рынки, в свою очередь, невозможно представить без конкуренции. Развитие малого и среднего бизнеса, снятие административных и иных барьеров входа на рынок, соблюдение порядка предоставления государственной помощи, основы деятельности организаторов и посреднических структур торгового рынка, а также противодействие нарушениям правил конкуренции - это далеко не полный перечень всех проблем, решить которые поможет знание основ правового регулирования конкуренции.

Целью данной работы является изучение теоретических основ конкуренции и антимонопольного законодательства.

В соответствии с целью работы поставлены задачи:

. Проанализировать теорию конкуренции: понятие конкуренции, виды конкуренции;

. Рассмотреть понятие и виды монополии;

. Проанализировать антимонопольное законодательство: антимонопольное регулирование, ответственность за нарушения и рассмотреть перспективы антимонопольного законодательства.

Теоретической основой для данной работы является законодательство РФ, научные труды ученых в области экономической теории.

Структурно работа состоит из пяти частей: введения, трех глав, заключения и списка источников. Первая глава посвящена теории конкуренции. Рассматривается понятие и виды конкуренции. Вторая глава посвящена понятию и видам монополии. Третья глава рассматривает антимонопольное законодательство: антимонопольное регулирование, ответственность за нарушение и перспективы антимонопольного законодательства.

1.
Теоретические основы конкуренции в экономической теории

 

Понятие конкуренции. Конкурентная среда

 

Понятие «конкуренция» можно рассматривать в двух аспектах: в широком смысле слова и в узком смысле (как оно должно быть определено в законодательстве).

В широком смысле конкуренция - процесс соперничества хозяйствующих субъектов на товарном рынке за достижение преимуществ с целью получения наиболее выгодных условий сбыта товаров с использованием различных методов конкурентной борьбы.

Методы, применяемые хозяйствующими субъектами для достижения преимуществ, могут быть как законными, так и незаконными, а именно применение ограничительных соглашений, злоупотребление доминирующим положением, использование различных приемов недобросовестной конкуренции.

В законодательстве (в узком смысле) конкуренция может быть определена как «процесс соперничества на товарном рынке между хозяйствующими субъектами (группами лиц) за достижение преимуществ с целью получения наиболее выгодных условий сбыта товаров, в пределах, установленных законом».

Как пишут исследователи проблем конкуренции, «свободная конкуренция - синоним свободы выбора, свободы предпринимательства, свободы входа на рынок - неотъемлемая часть конституционно закрепленных экономических свобод человека и гражданина». Конкуренция понуждает предпринимателей к эффективным действиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества. При этом «сигналы рынка» без искажений доходят до поставщиков (производителей), позволяя им самостоятельно принимать решения о перераспределении ресурсов в экономически более привлекательные сферы.

Законодательство о конкуренции зарубежных стран часто связывает конкуренцию именно с торговлей. Именно необходимость продать товар и продать его на наиболее выгодных условиях заставляет производителей учитывать вопросы конкуренции. Производитель вынужден думать о качестве товара, о цене, о послепродажном обслуживании и многих других вопросах, которые помогут ему продать товар как можно более выгодно.

Помимо такого понятия, как «конкуренция», в новой Программе развития конкуренции в Российской Федерации появились новые понятия - «конкурентная среда» и «развитая конкурентная среда».

Согласно указанной Программе «конкурентной средой на отдельном рынке является совокупность факторов, определяющих возможность хозяйствующих субъектов на данном рынке обнаруживать и использовать возможности получения прибыли».

Как указано в Программе, состояние конкурентной среды в настоящий момент характеризуется высоким уровнем административных барьеров, таможенных тарифов. Серьезным барьером является также несоответствие темпов и качества развития инфраструктуры потребностям бизнеса, в том числе дефицит мощностей естественных монополий.

Неразвитое состояние конкурентной среды отражается на конкурентоспособности российских компаний на внутреннем и внешних рынках.

Потенциальной угрозой для конкуренции является создание государственных корпораций в сферах, где есть условия для конкуренции с другими хозяйствующими субъектами. Деятельность таких субъектов в силу их особого статуса должна быть максимально прозрачна.

Развитая конкурентная среда - это конкурентная среда, в которой преобладают положительные факторы, обеспечивается сочетание конкурентоспособного, эффективного и инновационного бизнеса с защитой экономических интересов потребителей, установление минимально возможных рыночных цен с долгосрочной финансовой стабильностью наиболее эффективных предприятий.

Несмотря на появление новых понятий - «конкурентная среда» и «развитая конкурентная среда», они на настоящий момент практически не используются. Нет четкого понимания и тех факторов, которые следует принимать во внимание при анализе конкурентной среды на том или ином товарном рынке. Основной категорией по-прежнему остается понятие «конкуренция».

В экономической литературе выделяется несколько основных концепций конкуренции, где определяющими признаками являются:

- поведение продавцов и покупателей;

- структура рынка и наличие барьеров, препятствующих входу на рынок;

- использование достижений научно-технического прогресса;

- распределение ограниченных ресурсов;

- отношение к потребителю.

Преимущественное положение занимают определения понятия конкуренции, в которых акцент делается на поведение субъектов рынка. Классическая экономическая школа исследовала конкуренцию в период становления рыночных отношений в капиталистическом обществе. А. Смит трактовал конкуренцию как «совокупность взаимно независимых попыток различных продавцов установить контроль над ценой на рынке». Он выделил пять основных условий функционирования конкуренции:

- конкуренты должны действовать независимо, а не в сговоре;

- число конкурентов (потенциальных или уже имеющихся) должно быть достаточным, чтобы исключить экстраординарные доходы;

- хозяйствующие субъекты должны обладать знанием о рыночных возможностях (т.е. прежде всего обладать информацией);

- у конкурентов должна быть свобода действовать в соответствии с этим знанием (данная свобода связана в числе прочего с отсутствием барьеров входа на рынок);

- необходимо выждать время, чтобы направление и объемы потока ресурсов стали отвечать желанию владельцев.

Конкуренция непосредственно связана с борьбой за преимущества. Связь конкуренции с борьбой за преимущества прослеживается во многих исследованиях данной проблематики. Как писал Р.А. Фатхутдинов, «конкуренция - это процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе за удовлетворение объективных и субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях».

Конкуренцию следует рассматривать как процесс, а не как состояние.

А. Томпсон и А. Дж. Стрикленд определили конкуренцию как «динамический, постоянно изменяющийся процесс, сопровождающийся наступательными и оборонительными действиями компаний и переносом акцента с одних видов конкурентной борьбы на другие».

Определение конкуренции как процесса дает и известный специалист в области антимонопольного законодательства США А. Доменик: «В настоящее время среди специалистов по антимонопольному регулированию широко признано, что конкуренция - это процесс, а не равновесное состояние. Конкуренция - это не заданное состояние, а всегда динамический процесс, где продавцы непрерывно стремятся предложить участникам рынка более привлекательные альтернативы».

Основной целью конкурентной борьбы в конечном счете является получение наиболее выгодных условий сбыта товара. Однако многие исследователи связывают конкуренцию исключительно с целью максимизации прибыли.

Без сомнения, в конечном счете цель конкурирующих субъектов - это получение прибыли. Однако отдельные действия, которые могут рассматриваться как конкурентные действия, не направлены непосредственно на максимизацию прибыли. Это могут быть действия, направленные на устранение конкурентов, к примеру установление монопольно низких цен. В результате данных действий возможно даже временное сокращение прибыли, но данные действия помогают сохранить преимущественное положение на рынке. В ряде случаев, когда хозяйствующий субъект не намерен улучшать качество продукции, внедрять инновационные технологии, для него важна не максимизация прибыли, а недопущение проникновения конкурентов на рынок, а также недопущение проникновения на рынок новой продукции. В этом случае конкурентная стратегия не имеет своей непосредственной целью максимизацию прибыли.

Обоснованной представляется позиция К.Ю. Тотьева, который видит «цель конкуренции в получении наиболее выгодных условий производства и сбыта товаров». В одних условиях это может быть максимизация прибыли, а в других - просто отсутствие необходимости вносить корректировку в производство того или иного товара, искать новые рынки сбыта.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: