СОСЛАН И ГУМСКИЙ ЧЕЛОВЕК




 

Пошел раз Сослан на охоту. Только одного зайца посчастливилось

ему убить. Снял с него Сослан шкурку, тушку заячью разделил на

части, приготовил из печени его шашлык на вертеле, а то, что

осталось, завернул в шкурку и отложил в сторону. Когда шашлык

ondf`phkq, Сослан, раньше чем приступить к еде, сказал по обычаю:

– Жив Бог.

И как только сказал он это, все заячье мясо опять собралось под

шкурку, и заяц ожил. Всплеснул руками Сослан:

– Что за диво! Кто поверит мне, что подобное может случиться! Я

убил зайца, снял с него шкурку, на части разрезал мясо, из печени

его шашлык приготовил – и вдруг заяц ожил.

– Это совсем не диво, диво ты увидишь за Гумским перевалом,–

сказал тут заяц, убегая.

«Во что бы то ни стало должен видеть я диво, еще более дивное,

чем то, что сейчас случилось»,– подумал Сослан и вернулся домой.

Велел он приготовить себе в дорогу такую пищу, которую легко

было бы нести и вкусно есть, сел на своего коня и направил его в

страну Гум.

Через семь перевалов перебрался Сослан, и вот перед ним восьмой

– Гумский перевал. Заметил он на перевале след оленя. Пошел по

следу и увидел на поляне оленя. И так красив был этот олень, что

жаль было Сослану убивать его.

Стоило пошевелиться оленю, как шерсть на нем звенела на все

голоса.

От бугорка к бугорку, от травинки к травинке стал Сослан

подкрадываться к оленю. Приблизившись на полет стрелы, он уже

прицелился в него, но не успел пустить свою стрелу, как в воздухе

просвистела стрела другого охотника. Зашатался олень и покатился с

кручи.

– Что за собака, что за осел! Кто посмел застрелить моего

оленя? – закричал тут Сослан во все горло.

Никто не ответил ему. Спустился Сослан по кровавому следу вниз,

в ущелье, и видит – лежит на дне ущелья убитый олень, а возле него

стоит человек. А человек этот ростом не меньше башни.

– Это ты убил моего оленя? – спросил его Сослан.

– Да, это я убил его,– ответил человек.

– Олень этот принадлежит мне! – заносчиво сказал Сослан.– Как

же ты посмел убить его?

– Если это был твой олень, то почему же ты не стрелял в него

раньше меня? – ответил человек.–Я такой же охотник, как ты, и

нахожусь в своей стране, в Гумском ущелье. Зачем ты кричишь и

ругаешь меня?

– А ты кто? – спросил его Сослан.

– Я из страны Гум. А сам ты кто и откуда пришел?

– Я Сослан, нартский человек.

– Нартский человек,– сказал человек из страны Гум,– Бог нам дал

обоим вместе этого оленя. Подойди, и мы снимем с него шкуру.

На этом кончилась их ссора, и они вместе стали снимать шкуру с

оленя. И когда сняли шкуру, протянул гумский человек Сослану свой

нож и сказал ему:

– Нартский человек, подели оленя по своему обычаю.

– Ты убил оленя,– ответил Сослан,– тебе и надлежит делить его.

Разделил гумский человек оленя на три части. «Одна часть будет

моя, другая его,– в тревоге думает Сослан.– Третью часть он тоже,

конечно, хочет взять себе. Но если ему достанется больше, чем мне,

такой позор для меня будет хуже смерти».

Разделил оленя гумский человек и сказал Сослану:

– Твое право, нарт Сослан, выбирать первому любую часть.

– Нет, солнце мое,– сказал Сослан,– ты убил оленя, тебе первому

и выбирать.

Выбрал тогда гумский человек одну долю и сказал:

– Это будет твоя доля, Сослан.– И, указав на вторую долю, он

добавил: – Ты пришел издалека, и поэтому эта доля тоже тебе от

меня, как гостю. Ну, а третья доля – моя.

Зажарили они шашлык, угостились на славу. Потом каждый забрал

свою долю, и стали они собираться в путь. И сказал гумский человек

Сослану:

– Нартский человек, выбирай себе подарок. Что хочешь ты? Вот

мой меч, вот конь мой, вот мой лук. Выбери себе то, что тебе

нравится, и возьми себе, чтобы добром поминать меня в Стране

нартов.

Поблагодарил Сослан гумского человека, но от подарка отказался.

Подали они друг другу руки на прощание и сели на своих коней.

Гумский человек направился в страну Гум, а Сослан – в Страну

нартов. Но, отъехав не очень далеко, подумал Сослан:

«Нет у меня все-таки счастья! Ведь человек давал мне подарок,

зачем же я не взял его? Не воспользовался я счастьем... Как

расскажу я об этом в Стране нартов? Вернусь-ка я обратно!»

Повернул Сослан своего коня обратно, догоняет он гумского

человека и кричит ему:

– Эй, гумский человек! Остановись, мне нужно еще поговорить с

тобой!

Гумский человек тоже повернул своего коня. И снова съехались

они на том месте, где делили оленя.

– Чего тебе, нарт Сослан? – спросил его гумский человек.– Или

ты забыл что? И Сослан сказал:

– Уж такой народ мы, нарты, что если нам подарок честью дают,

то отказываемся мы брать его, а потом жалеем: зачем не взяли?

– А мы такой народ,– ответил гумский человек,– что, когда

честью предлагаем подарок и его не берут, мы больше его не дарим.

Слово за слово – поссорились два человека. Стали пускать они

стрелы друг в друга. Потом Сослан выхватил меч, а гумский человек

– саблю, и стали они наносить друг другу удары. По восемнадцати

ран было у каждого, не в силах они были больше сражаться: один

повалился по одну сторону тропы, а другой – по другую. До вечера

они отдыхали, а потом сказали друг другу:

– Отправимся пока по домам, залечим свои раны, а ровно через

год опять встретимся здесь.

С трудом взобрались они на своих коней, и Сослан поехал в

Страну нартов, а гумский человек умчался в страну Гум.

Наняли они лекарей, за год залечили раны и опять встретились на

том же месте.

Издали увидел Сослан человека из страны Гум и стал пускать в

него стрелы. Приблизился к нему гумский человек и сказал:

– Да погибнуть нам обоим, нартский человек! Ведь мы с тобой не

кровники, зачем же мы хотим убить друг друга?

Тогда бросили они в разные стороны свое оружие, подали друг

другу руки и крепко обнялись.

– Раз мы стали друзьями, должен ты побывать в моем доме,–

сказал гумский человек.

Сели они на коней и поехали в гумское селение. Хорошо угостил

гумский человек Сослана. Целую неделю не вставали они из-за стола.

Когда прошла эта неделя и Сослан собрался домой, подарил ему

гумский человек свой лук и в придачу еще дал ему шкуру того оленя,

из-за которого вышел весь спор. А шкура эта была такая, что каждый

волос ее звенел колокольчиком, а каждая щетинка смеялась

бубенчиком. И стоило только тронуть эту шкуру, как начинала она

петь чудесными голосами.

Позвал Сослан к себе гумского человека. Приехали они в Страну

нартов, и там, в родном доме, радушно принял его Сослан и угощал

его целую неделю. А когда через неделю захотел гумский человек

возвратиться в свою страну, как было не сделать ему подарка! И

подарил ему Сослан своего коня.

Так стали назваными братьями Сослан и гумский человек.

 

СОСЛАН В СТРАНЕ ГУМ

 

Опять возомнил нарт Сослан, что нет никого на свете сильнее

его. И решил отправиться на охоту один. Долго бродил он, долго

скитался, но на свою беду не встретил в тот день ни зверя, ни

птицы. Вошел он в темный лес. Посреди леса – поляна, а на ней

золотой олень пасется. Привязал Сослан своего коня к дереву, а сам

подкрался к золотому оленю.

Прицелился Сослан и только хотел пустить стрелу, как подошел к

золотому оленю какой-то юноша, накинул ему на рога шелковую

веревку и повел за собой. Удивило это Сослана. Сел он на своего

коня и поехал за неизвестным юношей. А тот дошел до какого-то

селения.

Нагнал его Сослан и говорит:

– Добрый вечер, добрый человек. Не скажешь ли, у кого бы я мог

здесь остановиться?

Юноша ответил ему на хатиагском языке:

– Остановиться можешь у моего отца. Но откуда ты и куда путь

держишь? И сказал ему Сослан:

– Я нарт, еду издалека. Охотился и попал сюда.

– Так отец мой очень любит нартов! Он готов и ночью и днем

искать с ними встречи!

Отправился Сослан следом за юношей. Подошли они к дому, и юноша

крикнул:

– Дада, гляди, вот нарт перед тобой! Старик вышел из дома,

попросил Сослана слезть с коня, обласкал его, пригласил в дом и

спросил по-хатиагски:

– Кто ты? Кому из нартов приходишься сыном?

– Я из рода Ахсартаггата, зовут меня Сослан. У старика было три

сына, он и говорит им:

– Гость, который нас посетил,– очень дорогой гость. Подошло

время зарезать в честь него животное. Приведите из стада животное.

Тут младший сын, тот, который встретил Сослана в лесу сказал:

– Я нашел на поляне в лесу козленка, что пропал сегодня. Хватит

нам его или нет?

Сослан хорошо понимал по-хатиагски и сказал:

– Еще лишку останется!

И не допустил, чтобы сыновья старика пошли к стаду. Привели

того золотого оленя, старик совершил над ним обряд – помолился над

ним, поднеся ко лбу оленя лучину,– только после этого разрешил

Сослану зарезать оленя. А Сослану очень хотелось, чтобы ему

подарили этого оленя живым. Но не осмелился он попросить об этом и

зарезал оленя.

Ужин был уже готов, накрыли столики-трехножки, но Сослан ни до

чего не дотронулся. Тут хозяин спросил:

– Что с тобой, нартский человек, почему ты не ешь?

– У нас, у нартов, есть обычай: даже с кровниками готовы мы

разделить трапезу, но должны знать, с кем садимся за стол. Вы мне

оказываете большую честь, прислуживаете мне, но я не знаю, кто вы.

Старик ответил ему:

– Я гумский человек. У меня три сына. Мы в жизни своей никогда

никого не обижали. Со всеми живем в мире и дружбе. Кто понимает

наши добрые намерения, тому мы помогаем еще больше и относимся еще

лучше, а тем, кто делает нам зло, отвечаем тем же и даже хуже

того.

Ничего не ответил на эти слова Сослан и принялся за еду. Тут он

побратался с хозяевами. Потом Сослану постелили, и он прилег.

Шкуру, снятую с золотого оленя, повесили возле него. Стоило только

подуть ветру, и сразу волосы на шкуре золотого оленя начинали

звенеть на разные голоса, словно бубенчики. Сослан очень удивился,

и сон покинул его.

«Если бы мне подарили эту оленью шкуру, привез бы я ее как чудо

в селение нартов...» – так думал он ночью.

А утром, чуть только рассвело, старый гумский человек подошел к

постели Сослана и сказал ему:

– Я разослал своих сыновей: одного–за табуном лошадей, второго

– за стадом рогатого скота, а третьего – к овечьим отарам. Дается

тебе право увести с собой табун, стадо и отару, а также пастухов и

чабанов. Должен ведь я показать нартам свое лицо!

Сослан встал и вместе со стариком вышел в степь посмотреть, что

дарит ему хозяин. И, увидев, как хороши кони, овцы и рогатый скот,

снял Сослан шапку и сердечно поблагодарил старика:

– Пусть они останутся вам на здоровье. Ничего я не возьму из

этих богатств. Вы и так хорошо меня принимали. И сказал тут старик

младшему сыну по-хатиагски:

– Надо проводить гостя до рубежа нашей земли. Поймай себе коня.

Юноша погнался за табуном, но поймать ему удалось только

жеребеночка, который был весь в коросте, остальные кони

разбежались.

Когда вернулся домой старик, сыновья его и Сослан, завтрак был

накрыт. Поели, распрощались и вышли во двор. Сослан увидел рядом

со своим конем покрытого коростой жеребенка, покачал головой и

встревожился: «Разве может этот жеребенок равняться с моим конем?

Как мы доберемся до рубежа их страны?»

Сели оба на коней. Еще раз распрощался Сослан с хозяевами и

отбыл. Сослан поехал впереди, а юноша за ним следом. Когда они

оказались в глубине дремучего леса, конь Сослана стал спадать с

шага, а жеребенок все вперед рвется. Тогда юноша сказал Сослану:

– Конечно, не подобает мне ехать впереди старшего, но все же

пусти меня вперед. Никто нас не видит, а дорогу я знаю лучше. Ты

же следуй за мной.

Сослан позволил ему выехать вперед. Паршивая лошаденка юноши

так и норовит идти по самой чащобе, грудью сваливает вековые

деревья. Ехал за ним Сослан, и стало ему обидно. Проехав немного,

спросил он у юноши:

– Почему бы тебе не направить своего коня туда, где лес пореже?

Юноша ответил:

– Тогда он слишком опередит тебя, и твой конь от него отстанет.

Доехали они до рубежа. Соскочил юноша с коня и начал взад и

вперед водить его. Тем временем догнал его Сослан и обратился к

нему:

– Охо-ох, измотал ты моего коня. Но не вздумай теперь и меня

доконать, теперь я поеду вперед. Юноша ответил Сослану:

– Счастливого пути, Сослан. Дальше рубежа ехать мне нельзя!

– Давай поменяемся конями,– попросил Сослан юношу. Обидели

юношу эти слова, и говорит он Сослану:

– Да что ты, Сослан! Ведь отец мой предлагал тебе целые табуны

лошадей вместе с табунщиками. Почему же ты не взял их? Этот

жеребенок худший из всех, и я не обменяю его. Если сделаю я так,

как ты просишь, дома мне гумские люди скажут: «Эх ты, отнял у тебя

нарт коня». Позор мне тогда!

В ответ на это Сослан положил руку на рукоять меча и сказал с

угрозой:

– Скорее отойди 6т коня и садись на моего, не то я убью тебя!

В ответ на эти слова выхватил юноша меч, и начали они наносить

удары друг другу. Однако никто из них не победил другого.

До полудня сражались, потом разошлись отдохнуть.

– Теперь я узнал, каков ты,– сказал юноше Сослан.– Езжай пока

своей дорогой, а достоинства друг друга мы еще изведаем.

Разъехались они, оба раненые, в разные стороны. Вернулся юноша

домой весь в крови. Увидел его отец и спросил:

– Что с тобой, сын?

– Ну и хорошо же поступил со мной твой гость! Хотел поменяться

со мной конем, а я посчитал это позором для себя. Вот мы и

изрезали друг друга. Двенадцать раз ранен он, двенадцать раз – я.

Еще раз должны мы встретиться. Так и договорились.

– Так почему же ты ударил его? Ударить гостя– это позор!

– Поссорились мы по ту сторону рубежа.

– Ну тогда ничего, полечись пока, а там посмотрим. Может быть,

вместо распри дружба между вами родится.

Не показывался Сослан ни нартам, ни чинтам, пока совсем не

поправился. Выздоровел, сел на коня и отправился на гумский рубеж.

В этот день туда же прибыл гумский юноша. Улыбнулся ему Сослан и

сказал:

– Ну, давай мириться. Силу друг друга мы изведали, вместо того

чтобы делать друг другу зло, станем друзьями.

– Я не верю тебе больше. Сослан,–ответил гумский юноша.–Тебе

верить нельзя. И не подходи ко мне близко.

Тогда Сослан вынул свой меч и положил его на луку седла. Бросил

он на землю свой щит, а колчан подвязал позади седла. Сам же,

безоружный, подошел к юноше, взял его за руку и сказал:

– Не будем испытывать больше друг друга силой, давай испытаем

друг друга в жизни.

И тут юноша поверил Сослану и ни слова ему не возразил.

Поклялись они землей и вместе поехали в дом отца юноши. Приехали

они в дом, помирившись. Слез юноша со своего коня, а Сослан не

слезает. Вышел к нему отец юноши:

– Прошу тебя, Сослан, сойди с коня, – сказал он. – Ты ведь

гость наш. Почему не заходишь в дом? Оставайся у нас.

Сослан ответил ему:

– Мы с твоим сыном испытывали друг друга в силе, и никто из нас

не оказался сильнее другого. А теперь должны друг друга испытать в

жизни. Подскажи нам, где есть земля, куда не ступала нога

человека, чтобы мы показали там свою силу.

Старик сказал:

– Нет такой неизведанной земли, где бы не побывали нарты и

чинты, куда бы не ходили они в походы. Знаю только, что пасется на

горе Ахоха стадо, принадлежащее трем любимым Богом братьям, но

никому еще не удавалось одолеть их пастуха.

– Вот такого-то я и ищу, чтобы на нем испытать свои силы!

Старик сказал:

– Его можно только умом победить, никакой насильник силы против

него не соберет. Но входите в дом, и я дам вам совет.

Юноша и Сослан вошли в дом. Там старик стал им рассказывать:

– Дочь моя очень красива. Пусть оденет она платье из лучшего

шелка, возьмет с собой два струнных фандыра; на одном будет играть

руками, на другом – ногами. Возьмите девушку с собой на гору

Ахоха. Там оба войдите в дом того пастуха, о котором я говорил, в

то время когда сам он будет с барантой на пастбище. В доме пастуха

есть кресло из слоновой кости. Посадите девушку в это кресло,

поставьте перед ней струнные фандыры, и пусть она заиграет на них.

Сами вы спрячьтесь по обе стороны двери. Вечером вернется этот

пастух с пастбища. Не часто видит он женщин и поэтому, когда

войдет в дом и увидит там девушку, упадет в обморок. Тут будьте

наготове, привяжите пастуха к столбу, который стоит посредине

дома12, а потом угоняйте

его стадо.

Сослан и юноша поступили так, как научил их старик.

Вернувшись, пастух открыл дверь, и увидел девушку в кресле из

слоновой кости, и услышал, как играет она на фандырах. Девушка

улыбнулась пастуху, и такой силы любовное чувство охватило его,

что он упал в обморок.

Сослан и юноша тут же привязали пастуха к среднему столбу дома.

Зарезали барана, сварили его и тут же сели за трапезу. А когда

пришел в себя пастух, они подносили ему самые вкусные куски, но он

не взял у них ни одного куска. Под конец Сослан поднес ему часть

бедра. Пастух вырвал из нее зубами альчик, положил себе на лоб и с

такой силой подбросил его, что полетел этот альчик в дом трех

любимых Богом братьев. А они сидели в это время за ужином, и

альчик упал возле них вогнутой стороной кверху.

А когда пастух подбросил альчик, гумский юноша сказал Сослану:

– Быть бы тебе столь же правым, Сослан! Этот альчик послан

вестником тревоги к хозяевам стад – к трем дружно живущим братьям.

Не будем же мешкать и угоним скорей их стада!

Погнали они баранту и к рассвету достигли широкой степи.

Девушку, дочь старика, захватили с собой, и настигла их ночь.

А три любимых Богом брата кинулись в погоню. Сначала они

завернули к пастуху, развязали его, и вчетвером погнались за

Сосланом и гумским юношей.

У самой степи, когда они уже почти догнали Сослана и гумского

юношу, взмолился Сослан:

– О, покровитель ночных походов Уастырджи! Помоги нам!

Уастырджи услыхал молитву Сослана, вскочил на своего трехногого

коня, покружил над степью, по которой гнали украденную баранту,

сбросил свою гребенку – и позади юноши и Сослана в один миг вырос

темный, непроходимый лес. Пока погоня пробиралась сквозь чащобу,

Сослан и юноша с барантой далеко ушли вперед.

Покружил Уастырджи над ними вторично, сбросил позади Сослана и

гумского юноши черные камни – и выросли камни в скалистые горы.

Пока пробиралась погоня через эти горы, далеко вперед ушли Сослан

и юноша с барантой.

Опустился Уастырджи на землю между погоней и теми, кто угнал

скот, и обратился к трем любимым Богом братьям и их пастуху:

– Остановитесь пока здесь, я спрошу у врагов ваших, почему

угнали они ваш скот.

Погоня остановилась, Уастырджи подъехал к Сослану и гумскому

юноше и спросил:

– Чей скот вы угоняете? Те ответили:

– Мы угоняем баранту трех Богом любимых братьев!

– Так вот, смотрите, они уже вас догнали. Что же вы теперь

будете делать? Хотите, я могу вас помирить?

– Что может быть лучше этого? Мы согласны!

– А чья это девушка? Верно, вы тоже похитили ее?– спросил

Уастырджи.

– Нет, это моя сестра, – ответил гумский юноша. Уастырджи

вернулся к владельцам баранты и, улыбаясь, говорит им:

– Это они угоняют скот, который им дали как выкуп за невесту.

Они – не насильники!

Уастырджи свел их всех вместе.

Тут за младшего из трех братьев выдали девушку (два других

брата были уже женаты), а Сослан и гумский юноша погнали скот

домой.

Утром, когда на дворе у отца юноши делили баранту, Сослан

разделил ее на три части. И подумал тогда юноша: «Почему Сослан

разделил скот на три части? Может, он собирается забрать себе две

части? Тогда это снова приведет к ссоре».

Но Сослан сказал:

– Юноша, чего это ты вдруг запечалился? Разве неправильно я

разделил? Одна часть – это выкуп за невесту, вторая часть – твоя,

а третья – моя.

Юноша и гумский старик остались очень довольны Сосланом и даже

отдали ему свои доли. Отдали ему также и шкуру оленя и проводили

его с почестями через рубеж Гумской страны.

Сослан привел баранту в селение нартов и задал там обильный

пир.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: