Понятие совершенной конкуренции




 

Все виды и формы конкуренции так или иначе, можно свести к двум кардинальным направлениям: совершенной и несовершенной. В соответствии с ними различают и рынки: конкурентные и не конкурентные. На конкурентном рынке экономическую (рыночную) конъюнктуру формирует вся совокупность фирм, технологий, широчайшее разнообразие товаров и услуг и т. д., а следовательно, и само поведение фирмы. Цена товара или услуги на таком рынке определяется только соотношением спроса (D) и предложения (S). Чем больше рынок отвечает этим двум требованиям, тем более конкурентным он является, и наоборот.

На таком рынке конкуренция представляет собой регулирующую его силу. Она обеспечивает гибкость экономики в целом, помогает не только сохранять ее эффективность, но и повышать ее. Конкуренция вынуждает экономику адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, технологий и т. д. «Она через установление соответствующих цен сигнализирует об изменениях в потреблении и вызывает надлежащую, адекватную реакцию производителей: сокращать производство или обновлять и расширять его». В результате действия закона стоимости внутриотраслевая конкуренция инициирует технический прогресс, заставляет переходить на самые эффективные технологии. Благодаря механизму межотраслевой конкуренции создается тождество (единство) частных и общественных интересов - через формирование средней прибыли. Стремление увеличивать свои доходы реализуется предпринимателями только при удовлетворении общественных интересов, такова вкратце роль совершенной (чистой) конкуренции в развитии рыночной системы. Естественно, любая фирма, находящаяся в такой системе (конкурентной среде), учитывает следующие три обстоятельства (правила):

. Закон стоимости при совершенной конкуренции дает субъектам рынка «точку отсчета» общественно необходимых затрат труда, которые, так или иначе, определяют величину и структуру издержек фирмы и подсказывают ей, что индивидуальные затраты не могут превышать общественно необходимые. В таком случае фирма скоро прекратит существование.

. Фирма будет иметь хорошие перспективы развития, если при достигнутом уровне развития производства ее общий доход (TR) устойчиво будет превосходить переменные издержки (VC). Если же TR будет равняться или, еще хуже, будет меньше VC, то фирма должна прекратить существование, так как в этом случае практически будет выполняться правило 1. Следовательно, движение фирмы к состоянию TR < VC есть сигнал тревоги, подаваемый ей конкуренцией.

. Фирма не должна расширять производство, если предельный (дополнительный) доход MR равен МС. Иначе - фирма может продолжать расширять производство до тех пор, пока, как минимум, не будет выполняться условие MR = МС. Однако это шаткое равновесие, и фирма должна приложить все усилия, чтобы выполнялось условие MR>MC, и чем больше разница между MR и МС, тем конкурентоспособнее фирма.

Данные три правила носят универсальный характер и действительны для любой структуры и модели рынка (табл. 1).

Очевидно что при монополии, олигополии и чистой монополии конкуренция является несовершенной и экономика теряет множество положительных черт, качеств, свойственных ей при совершенной конкуренции. В предлагаемой таблице отрицательные черты монополистической конкуренции смягчены, смазаны. На самом же деле монополия олигополия и чистая монополия немногим отличаются друг от друга по своим отрицательным последствиям на экономику. Ведь монополия означает власть одного, олигополия - власть нескольких, что ненамного лучше.

«Определение монополии в западной экономической литературе страдает некоторой предвзятостью. Излишняя детализация различии, между монополией и олигополией отвлекает от главного. Для потребителя абсолютно все равно господствует на рынке одно или три-четыре предприятия. Второе, в принципе еще хуже, так как в первом случае работает антитрестовское законодательство, то в первом как во втором существует конкуренция, которая скрывает сговор этих предприятий. При олигополии цены выше, чем при монополии господство олигополии более многообразно. Теория монополии значительно фундаментально исследована в советской экономической литературе, нужно только отвлечься от ее идеологической подоплеки».

 

Таблица 1. Характерные черты четырех основных моделей рынка.

Характеристика Модель рынка
  Чистая (совершенная) конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия
Число фирм Множество Много Несколько Одна
Тип продукта Стандартизированный Дифференцированный Стандартизированный или дифференцированный Уникальный; нет близких заменителей
Контроль над ценой Отсутствует Некоторый, но в довольно узких рамках Ограниченный взаимной зависимостью; значительный при тайном сговоре Значительный, диктует цены
Условия вступления в отрасль Очень легкие, препятствия отсутствуют Сравнительно легкие   Блокировано
Неценовая конкуренция Отсутствует Значительный упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки и т.д. Очень типична, особенно при дифференциации продукта Главным образом реклама, связи фирмы с общественными организациями
Примеры Сельское хозяйство Рыночная торговля, производство одежды, обуви Производство стали, автомобилей, сельскохозяйственного инвентаря, многих бытовых электроприборов Местные предприятия общественного пользования

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: