Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства




 

Законом «О защите конкуренции» предусмотрена ответственность за нарушение антимонопольного законодательства (ст. ст. 36 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=89737;fld=134;dst=100419>, 37 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=89737;fld=134;dst=100421>).

Коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы исполнительной власти субъектов РФ (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны исполнять решения и предписания антимонопольного органа в установленный такими решениями и предписаниями срок.

За нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

В случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску антимонопольного органа (в отношении кредитной организации по иску антимонопольного органа по согласованию с Центральным банком РФ) вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций (ст. 38).

Новая редакция ст. 178 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за следующее:

- «заключение ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий;

- неоднократное злоупотребление доминированием, выразившееся в установлении и (или) поддержании монопольной цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок».

Уголовная ответственность наступает, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству (1 млн. руб. и более) либо повлекли извлечение дохода в крупном размере (5 млн. руб. и более).

Второй антимонопольный пакет законов устанавливает административную ответственность государственных и муниципальных служащих (ст. 3.11 КоАП РФ).

В КоАП РФ включена норма, устанавливающая административную ответственность государственных и муниципальных служащих за нарушение антимонопольного законодательства.

Повторное нарушение государственным или муниципальным служащим антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность в виде дисквалификации на срок до 3 лет.

Основными целями антимонопольной политики государства являются: формирование единого экономического и правового пространства, обеспечение экономической свободы предпринимательской деятельности, создание конкурентной среды на товарных и финансовых рынках. Эти цели реализуются принятием специальных антимонопольных законов, а также путем контроля за его выполнением.

 

3.3. Перспективы антимонопольного законодательства

 

В связи с бурным ростом в последнее время количества государственных корпораций возникает реальная угроза конкуренции на рынке вследствие передачи госкорпорациям некоторых государственных функций, создания для них исключительных условий хозяйствования, в частности оказания им существенной финансовой поддержки со стороны государства.

Согласно ранее действовавшей редакции пункта 8 части 1 ст. 23 к полномочиям антимонопольного органа относилось ведение реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%. «В результате внесения изменения антимонопольный орган уполномочен вести также реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов».

В статье 27 урегулированы вопросы создания и реорганизации коммерческих организаций с предварительного согласия антимонопольного органа. Изменение коснулось пункта 1 ч. 1 указанной статьи, где сформулировано одно из действий (слияние коммерческих организаций), осуществление которого требует предварительного согласия антимонопольного органа. Глава 4 Закона о защите конкуренции, устанавливающая антимонопольные требования к торгам и особенностям отбора финансовых организаций, включала статьи 17 и 18, прообразами которых, но в более сокращенном виде, являлись соответственно статья 9 Закона 1991 г. и статья 13 Закона 1999 г.

«Федеральным законом от 30 июня 2008 г. № 108-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в указанную выше главу Закона о защите конкуренции внесены следующие дополнения: включена новая статья 17.1, посвященная особенностям порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, и соответствующим образом дополнено название этой главы».

Кроме того, этим же Федеральным законом новой частью 3 была дополнена статья 53 Закона о защите конкуренции.

В целом можно констатировать: в результате внесения изменений в статью 17.1 Закона о защите конкуренции расширен перечень случаев заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества без проведения конкурсов или аукционов, что может способствовать формированию нерыночных теневых отношений в данном секторе экономики.

Предварительное согласие антимонопольного органа на осуществление сделок с акциями (долями), правами и (или) имуществом требуется в случаях, если:

- суммарная стоимость активов по последним балансам лиц (групп лиц), приобретающих акции (доли), права и (или) имущество, и лица (группы лиц), акции (доли) и (или) имущество которого и (или) права в отношении которого приобретаются, превышает 3 млрд. руб.;

- их суммарная выручка от реализации товаров за последний календарный год превышает 6 млрд. руб. и при этом стоимость активов по последнему балансу лица (группы лиц), акции (доли) и (или) имущество которого и (или) права в отношении которого приобретаются, превышает 150 млн. руб.;

- одно из указанных лиц включено в реестр.

С предварительного согласия антимонопольного органа осуществляется ряд сделок с акциями (долями), правами и (или) имуществом.

Два дополнения внесены в статью 33 Закона о конкуренции, где регламентировано принятие антимонопольным органом решения по результатам рассмотрения ходатайства, выдача антимонопольным органом предписания лицу, представившему уведомление.

«В части 2 указанной статьи приведен перечень решений, принимаемых антимонопольным органом по результатам рассмотрения ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю».

Наиболее значительные изменения произошли в частях 9 и 10 ст. 35 Закона о защите конкуренции, где предусмотрен государственный контроль над ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов.

Как известно, в статье 35 Закона о защите конкуренции предусмотрен государственный контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов. Такой контроль подразделяется на два вида - инициативный и обязательный.

Изменения, внесенные в часть 9 ст. 35, направлены на уточнение критериев соглашений, о которых финансовым организациям необходимо уведомлять антимонопольные органы, и на фактическое сокращение перечня таких соглашений.

Из общего порядка уведомления антимонопольного органа отныне исключены следующие соглашения:

- между финансовыми организациями, если стоимость активов каждой из них по бухгалтерскому балансу по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате заключения соглашения, не превышает величину, установленную Правительством РФ;

- между финансовыми организациями, которые не связаны с оказанием финансовых услуг третьим лицам;

«В части 10 ст. 35 Закона о защите конкуренции предписывается, что форма указанного в части 9 настоящей статьи уведомления устанавливается федеральным антимонопольным органом, к которому прилагаются некоторые документы. В соответствии с внесенным в часть 10 ст. 35 изменением из перечня таких документов исключена финансово-экономическая отчетность, представляемая в Центральный банк РФ и в осуществляющие регулирование на рынке финансовых услуг федеральные органы исполнительной власти».

