Рыночное поведение фирмы предполагает определение цены и объёма производства; различно в зависимости от структуры рынка (в условиях совершенной и несовершенной конкуренции).
Цена в условиях совершенной конкуренции не зависит от фирмы. Фирма является субъектом, «соглашающимся с ценой» (price-taker); это связано с тем, что на этом рынке кривая спроса на продукцию каждой отдельной фирмы является совершенно эластичной.
Объём производства в условиях совершенной конкуренции является основным планируемым показателем. Оптимальным будет такой объем производства, при котором максимизируется прибыль или минимизируются убытки. Общий подход к его определению - сопоставление издержек и выручки.
Методы определения оптимального объёма производства:
· метод сопоставления общей выручки с общими издержками;
· метод сопоставления предельной выручки с предельными издержками.
1. Метод сопоставления общей выручки с общими издержками:
· случай максимизации прибыли;
· случай минимизации убытков;
· случай закрытия.
Рис. Случай максимизации прибыли
Рис. Случай минимизации убытков
Рис. Случай закрытия
. Метод сопоставления предельной выручки с предельными издержками:
· случай максимизации прибыли;
· случай минимизации убытков;
· случай закрытия.
Рис. Случай максимизации прибыли
Рис. Случай минимизации убытков
Рис. Случай закрытия
конкуренция рыночный цена межотраслевой
Гипотеза о нулевой экономической прибыли:
· в результате перелива капитала цена на рынке совершенной конкуренции в долговременном периоде стремится к минимуму средних издержек;
· в этой ситуации фирмы имеют нулевую экономическую прибыль.
|
Определение цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции
Цена и объём производства в условиях чистой монополии:
· устанавливаются монополистом;
· ограничены уровнем спроса (не могут быть сколь угодно высоки);
· фирма является субъектом, «ищущим цену» (price-searcher).
Метод сопоставления предельной выручки с предельными издержками:
· случай максимизации прибыли;
· случай минимизации убытков;
· случай закрытия.
Рис. Случай максимизации прибыли
Рис. Случай минимизации убытков
Рис. Случай закрытия
Высокие входные барьеры могут позволить монополисту получать экономическую прибыль не только в краткосрочном, но и в долговременном периоде.
Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции и олигополии зависит не только от издержек и спроса (как в условиях совершенной конкуренции и чистой монополии), но и от реакции конкурентов.
Литература
Новицкий Н.И. Основы менеджмента: Организация и планирование производства. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 208с.
Организация и планирование машиностроительного производства (производственный менеджмент): Учебник / К.А. Грачева, М.К. Захарова, Л.А. Одинцова и др.; Под ред. Ю.В. Скворцова, Л.А. Некрасова. - М.:Высш. шк., 2009.-. с.470.
Предпринимательство. Учебник / Под ред. М.Г. Лапусты. - М.:ИНФРА-М, 2007. - 520с.
Хунгуреева И.П., Шабыкова Н.Э., Унгаева И.Ю. Экономика предприятия: Учебное пособие. - Улан-Удэ, Изд-во ВСГТУ, 2008. - 240 с.
Экономика и статистика предприятия. / Под ред. Ильенкова С.Д., Сиротиной Т.П., Москва, - 2009.
|
Экономика предприятия М.С.Мокий Л.Г. Скамай, М.И. Трубочкина Москва 2007.
Экономика предприятия О.И.Волкова М Инфра - М, 2006г.
Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. -3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. -718с.
Экономика предприятия: Учебник/Под ред.А.Е.Карлика, М.Л.Шухгалтера. - М.: ИНФРА. - М., 2008.
Экономический анализ в торговле: учеб. пособ. / под ред. М.И. Баканова. - М.: Финансы и статистика, 2007.
Яковлев Н.Я. Цены и ценообразование: Учебное пособие. М.: ИКЦ "Маркетинг", - 2009.
Янковский К.П., Мухарь И.Ф. Организация инвестиционной и инновационной деятельности. - СПб: Питер, 2006.