Несовершенной конкуренцией является любая форма конкуренции, где не выполняются условия чистой конкуренции.
В странах с развитой рыночной системой практически в каждой отрасли производства господствует несколько крупных корпораций, являющихся монополиями, а в целом в отрасли существует олигополия. Однако, в любом случае, на этих рынках подавляющую экономическую власть имеет ограниченное число фирм. Отсюда, «во-первых, исключительные возможности у фирм влиять на цену. В реальной действительности фирмы ее просто устанавливают к своей выгоде. Таким образом, меняются сами условия реализации продукции. Во-вторых, меняются сами формы и методы конкуренции». Если при чистой конкуренции экономическое состязание шло в том аспекте, что выигрывал тот предприниматель или та группа предприятий, которые добились более низких издержек производства, выпускали более качественную продукцию, лучше организовали производство, то здесь, при несовершенной конкуренции, все сказанное необязательно. Более того, конкуренция претерпевает сильную трансформацию. Она становится ожесточенной и очень дорогостоящей.
Крупные предприятия столь много расходуют на конкурентную борьбу, что рано или поздно приходят к пониманию необходимости сговориться. Это компромисс, но он их устраивает. Просто фирмам приходится потесниться. Меняются правила игры. Например, автомобили одного класса во всем мире стоят примерно одинаково, хотя национальные издержки на их производство различны. Это - результат сговора. Естественно, за счет покупателя. А есть ли необходимость, производственная или потребительская, ежегодно менять модель автомобиля? Конечно же, нет. Но это помогает поддерживать неизменно высокие цены на данную продукцию. Так монополии (абсолютно все равно здесь, простая ли это монополия, естественная монополия, олигополия или чистая монополия) ограничивают выпуск продукции, регулируют ее предложение с тем, чтобы постоянно поддерживать высокие цены. Очевидны последствия такой конкуренции - усиление неравенства в доходах, перераспределение их в пользу монополий и в ущерб мелких и средних предприятии. Кроме того, осуществляется нерациональное распределение ресурсов и снижение жизненного уровня народа в целом. Однако, самым общим результатом господства монополий является потеря монополиями желания и инициативы в использовании достижений НТП, так как их господство на рынке в любом случае обеспечивает им большие прибыли. Главный мотив, стимул рыночной экономики - научно-технический прогресс, прогресс производительных сил общества ослабляется. Исходя из сказанного, становится понятно, почему в странах с развитой рыночной системой действуют антитрестовские (антимонопольные) законодательства, которые призваны ограничивать власть монополий. Первый антимонопольный закон был принят в США в 1880 г. - закон Шермана. Суть закона - «в запрещении любых слияний предприятий, объединений или сговоров, если они приводили к сокращению или ограничению производства и торговли». Закон Клейтона (США, 1914г.) - был уже в основном направлен против ценовой дискриминации на рынке.
|
Модель рынка совершенной конкуренции предполагает наиболее рациональное использование всех ресурсов общества, минимизацию общественных затрат на производство продукции.
|
Рынок несовершенной конкуренции, по сути, предполагает отклонение от состояния равновесия, сложившегося в условиях совершенной конкуренции. Следовательно, общество несет определенные потери в связи с монополизацией (степень ее может быть большей или меньшей) хозяйственной жизни.
В конечном счете, проблема монополии сводится к вопросу о власти над ценой, этим рыночным феноменом, не зависящим от воли и сознания отдельного товаропроизводителя в условиях совершенной конкуренции (вспомним горизонтальность линии спроса в этой ситуации).
Власть над ценой (а она всегда относительна и никогда не бывает абсолютной) - очень тонкий инструмент в руках монополии, или несовершенного конкурента. Если эта власть одновременно сопровождается уменьшением издержек производства продукции вследствие экономии на масштабах производства, развитием научно-технического прогресса, насыщением рынка массовым выпуском стандартизированной продукции по доступным ценам, то, очевидно, несовершенная конкуренция несет обществу определенный выигрыш. В конце концов, объективный процесс экономического развития общества приводит к рынку несовершенной конкуренции.
Можно сравнить власть над ценой со стремлением чело века установить свою власть над природой. Например, если мы не удовлетворены бедной почвой, засушливым климатом, то, проведя мелиоративные мероприятия, сопровождаемые внесением искусственных удобрений, обратим себе во благо нашу власть над природой. Но если перейти известную грань этой мелиорации, то, скорее всего, наша власть над природой обернется разрушением окружающей среды. Так и монополизация: если преступить некую степень контроля над ценой, это оборачивается разрушением и уничтожением богатства общества, ведет к стагнации, застою и т. п. Тайные соглашения о ценах, создание искусственных дефицитов - все это опасные проявления монополизации. Помня, что всякие аналогии условны, можно сравнить известное изречение: «Всякая власть развращает Абсолютная власть развращает абсолютно» - и следующий тезис: «Абсолютная власть над ценой развращает абсолютно». По всей видимости, антимонопольное (антитрестовское) законодательство и регулирование, широко применяемое в странах рыночной экономики, и пытается нащупать ту границу власти над ценой, переступить которую законодательным образом запрещается.
|
2.
Монополия: понятие, виды
Монополия - ситуация на рынке, когда один хозяйствующий субъект (группа лиц) является единственным производителем товара (услуги), не имеющего заменителей, или единственным производителем взаимозаменяемых товаров.
Монопсония - ситуация на рынке, когда один хозяйствующий субъект (группа лиц) является единственным покупателем товара (услуги).
Рынок, на котором монополисту противостоит монопсонист, называется билатеральным.
При монополии существует единственный продавец определенного товара. «Предложению предприятия, занимающего монопольное положение, противостоит на рынке совокупный спрос всех покупателей товара в пределах географических и товарных границ соответствующего рынка (мировых, национальных, местных). Если в условиях свободной конкуренции любой продавец мог продать определенное количество товара по независящей от него рыночной цене, то монопольное предприятие регулирует как объем продаваемой продукции, так и ее цену. Обладая абсолютной рыночной властью, оно может варьировать объем выпускаемой им продукции, ее цену, другие существенные условия продажи».
Так как обладание абсолютной рыночной властью и наличие на рынке одного-единственного продавца (покупателя) встречается крайне редко, то можно сделать вывод, что и чистая монополия (монопсония) также явление довольно редкое.
Конкуренцию и монополию не следует полностью противопоставлять друг другу. Конкуренция - это прежде всего процесс борьбы за преимущества. Монополия же - это ситуация на рынке, когда имеется один продавец товара. С одной стороны, если продавец один, то ему не с кем конкурировать. С другой стороны, монополист в любой момент может потерять свое монопольное положение. Как отмечают ученые, «причинами возникновения монополий могут быть как объективные, так и субъективные факторы: научно-технический прогресс и действующее в стране авторское или патентное право, концентрация производства или контроль фирмы над природными ресурсами, правительственные привилегии или так называемые естественные монополии». В различных ситуациях, при различных причинах появления монополистов поведение монополистов различно. Так, в ситуации государственной монополии монополист может не бороться за сохранение своего монопольного положения и конкуренция полностью отсутствует. В другой ситуации, к примеру, в ситуации временной монополии, положение монополиста совсем иное. Чтобы сохранить преимущества, хозяйствующий субъект должен продолжать конкурентную борьбу даже в условиях временной монополии. Продолжают борьбу за вход на товарный рынок и его потенциальные конкуренты.
Как совершенно правильно указано в Программе развития конкуренции, «при развитой конкурентной среде даже единственный предприниматель на рынке вынужден учитывать при осуществлении ценовой и иной политики появление возможных конкурентов».
Монополии бывают разных видов. Имеются разные подходы к вопросу о том, на какие виды можно поделить монополии. Выделяют открытые, закрытые и естественные монополии. Существует и более детальная градация видов и подвидов монополии.
В целях законодательного регулирования целесообразно выделять монополии следующих видов: естественные, государственные и временные.
- естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;
- субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Помимо примеров естественных монополий имеются и примеры временной и государственной монополии. Государственная монополия - это монополия, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, когда право на осуществление конкретных видов экономической деятельности принадлежит лишь ограниченному кругу субъектов.
Временные монополии возникают в условиях временного отсутствия конкуренции, к примеру, в связи с появлением на рынке нового товара. К данной группе монополий можно отнести «монополии, возникшие в связи с обладанием исключительными правами». Обладание исключительными правами на определенные объекты промышленной собственности в отдельных случаях создает для предпринимателей искусственные барьеры и препятствия к свободному доступу на рынок.
В настоящее время споры в основном возникают вокруг естественных монополий.
Согласно Закону о естественных монополиях к сферам естественной монополии отнесены:
- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
- транспортировка газа по трубопроводам;
- услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах;
- - услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
- услуги по передаче электрической энергии;
- услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
- услуги по передаче тепловой энергии;
- услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;
- железнодорожные перевозки.
Много споров вызывает само понятие «естественная монополия».
Как было сказано выше, при определении естественной монополии прежде всего указывается на эффект масштаба - уменьшение издержек при увеличении объема производства. Данный критерий, однако, на практике приводит к тому, что сферы естественной монополии пересекаются со сферами, не являющимися таковыми.
Очевидно, что эффект масштаба будет иметь место во многих сферах, а не только в перечисленных в Законе о естественных монополиях. Представляется, что в целом найдется не так много отраслей, где эффект масштаба будет полностью отсутствовать.
Несмотря на то что Закон о естественных монополиях отграничивает сферы естественных монополий от сфер, не являющихся таковыми, а лишь примыкающих к ним (к примеру, добычу нефти от ее транспортировки, передачу электроэнергии от ее производства), но на практике часто имеет место отсутствие конкурентных отношений не только в сферах естественных монополий, но и в сферах, примыкающих к ним.
В ряде случаев под естественно-монопольными видами бизнеса понимают все направления деятельности, которые всего лишь тесно связаны с естественно-монопольными. Подчас любое отсутствие конкуренции пытаются объяснить наличием естественной монополии. К примеру, Джон Кэй естественно-монопольными называет сферу производства пассажирских авиалайнеров и даже деятельность фондовых бирж. Как отмечает А.Ю. Бутыркин, «часто не только оценка деятельности, но и само понятие «естественная монополия» трактуется далеко не однозначно, вплоть до отождествления монополии, естественной монополии и государственных органов». Как пишет Н.Н. Марасанов, «в научной литературе нет единой точки зрения по вопросу о том, какие отрасли входят в число естественных монополий».
Антиконкурентные, или ограничивающие конкуренцию, действия хозяйствующих субъектов в основном подлежат преследованию путем запрещения и пресечения правонарушений, именуемых монополистической деятельностью.
В настоящее время законодатель определяет понятие монополистической деятельности посредством перечисления основных видов данного правонарушения: монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (п. 10 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»).
Но при всех разночтениях можно с определенностью констатировать, что монополистическая деятельность изначально определялась в законодательстве как правовая категория, а именно как правонарушение, т.е. противоправное, виновное действие (бездействие) субъектов предпринимательства (группы лиц), причиняющее вред и влекущее применение мер юридической ответственности.
Противоправность всякого правонарушения заключается в нарушении норм объективного права и субъективных прав других лиц. Действия, подпадающие под монополистическую деятельность, считаются противоправными, если они нарушают предписания или запреты, установленные нормами антимонопольного законодательства, которые носят комплексный характер (т.е. нормами конституционного, гражданского, административного и уголовного права). Бездействие является противоправным, если лицом добровольно не исполняется обязанность, возложенная на него нормой антимонопольного законодательства.
Монополистическая деятельность нарушает как частные, так и публичные права и интересы. Прежде всего, данное правонарушение посягает на субъективные права отдельных лиц - права предпринимателей и потребителей на рынке. Указанным лицом может быть причинен имущественный вред в виде убытков (ст. 15, 16 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=89535;fld=134;dst=100095> ГК РФ).
При квалификации отдельных монополистических действий, запрещенных антимонопольным законодательством, убытки иногда бывает сложно определить. Зачастую они могут вообще отсутствовать. В связи с этим в общем определении монополистической деятельности не содержится указания на убытки как последствия данного правонарушения. В п. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции упоминается лишь об «ущемлении интересов других лиц». В связи с этим для установления и запрещения (пресечения) монополистической деятельности не требуется в обязательном порядке устанавливать наличие убытков у конкретных предпринимателей и потребителей. В то же время для применения к правонарушителю гражданско-правовой санкции в виде возмещения убытков установление последних и причинной связи является обязательным.
Нарушая права и законные интересы отдельных субъектов предпринимательства, а также потребителей (частные права и интересы), монополистическая деятельность наносит вред публичным правам и интересам, т.е. государству и обществу в целом. Он заключается в посягательстве на правопорядок в сфере конкуренции, т.е. нарушении правил конкуренции, которые определяются в основном нормами законодательства и обычаями делового оборота.
В литературе вред публичным правам и интересам, т.е. посягательство на правопорядок в сфере конкуренции, предлагается определять через категории недопущения, ограничения или устранения конкуренции, упомянутые в п. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, либо через категорию «вред конкуренции». Так, по мнению А.Н. Кайля, «недопущение конкуренции - это такая ситуация, когда в результате злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением вообще исключается возможность конкуренции, ограничение конкуренции - это когда существенно снижается возможность конкуренции, а устранение конкуренции - когда постепенно устраняется ее возможность, вплоть до нуля».
А.Н. Варламова считает, что «законы о конкуренции должны защищать прежде всего конкуренцию, а не интересы отдельных лиц». Поэтому автор предлагает определить в законодательстве такое понятие, как вред конкуренции, под которым предлагается понимать любые неблагоприятные изменения конкурентной среды. К таковым, в частности, относится уменьшение количества конкурентов, ограничение самостоятельности их действий, ухудшение качественных характеристик конкурентной борьбы (отсутствие необдимости понижать цены, улучшать качество продукции), невозможность или затруднительность использования надлежащих (законных) методов конкурентной борьбы, отсутствие преимуществ у субъектов, использующих надлежащие методы конкурентной борьбы.
3.
Анализ антимонопольного законодательства Российской Федерации
3.1 Некоторые вопросы антимонопольного регулирования
конкуренция антимонопольный законодательство
Новейшей отраслью законодательства Российской Федерации является антимонопольное право. В мире, в отличие от России, уже сложилась широкая практика применения антимонопольных законов, однако даже в странах с развитой рыночной экономикой нет однозначного ответа на один из главных вопросов, каковы цели антимонопольного (конкурентного) законодательства, регулирования.
В разных странах сформировались различные подходы к применению антимонопольных законов. С 1991г., когда был принят первый Закон в России, российские исследователи так и не пришли к выводу о том, что же является целями антимонопольного регулирования. Тем не менее уже прошел почти двадцатилетний срок с начала рыночных отношений в нашей стране, можно попытаться сделать выводы, на достижение каких целей направлено антимонопольное законодательство.
Для достижения целей какого-либо регулирования в законодательстве должны предусматриваться определенные задачи, которые должен решать регулятор. В Законе о защите конкуренции задачи выражаются в форме запрещенных действий, т.е. в законодательстве устанавливаются задачи по недопущению определенных действий, ради защиты конкуренции.
В Законе о защите конкуренции устанавливаются следующие запреты: «запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц», в том числе следующие действия (бездействие):
- запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к: установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков), к другим негативным последствиям;
- не допускается недобросовестная конкуренция;
- запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещаются: а) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров; б) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами;
- запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.
Задачи антимонопольного регулирования также устанавливают пределы административного вмешательства государства в рыночные отношения. С этой точки зрения необходимо определять и функции антимонопольного органа, определяя их в зависимости от сложившейся экономической ситуации.
В Законе «О защите конкуренции» также определяются следующие функции антимонопольного органа:
- «обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;
- выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;
- предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;
- осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр, водных и других природных ресурсов, в том числе при проведении торгов, в случаях, предусмотренных федеральными законами».