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной курсовой работе были рассмотрены такие вопросы как конкуренция, монополия и антимонопольное законодательство.

С начала перехода России к рыночной экономике вопросы развития конкуренции и содействия конкурентным отношениям встали как новые задачи. Был создан антимонопольный орган, а в 1991 г. принят первый в России антимонопольный Закон. С развитием рынка и появлением практики применения антимонопольного законодательства возникла потребность его совершенствования. Актуальность усиления антимонопольной политики в настоящее время связана с тем, что наша экономика еще пока достаточно монополизирована. В 2006 г. были приняты новый Закон - «О защите конкуренции» и Закон, регулирующий ответственность за нарушения антимонопольного законодательства.

Речь идет не только о повышении ответственности, резком ее изменении и установлении крупных штрафов. Теперь к данному вопросу по-новому подходят антимонопольные органы, суды. Конечно, для бизнеса все это очень актуально, потому что установлен совершенно новый подход к применению норм, требующий от бизнеса учета антимонопольного законодательства. Изменения законодательства подсказаны практикой его применения.

Монополия представляет собой и самую крайнюю форму несовершенной конкуренции, и наиболее устойчивую. В то же время крупное производство в силу эффекта масштаба оказывается более выгодным, хотя и негативно влияет на рациональное использование факторов производства.

Главной целью монополиста является получение максимальной прибыли. Для этого предприятие действует исключительно в своих интересах, поэтому государственное регулирование монополий является одним из главных факторов, обеспечивающих нормальное функционирование экономики. Бесспорно, в некоторых случаях существование монополий является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен устанавливаться контроль по недопущению злоупотребления монопольным положением.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что монополизм представляет собой серьезную проблему рыночной экономики и требует незамедлительного контроля со стороны государства. Опираясь на существующие законы и принимая новые, действительно работающие законы, направленные на ограничение монопольной власти и препятствующие созданию новых монопольных образований, проводя эффективную антимонопольную политику, возможно решение проблемы монополизма.

Одной из важнейших экономических функций государства является разработка и проведение антимонопольной политики, причем она наиболее актуальна в странах, находящихся на переходном этапе к созданию социально ориентированного хозяйства. Антимонопольная политика рассматривается как комплекс мер государственной власти, направленных на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности, обеспечение всем хозяйствующим субъектам равных условий конкуренции и недопущение недобросовестной конкуренции.

В настоящее время основными целями антимонопольной политики государства являются: формирование единого экономического и правового пространства; обеспечение экономической свободы предпринимательской деятельности; создание конкурентной среды. Эти цели реализуются с помощью укрепления антимонопольного контроля за экономической концентрацией; предотвращения организации монопольных структур на товарных и финансовых рынках; предупреждения антиконкурентных соглашений; преодоления административных барьеров и других мер.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ИСТОЧНИКИ:

. Налоговый кодекс Российской Федерации часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11) в ред. от 21.04.2011 // СПС КонсультантПлюс.

. Гражданский кодекс Российской Федерации часть вторая, четвертая от 26.01.1996 № 14-ФЗ в ред. от 07.02.2011 // СПС КонсультантПлюс

. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) в ред. от 21.04.2011 // СПС КонсультантПлюс

. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ в ред. от 01.03.2011 «О защите конкуренции» // СПС КонсультантПлюс.

. Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 ред. от 26.07.2006 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» // СПС КонсультантПлюс

. Приказ ФАС РФ от 24.02.2010 N 89 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства» // СПС КонсультантПлюс

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

. Арментано Д. Антитраст против конкуренции / Пер. с англ. А. Куряева. М.: ИРИСЭН, 2005. С. 53-88.

. Бутыркин А.Ю. Естественные монополии: Теория и проблемы регулирования. М.: Новый век, 2003. С. 4.

. Варламова А.Н. Правовое содействие развитию конкуренции на товарных рынках: Учебное пособие. М.: 2008. С. 13-46.

. Ерементко В.И. Очередные изменения в антимонопольном законодательстве Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2010. № 2. С.3-29

. Конкуренция и антимонопольное регулирование: Учебное пособие для вузов. М.: Логос, 1999. С. 2-88.

. Лансков А.В. Антимонопольная политика и регулирование естественных монополий. СПб., 1997. С. 19-51.

. Макконелл К.Р., Брю С.П. Экономикс. 1992. Т. 1. С. 228.

. Марасанов Н.Н. Правовое регулирование деятельности субъектов естественной монополии. М., 2005. С. 15.

. Оводов А.А., Макаровский А.А. Нарушение антимонопольного законодательства: актуальные вопросы судебной практики // Налоги. 2010. № 5. С.5-15

. Пузеревский С.А., Чеснокова Т.Н., Ходыкина Т.А. Ответы на актуальные вопросы применения антимонопольного законодательства // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. № 1. С.5-19.

. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Наука, 1993. С. 56-76

. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации: Учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 2000. С. 40-54.

. Тотьев К.Ю. Конкурентное право. М.: Инфра-М, 2000. С. 2-16.

. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. М., 2002. С. 9-15.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: