Ход урока
I. Организационный момент.
Игра «Ладошки».
−Возьмите друг друга за руки. Закройте глаза. Почувствуйте тепло других ладошек в своих руках. Мысленно пожелайте всем добра. А теперь откройте глаза и садитесь, не производя ни малейшего шума. Вот и начинается урок.
II. Введение в тему. Постановка проблемы.
Послушайте рассказ. Капля воды. В.А.Сухомлинский
Был жаркий июльский день. К колодцу, что под высоким дубом, подошла группа школьников. Они возвращались из туристического похода. Детям очень хотелось пить. И чем ближе был колодец, тем быстрее они шли. А с другой стороны к нему приближалась бабушка. Она шла издалека, очень устала. И бабушка, и школьники подошли к колодцу одновременно. На срубе стояло ведро с холодной водой. Дети окружили его и по очереди пили воду. А бабушку оттеснили. Она отошла к дубу и стояла, печально прислонившись к дереву. Когда школьники напились и пошли дальше, бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой.
−Как вы считаете, почему бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой?
−Почему бабушка ничего им не сказала?
−А как поступили мальчики?
−Как по вашему должны были поступить ребята в данной ситуации? −Являются ли действия ребят поступком?
−А можно ли этот поступок назвать нравственным?
−А что такое нравственный поступок?
−Как вы думаете о чём мы будем с вами сегодня говорить на уроке?
− Сформулирует тему урока?
−Тема нашего урока «Нравственный поступок»
−На какие вопросы вы хотели бы ответить по этой теме?
−Сегодня на уроке вы узнаете:
Что такое поступок в этике?
Что такое нравственный поступок?
Какие признаки имеют нравственные поступки?
−Прочитайте определение «поступка» в учебнике и запишите в тетради.
Слово нравственный произошло от сущ. нрав, т.е. характер (нрав – характер, совокупность душевных свойств). Каков бы ни был характер, человек должен уметь вести себя правильно, должен уметь управлять собой.
Нравственный поступок – это хороший поступок, поступок, соответствующий принятым правилам.
Работа в группах
−К нравственному поступку человека ведёт несколько шагов. Наша задача – в парах, понять и записать какие шаги приводят к нравственным поступкам.
−Посмотрите картинки, какие поступки людей они иллюстрируют.
−Выявите мотив, цель, средства и спрогнозируйте результат.
Уже давным-давно человек задумывался о том, как он поступает, что делает.
−Как вы думаете, какой поступок можно назвать нравственным? А безнравственным?
Нравственный поступок - это только то действие, которое человек совершает, руководствуясь нравственными идеями и ценностями. Это осознанное действие с определённой целью. В таком поступке выражено нравственное отношение одного человека к другому.
III. Физкультминутка.
(Под песню «Что такое доброта» в исполнении группы «Непоседы»)
−С каких слов начиналась песня, под которую мы делали упражнения? (Что такое доброта?)
−Добро и зло – основные понятия этики…
−Какой поступок считать нравственным, а какой – безнравственным с точки зрения добра и зла?
IV. Продолжение работы по теме.
− Ребята, какими качествами должен обладать человек, чтобы совершать нравственные поступки?
Работа в группах. (Работа с текстом)
− Я предлагаю Вам прочитать рассказ Л.Н.Толстого «Котенок». Определить, нравственный ли поступок совершил мальчик, и заполнить таблицу, в которой записаны 5 признаков нравственного поступка.
«Котенок» Л.Н.Толстой
Были брат и сестра — Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали — над головой что-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла внизу и всё спрашивала:
— Нашёл? Нашёл?
Но Вася не отвечал ей. Наконец, Вася закричал ей:
— Нашёл! Наша кошка… И у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее..
Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.
Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.
Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.
Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка. Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: «Назад, назад!» — и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак.
Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася что было духу пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.
Охотник подскакал и отогнал собак; а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.
−Ребята, подведем итоги и выполним самопроверку. Внимание на экран.
Мотив
(Зачем совершен?)
Цель
(Для чего?)
Средства
(Действие с точки зрения морали)
Само действие
(Добровольно или по принуждению)
Результат
(Положительный или отрицательный)
Вывод:
-Нравственный ли поступок совершил мальчик?
−Поднимите руки, у кого совпали ответы.
V. Итог.
− Каждый день мы совершаем те или иные поступки, принимаем те или иные решения. Всё это влияет на наш характер и на нашу жизнь….
−Подумайте над словами Л.Н. Толстого «Если ты видишь, что устройство общества дурно, и хочешь исправить его, то знай, что для этого есть только одно средство: то чтобы люди стали лучше. А для этого, чтобы все люди стали лучше, в твоей власти только одно: самому стать лучше»
По результатам выполненных заданий можно сказать, что вы, ребята, уже хорошо понимаете значение нравственных поступков.
VI. Рефлексия.
Вспомните из своего личного опыта, какие нравственные поступки вы совершали, и какие безнравственные.
Сегодня на уроке я понял…
Я думаю, что каждый человек должен…
Я постараюсь всегда…
Я почувствовал, что…
-А теперь на последок давайте поиграем в игру. Каждый из вас по цепочке должен сказать по пожелание добра всему классу.
-Ребята, вы очень хорошо потрудились на уроке. Мне понравилось с вами работать. Урок окончен. Спасибо!