Как источника загрязнения окружающей среды»




Как источника загрязнения окружающей среды»

 

Исполнитель студент гр. бПРВД-41

(очная форма обучения) ________________Сергеев Дмитрий Владимирович

№ зачетной книжки 163842

 

Руководитель практики от университета

д.т.н., профессор кафедры ЭКЛ _________________/ Атаманова О.В.

 

Зав. кафедрой ЭКЛ

д.б.н., профессор _______________/ Тихомирова Е.И.

 

 

Дата защиты «» мая 2019 г

 

Саратов 2020


СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………….………..3

Обзор литературы…………………………………………………………........4

1.1.Влияние железнодорожного транспорта на состояние окружающей природной среды Российской Федерации……………………………………4

1.2.Воздействие железнодорожного транспорта на атмосферный воздух…………………………………………………………………………...9

1.3.Классификация образующихся отходов производства и их утилизация…...……………………………………………………………...…14

Заключение………………………………………………………………….....21

Список литературы…………………………………………………………....22

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Железнодорожный транспорт по объему грузовых перевозок занимает первое место среди других видов транспорта, а по объему перевозок пассажиров второе место после автомобильного транспорта. Несмотря на то, что железнодорожный транспорт оказывает наименьшее негативное воздействие, особенно по сравнению с автомобильным транспортом, его доля в загрязнении окружающей природной среды остается высокой. Это происходит в результате выброса вредных веществ, как от подвижного состава, так и от многочисленных производственных и подсобных предприятий, обслуживающих перевозочный процесс. При этом происходит существенное загрязнение атмосферного воздуха, воды и почвы. Кроме того, железнодорожный транспорт оказывает негативное влияние за счет повышенного шума, наличия излучений и теплового загрязнения среды обитания человека. [1]

 

Характер воздействия железнодорожного транспорта на окружающую среду определяется составом техногенных факторов, интенсивностью их воздействия, экологической весомостью воздействия на элементы природы. Техногенное воздействие может быть локальным — от единичного фактора или комплексным — от группы различных факторов, характеризующихся коэффициентами экологической весомости, которые зависят от вида воздействия, их характера и объекта воздействия.

 

Строительство, эксплуатация железных дорог и подвижного состава оказывает отрицательное воздействие на окружающую природную среду. Во многих случаях остаются не решенными проблемы обезвреживания и захоронения отходов, особенно отходов 2-го класса опасности, содержащего нефтепродукты, кубовые остатки, отработанные масла. Актуальной остается проблема сбора мусора, хранения, переработки и транспортировки бытовых отходов из пассажирских поездов. Негативное влияние на состояние окружающей среды оказывают железнодорожные магистрали: вследствие изменений естественного гидрологического режима значительные территории подверглись заболачиванию или же наоборот осушению, нарушается почвенный и растительный покров. [2]

 

Глава 1. Обзор литературы

 

1.1. Влияние железнодорожного транспорта на состояние окружающей природной среды Российской Федерации

 

Природоохранная деятельность на железнодорожном транспорте осуществляется в соответствии с требованиями Законов Российской Федерации «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха», «Об отходах производства и потребления», «Об экологической экспертизе», Указов Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», «Об утверждении концепции национальной безопасности Российской Федерации», одной из составляющих которой является экологическая безопасность Земельного, Водного и Лесного Кодекса РФ. [6, 16, 20, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46]

 

В 2002 году принят ряд постановлений Правительства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, напрямую касающихся деятельности железнодорожного транспорта:

 

— Постановлением от 06.02.02 г. № 83 предусматривается проведение регулярных проверок на соответствие техническим нормативам выбросов вредных веществ в атмосферный воздух маневровых, магистральных тепловозов, начиная с 2003 года, а путевой техники — с 2004 года;

— Постановлением от 29.10.02 г. № 777 объекты федерального транспорта (в том числе и железнодорожного) подлежат федеральному государственному экологическому контролю;

 

— Постановлением от 29.11.02 г. № 847 установлен порядок ограничения или прекращения выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, осуществляемых при отсутствии разрешений на выбросы, а также с нарушением условий, предусмотренных этими разрешениями.

 

В 1998 — 1999 годах Россия приняла в качестве государственных международные стандарты ИСО серии 14000 (ГОСТ Р ИСО 14010-98, ГОСТ Р ИСО 14011-98, ГОСТ Р ИСО 14012-98, ГОСТ Р ИСО 14040-99, ГОСТ Р ИСО 14050-99), которые были разработаны в соответствии с требованиями ООН по охране окружающей среды. На их основе создается нормативная база для внедрения на предприятиях по контролю уровня загрязнений, проведению экологической сертификации производств и технологических процессов и осуществлению природоохранной деятельности в целом.

 

В условиях усиления внимания к вопросам состояния окружающей среды, ужесточения природоохранного законодательства железнодорожный транспорт должен добиваться повышения экологичности производственных процессов, контролируя воздействие на природу с учетом отраслевой экологической политики. [10]

 

В настоящее время задачей МПС России в области охраны окружающей среды является выполнение «Экологической программы железнодорожного транспорта на 2001 — 2005 годы». Основные направления деятельности по повышению экологической безопасности на железнодорожном транспорте:

 

— в области охраны атмосферы — разработка и применение более экономичных дизелей тепловозов и котлов теплоэнергетических установок с улучшенными экологическими показателями, эффективных пылегазоулавливающих установок; сокращение потребления топлива теплоэнергетическими установками и их перевод на менее токсичное топливо; [18]

 

— в области охраны и рационального использования водных ресурсов — разработка и внедрение устройств для модернизации существующих локальных и узловых очистных сооружений сточных вод, технологий по очистке ливневых стоков с территорий предприятий и станций; сокращение водопотребления в технологических процессах; [4]

 

— в области обращения с отходами производства- разработка и внедрение технологий по обезвреживанию старогодных деревянных шпал, негодных к укладке в путь, нефтешламов, образующихся на очистных сооружениях, при мойке подвижного состава, его узлов и деталей, а также сбора и обезвреживания отходов из пассажирских вагонов; внедрение технологий регенерации масел, смазок, электролитов аккумуляторных батарей; [50]

 

— в области охраны земель — разработка и применение технологий по очистке территории нефтеналивных станций, складов топлива и масел, тракционных путей от нефтяных загрязнений; расширение использования экологически чистых туалетных комплексов в пассажирских поездах и на станциях; [22]

 

— в области воспроизводства лесных ресурсов на железнодорожных территориях — опережающее лесовосстановление с целью уменьшения распространения вредных веществ и шума от объектов железнодорожного транспорта на прилегающие территории; [51]

 

— в области снижения уровня шума — разработка и внедрение технологий и устройств, позволяющих довести уровень шума от подвижного состава до нормативно допустимого; [17]

 

— в области ликвидации экологических последствий аварийных ситуаций при перевозке опасных грузов — разработка технологий очистки почв, грунтов и воды от вредных веществ; [17]

 

— в области производственного экологического контроля - расширение номенклатуры загрязнителей, определяемых инструментальными методами; оснащение производственных экологических лабораторий современным оборудованием и приборами. [15]

За последние десять лет уменьшилось негативное воздействие железнодорожного транспорта на окружающую среду (воздух, воду, землю). Ниже представлены основные результаты природоохранной деятельности за 1994-2004 годы.

В области охраны атмосферного воздуха. В 2006 году по сравнению с 1996 годом выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных объектов снизился на 134,8 тыс. т или на 38,7 % и составил 213,2 тыс. т. За этот же период времени сократился расход воды на производственные нужды на 64,8 млн м3 или 38,3 %.

В области охраны водных ресурсов. Сокращение потребления воды достигнуто за счет использования маловодных технологий, установки современных приборов учета израсходованной воды, широкого внедрения оборотного водоснабжения, которым в настоящее время оборудованы практически все компрессорные станции, машины мойки деталей и узлов подвижного состава. В 2006 году объем оборотной и повторно используемой воды в технологических процессах составил 121,6 млн м3. Средний показатель водооборота по отрасли составил 53,8 %.

Сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты в 2004 году по сравнению с 1996 годом сократился с 78,6 млн м до 48,9 млн м (или на 29,7 млн м), что составляет 37,8 %. [13]

В области обращения с отходами производства. Учет образования и использования производственных отходов в отрасли введен в 1998 году. В 2006 году по сравнению с 1998 годом объем их образования вырос на 599,4 тыс. т. Это связано, в первую очередь, с ростом числа отчитывающихся предприятий и номенклатуры отходов.

 

Образование отходов производства на железных дорогах Российской

Федерации [23]

Годы 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Объем отходов, тыс. т 185,7 256,1 433,7 410,9 537,3 670,3 690,7 750,2 785,1

Для обезвреживания отходов применялись различные технологии: очистка нефтезагрязненных грунтов с помощью биопрепаратов типа «Деворойл», «Дестройл», «Путидойл», «Олеоворин» и другие; переработка смазки подшипников и нефтешламов промывочно-пропарочных станций; брикетирование отходов деревообработки; восстановление аккумуляторных батарей.Сохранение железнодорожным транспортом лидирующего положения на рынке транспортных услуг и устойчивое его развитие в определенной мере зависят и от решения вопросов экологической безопасности, требующих снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности предприятий отрасли на окружающую среду до минимально возможных уровней. [33]

 

В 2016 году доля транспортного комплекса России в общем объеме выбросов вредных веществ в атмосферу составила 42,6 %, при этом выбросы оксида углерода транспортом составили 68 %, оксидов азота — 54 %, углеводородов (без летучих органических соединений) — 37 %. На рисунке 7 приведена оценка воздействия предприятий железнодорожного транспорта и в целом транспортного комплекса России в 2006 году на окружающую среду. Доля железнодорожного транспорта в загрязнении среды транспортным комплексом в 2018 году следующая:

 

1,17 % — по выбросам в атмосферу от передвижных источников;

 

31,56 % — по выбросам в атмосферу от стационарных источников;

 

12,06 % — по образованию отходов производства;

 

80,16 % — по сбросу загрязненных сточных вод в водоемы. [5]

 

1.2. Воздействие железнодорожного транспорта на атмосферный воздух

 

На железнодорожном транспорте источниками выбросов вредных веществ в атмосферу являются объекты производственных предприятий и подвижной состав. Они подразделяются на передвижные и стационарные. Из стационарных источников наибольший вред окружающей среде наносят котельные различных железнодорожных предприятий. В зависимости от применяемого топлива при его горении выделяются различные количества вредных веществ. При сжигании твердого топлива в атмосферу выделяются оксиды серы (SO), оксиды углерода (СО), оксиды азота (NO) и летучая зола с частицами несгоревшего топлива в виде сажи. Мазуты при сгорании в котлоагрегатах выделяют с дымовыми газами оксиды серы, диоксид азота, твердые продукты неполного сгорания и соединения ванадия. При использовании в качестве топлива газа происходит выброс диоксида азота и оксида углерода. [19, 33]

 

Многие производственные процессы на различных предприятиях железнодорожного транспорта сопровождаются загрязнением атмосферного воздуха вредными веществами. Наиболее пагубное воздействие на окружающую среду и здоровье людей оказывает производство на шпалопропиточных заводах, где загрязнение атмосферного воздуха происходит при остывании шпал после пропитки их антисептиком. При объеме обрабатываемых шпал 4,1 млн. м3 годовые выбросы вредных веществ составляют 870 т, в том числе 584 т нафталина, 106 т фенола и 180 т прочих углеводородов. [8, 31]

 

Приготовление в депо сухого песка для локомотивов, его транспортировка и загрузка в тепловозы сопровождается выделением в воздушную среду пыли и газообразных веществ, образующихся в процессе сжигания газа или мазута в печах сушильных камер. Концентрации в воздухе пылевидных частиц, содержащих 20 — 70 % SiO2, составляют от 50 до 300 мг/м3. [28, 29]

 

На заводах и в депо при сварке деталей в воздух поступают сварочнаяаэрозоль — 1 — 20 мг/м, оксиды марганца — 0,1 — 2,5 мг/м, соединения кремния — 0,1 — 1,0 мг/м3, фториды — 0,2 — 2,5 мг/м3, фтористый водород -0,07 — 1,0 мг/м3. На рельсосварочных предприятиях при зачистке одного сварочного стыка выделяется до 220 — 280 г пыли, содержащей двуокиси кремния до 20%, фосфора до 1%, марганца и его оксидов до 1 %. При шлифовке одного сварочного стыка выделяется 600 — 800 г пыли с содержанием SiO2 до 50%, оксидов алюминия до 1%, оксида кальция до 0,5%, магния и его оксидов до 4%. При сварке стыков выделяется 18 — 25 г сварочного аэрозоля, состоящего на 98,5 — 99,0% из оксидов железа, 0,9 -1,4% оксидов марганца, 0,3 — 0,4% оксидов кремния и на 0,02% из фосфора. [12,52]

 

Нанесение лакокрасочных покрытий сопровождается выделением в воздушную среду паров растворителей и аэрозоля краски. При использовании растворителей, шпатлевок, грунтовок, лаков и эмалей, поступающие в воздух пары содержат ацетон, бензол, бутилацетат, бутиловый спирт, ксилол, метилэтилкетон, сольвент-нафта, толуол, уайт-спирит, хлорбензол, циклогексан, этилгликольацетат, этиловый спирт, этилцеллозольв, этилацетат, формальдегид, бензин и другие в концентрации от 10 до 150 мг/м3.

 

При обмывке подвижного состава в атмосферный воздух может выделяться пыли до 10 мг/м3, паров щелочи (едкого натра) — до 1,5 — 2,0 мг/м3, карбоната натрия — до 1,0-5,0 мг/ м3.

 

Машины химической чистки одежды различных предприятий железнодорожного транспорта выделяют в воздух пары различных органических соединений: трихлорэтилена — 200 — 400 мг/м3, бензина — 1 – 7мг/м3, ацетона — 1 — 17 мг/м3, циклогексана — 1 — 2 мг/м3 и изопропилового спирта — 2 — 5 мг/м3.

 

На предприятиях по ремонту подвижного состава изготавливаемые и ремонтируемые запасные части подвергаются гальванопокрытию, окраске, в большом объеме производятся сварочные и газорезные работы, цветное и медное литье, выплавка металла. В атмосферу выбрасываются при этом оксиды углерода и азота, сернистый ангидрид, фенол, формальдегид, свинец, высокотоксичные оксиды ванадия, никеля, пыль горелой земли и многое другое. Из общего количества загрязняющих веществ на литейное производство приходится 60 — 65 %, на котельные — 20 — 30 %, на долю остальных — 8 — 15 %. [3]

 

На объектах железнодорожного транспорта используют следующие виды подвижного состава: тепловозы (магистральные, маневровые), электровозы, вагоны (грузовые, пассажирские, рефрижераторные, наливные, специальные), путевые и строительно-дорожные машины. [38]

 

Тепловоз самый главный подвижной источник загрязнения атмосферы на железнодорожном транспорте. За год в атмосферу тепловозы выбрасывают около 130 тыс. т вредных веществ. Основными вредными составляющими отработавших газов являются оксиды (NО), диоксиды (NО2) и окислы азота (NОХ), оксиды (СО) и диоксиды углерода (СО2), углеводороды С2 Н5, сажа. Последняя не токсична, но ее частицы сорбируют канцерогенный бензапирен и переносят его к живым клеткам организма человека. СО2 усиливает парниковый эффект в атмосфере, а также стимулирует выделение окиси азота в крови и наносит вред нервной системе человека. [35]

 

В таблице 2 представлена характеристика комбинированного действия токсических веществ от подвижного состава железнодорожного транспорта на уровнях близких к ПДК.

 

При одновременном действии токсических веществ даже на уровнях близких к предельно допустимым и порогам хронического действия, чаще всего встречается аддитивный эффект, а в присутствии окиси углерода даже более аддитивного эффекта. [37, 48]

 

Аддитивность — это возможность многопараметрического сложения различных источников техногенного и антропогенного воздействия на природу, что может привести к непредсказуемым изменениям в природе.

 

Комбинированное действие токсических веществ и выявленный эффект [48]

Наименование токсических веществ Выявленный эффект

Озон, аэрозоль серной кислоты более аддитивного

Фтористый водород, сернистый газ аддитивный

Циэтиламин, аммиак аддитивный

Окись углерода, фенол, сернистый ангидрид более аддитивного

Окись углерода, сернистый газ более аддитивного

Окись углерода, окислы азота, аммиак более аддитивного

Двуокись азота, аммиак аддитивный

Окись углерода, двуокись углерода, формальдегид, гексан более аддитивного

Окись углерода, двуокись углерода, окислы азота более аддитивного

Сернистый газ, фенол более аддитивного

Ингредиенты отработавших газов двигателей внутреннего сгорания аддитивный

Нефтяные газы аддитивный

Продукты термоокислительной деструкции полимерных материалов аддитивный

Органические растворители аддитивный

 

 

1.3. Классификация образующихся отходов производства и их утилизация.

 

Все отходы делятся на промышленные, бытовые и твердо-бытовые (ТБО). Предприятие ОАО «РЖД» Сенновский вокзал является транспортным и образует главным образом промышленные отходы содержащие ртуть, свинец, серную кислоту, окислы железа, масло марки М8-Н и ТАП-15В, нефтепродукты. И твердо-бытовые отходы состоящие из: — эбонита, ферродо, резины, картона, древесины, полиэтилена и полистирола, флюса, стали, железа и чугуна.

 

Промышленные отходы.

Все промышленные условно разделяются на четыре класса (группы), каждая из которых характеризует такие отходы с точки зрения потенциальной опасности для человека, животного и растительного мира в целом. Опасность отходов при такой классификации убывает с увеличением порядкового номера группы [18]

 

I класс опасности – Чрезвычайно опасные:

 

Отходы содержащие ртуть и ее соединения, в том числе сулему (HgCl2), хромовокислый и цианистый калий, соединения сурьмы, в том числе SbCl3 – треххлорную сурьму, бенз-а-пирен и др.

 

Токсичность соединений ртути заключается во вредном воздействии иона Hg2+. В организм ртуть попадает, как правило, в не ионной форме. Ртуть вступает в соединение с белковыми молекулами в крови, в результате чего образуются более или менее прочные комплексы – металлопротеиды. Страдают тиоловые энзимы и в организме возникают глубокие нарушения функций центральной нервной системы, что приводит к инертности корковых процессов в мозге. Воздействие соединений ртути на животных при остром отравлении проявляется в потере аппетита, жажде, слюнотечение, рвота, общая слабость, позднее кровавый понос, катаракта на слизистой глаз, возможные судороги, внезапная смерть при поражении двигательных узлов сердца и спинного мозга. У выживших через 1 – 2 часа поражение желудочно-кишечного тракта, через 5 суток – поражение почек, перерождение клеток печени.

 

У человека при отравлении сулемой и другими солями ртути – головные боли, поражение десен, стоматит, набухание лимфатических и слюнных желез, иногда повышенная температура. В тяжелых случаях нефроз в почках и через 5 – 6 дней смерть. В достаточно легких случаях – потеря аппетита, тошнота, рвота (иногда с кровью), слизистый понос (чаще с кровью), язва желудка и двенадцатиперстной кишки. Сначала может возникнуть усиленное мочеотделение, потом почти полное его прекращение. При хроническом отравлении у людей и животных поражается нервная система (резкая переменчивость активности), изменения в клетках коры больших полушарий мозга, ствола спинного мозга, периферийных нервах. Среди людей, больных туберкулезом, высокая смертность [18].

 

Общее воздействие на организм цианистого калия (KCN) и других солей синильной кислоты (HCN) вызывает нарушение дыхания, резкое понижение способностей тканей потреблять доставляемый кислород. При хроническом отравлении возможно нарушение продуцирование гормона щитовидной железой, тяжелое поражение дыхательных путей, головная боль, похудение, нарушение потенции и либидо, снижение функции половых желез развитие анемии, лейкопения, поражение почек, ухудшение зрения и слуха, на коже образуется хроническая экзема. Смертельная доза KCN для человека – 0.12 г, иногда переносятся бóльшие дозы, замедление действия возможно при заполнении желудка пищей.

 

Соединения сурьмы вызывают раздражения слизистых дыхательных путей и пищеварительного тракта, кожи. При хроническом отравлении данные вещества способны вызывать нарушение обмена веществ, негативно влияющие на нервную систему и сердце. При гидролизе SbCl3 в организме образуется HCl, приводящая с острому воспалению легких и дыхательных путей и опасному воздействию на пищеварительную систему (хотя несколько меньше). SbCl3 раздражает глаза, вызывает тошноту, рвоту, понос, мышечную слабость при попадании в желудок, задерживает мочеиспускание, в результате – судороги, сердечная слабость, коллапс, смерть[18].

 

Бенз-а-пирен (1,2-бензпирен) – сильное канцерогенное вещество, получаемое при производстве каменноугольной смолы (содержание 0.001–1 %), каменноугольного пека (1.5 – 2 %), сланцевой смолы (до 0.2 %), сланцевых масел, – содержится в сырой нефти, нефтепродуктах, древесном дыме, продуктах пиролиза древесины и торфа. 1,2-бензпирен обладает канцерогенной активностью в отношении человека и животных. Возможно развитие раковых опухолей самых различных органов: легких, желудка, молочных желез и многих других. Действие канцерогенов на организм происходит при его взаимодействии с элементами клетки. Существуют гипотезы, что такие соединения не играют самостоятельной роли, а только создают условия для онкогенных вирусов. ПДК бенз-а-пирена в атмосферном воздухе составляет 0.01 мкг/м3 [18].

 

II класс опасности — Высоко-опасные:

 

Отходы, содержащие хлористую медь, содержащие сульфат меди, щавелевокислую медь, трехокисную сурьму, соединения свинца, нефтепродукты, мышьяк, серная кислота.

 

Свинец – яд, действующий на все живое, в особенности на нервную систему, кровь, сосуды; в меньшей степени действует на эндокринную и пищеварительную системы. Активно влияет на синтез белка, энергетический баланс клетки и ее генного аппарата, возможно денатуративное действие, подавление ферментативных процессов, выработка неполноценных эритроцитов из-за поражения кроветворных органов, нарушение обмена веществ[18].

 

Медь содержится в организме главным образом в виде комплексных органических соединений и играет важную роль в кроветворении. Во вредном действии избытка решающую роль, по-видимому, играет реакция Cu2+ с SH-группами ферментов (фриден). С колебаниями содержания Cu в сыворотке и коже связано появление депигментации кожи. Реакции соединений меди с белками тканей верхних дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта.

 

Токсичность CuCl 2 проявляется как действие Cu2+ и образующейся в организме соляной кислотой. Попадание в желудок животных сульфата меди (CuSO 4) вызывает анемию, язву желудка, изменения в печени, кровоизлияние в почках и семенниках, смерть. При вдыхании – воспаление верхних дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта, поражение центральной нервной системы.

 

У людей попадание CuSO4 или Cu (CH 3COO)2 в желудок вызывает тошноту, рвоту, боли в животе, понос, быстрое появление гемоглобина в крови и моче, желтуха, анемия, при почечной недостаточности – смерть. При хронической интоксации медью и ее солями – функциональное расстройство нервной системы, нарушение функции печени и почек[18].

 

III класс опасности — умеренно-опасные:

 

Нефтешламы, оксиды свинца (PbO, PbO2, Pb3O4), хлорид никеля, четыреххлористый углерод, медь, цинк.

 

При остром травлении хлоридом никеля (NiCl2) возникает возбуждение, угнетение; покраснение слизистых оболочек и кожи; понос. Длительное воздействие вызывает снижение числа эритроцитов, но многими животными это переносится не очень болезненно.

 

IV класс опасности – Малоопасные:

 

Отходы, содержащие сульфат магния, фосфаты, соединения цинка, отходы обогащения полезных ископаемых флотационным способом с применением аминов и прочие промышленные отходы, представляющие незначительную экологическую угрозу.

 

Mg способствует изменениям содержания SH-групп во внутренних органах, нарушению нуклеинового обмена. У людей поражается носовая полость, выпадают волосы. Действие собственно MgSO4 на кожу приводит к дерматологическим заболеваниям.

 

Фосфаты – смеси различных веществ, среди которых все или часть соединения фосфора; многие из них применяются в качестве удобрений. Поскольку анион фосфорной кислоты является физиологическим, общая токсическое действие ее солей возможна лишь при весьма высоких дозах. Попадание пыли фосфатов в организм развивает пневмосклероз, сокращение бронхов и кровеносных сосудов. Токсичность многих фосфоритов зависит от примеси фтора. Наиболее ядовита нитрофоска – смесь моно- и диаммония фосфатов с KNO3.При контакте с фосфатами у человека могут развиваться дерматиты: сыпь, жжение и зуд, отек кожи лица – жжение в глазах, слезоточивость, выпадение радужной оболочки, хотя быстро отходящие. Возможно нарушение менструального цикла. Течение в целом благоприятное, но при осложнениях возможно развитие пневмонии бронхита.

 

Хлорид цинка (ZnCl2), используемый для консервирования древесины и в целлюлозно-бумажной промышленности, у животных вызывает развитие злокачественных опухолей в легких и половых органах, нарушение твердости костей и зубов. У человека поражаются дыхательные пути, иногда желудочно-кишечный тракт, реже язва желудка. ПДК хлорида цинка – 1 мг/м2 [18].

 

Сульфат цинка или цинковый купорос (ZnSO4· 7H2O) – раздражитель дыхательных путей животных, желудочно-кишечного тракта. Вызывает малокровие, задержку роста. У человека может развиться повышенная заболеваемость органов дыхания, пищеварения, кровообращения, кожи.

 

Твердые бытовые отходы (ТБО).

При рассмотрении всего комплекса проблем, связанных со сбором, транспортом, обезвреживанием и утилизацией ТБО, в первую очередь ставится вопрос о составе и свойствах этого материала. Если для решения вопроса сбора и транспорта ТБО достаточно информации об их влажности и плотности, то при выборе метода и технологии обезвреживания и последующей утилизации необходимо получить полную информацию о морфологическом и элементном составе и свойствах ТБО, в том числе теплотехнических. Для решения вопроса о возможности и целесообразности использования наиболее распространенного в республиках СНГ метода биотермического обезвреживания и переработки ТБО необходима информация о содержании органического вещества, удобрительных элементов и т. д.

 

Существенная часть фракций ТБО повсеместно представлена различными органическими материалами. Основными группами среди них являются пищевые остатки и бумага.Их соотношение меняется в зависимости от уровня развития страны и ее географического положения и культурных особенностей. Однако в целом доля органических фракций ТБО колеблется по миру не столь значительно, от 56% в развитых странах до 62% — в развивающихся. Если учесть фракции представленные древесными отходами, то эти величины возрастут соответственно до 61% и 69%. ТБО имеют низкую теплотворность. Удельная теплота сгорания их составляет 1480 ккал/кг, колеблясь по сезонам года от 1224 до 1612 ккал/кг[18].

 

Морфологический состав ТБО.

ТБО по морфологическому признаку подразделяются на компоненты: бумагу, картон; пищевые отходы; дерево; металл (черный и цветной); текстиль; кости; стекло; кожу, резину; камни; полимерные материалы; прочие (неклассифицируемые фракции); отсев менее 15 мм. По единой методике, принятой Европейскими странами, при необходимости добавляется компонент «садовые отходы».

 

Морфологический состав ТБО (% вес.)

 

· бумага, картон 33 — 40

· пищевые отходы 26 — 32

· дерево, листья 1.5 — 5

· металл черный 2.5 — 3.6

· металл цветной 0.4 — 0.6

· кости 0.9 — 0.5

· кожа, резина 0.8 — 1.3

· текстиль 4.6 — 6.5

· стекло 2.7 — 4.3

· камни, керамика 0.7 — 1.0

· полимерные материалы 4.6 — 6.0

· отсев менее 16 мм 8.8 — 11.2

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Экологическая политика, проводимая ОАО "РЖД", направлена на применение технологий перевозочного процесса, обеспечивающих минимизацию воздействия на окружающую среду. Она также предполагает техническое перевооружение инфраструктуры железных дорог, модернизацию подвижного состава и приобретение нового подвижного состава с учетом экологических требований. Особое внимание уделяется учету экологических факторов при принятии управленческих решений. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 августа 2012 г. №1157 в Российской Федерации 2013 год был объявлен годом охраны окружающей среды. В целях выполнения данного указа в ОАО "РЖД" был разработан План основных мероприятий по проведению в компании года охраны окружающей среды. Обеспечение целевых показателей предусматривается за счет строительства, реконструкции природоохранных объектов, приобретения оборудования, технологий.

 

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Атлас Саратовской области / Под ред. М. А. Шабанова. – М.: ГУГК, 1978. – 31 с.

2. Доклад о состоянии окружающей природной среды в Саратовской области в 2008 году // Госкомитет по охране окр. ср. Саратовской обл. – Саратов: - 2009. – С. 188.

3. Ливчак, И. Ф. Инженерная защита и управление развитием окружающей среды / И. Ф. Ливчак. – М.: Колос, 2001. – 159 с.

4. SNFFloerger [Электронный ресурс]. –Режим доступа: -//https://www.snf-group.com/images/pdf/BrochuresinEnglish /Water%20Soluble%20Polymers%20E.pdf (Дата обращения 10.05.2018).

5. Акимова Т. А., Xаскин В. В. Экология — М.: Издательство ЮНИТИ, 1998.-456 с.

6. Антипов Б.В. Природоохранная деятельность. Научно-популярный производственно-технический журнал «Путь и путевое хозяйство». Выпуск 1 — 2004. — 21 с.

7. Бабкина Т.В. Воздействие на окружающую природную среду пассажирских вагонных депо, ВНИИЖТ, 2002. — 38 с.

8. Бекасов В.И., 3убрев Н.И., Зубрева Н.П.Очистка сточных вод на железнодорожном транспорте. Учебное пособие / Под редакцией Зубрева Н.П., Бекасова В.И. — М., ВЗИИТ, 1994. — 56 с.

9. Бекетова Е.В., Скляр Г. Ф.Железнодорожный транспорт и окружающая среда. Выпуск 11 — 2005. — 48 с.

10. Водный Кодекс РФ№ 167 ФЗ-16.11.1995 г.

11. Гридэл Т.Е., Алленби Б.Р. Промышленная экология: Учебное пособие для вузов / Перевод с английского под редакцией профессора Э. В. Гирусова — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2004. — 527 с.

12. Данилов-Данильян В.И., 3алиханов М.Ч., Лосев К.С.Экологическая безопасность: Общие принципы и Российский аспект-М.: 2001.-231 с.

13. Донченко В.В., Самойлов Л.Г., Пекарский И.В., Валяев Б.В. Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на предприятиях железнодорожного транспорта (расчетным методом). НИИАТ, 1992. — 162 с.

14. 3альцман Г.К., Пронин А.П.Безопасность жизнедеятельности на транспорте. Наука и техника транспорта. Серия «Экология и железнодорожный транспорт». Выпуск 1 ЦНИИТЭИ — 2005. -16 с.

15. 3емельный Кодекс РФ № 136 — ФЗ — 25.10.2001 г.

16. Зубрев Н.П., Бекасов В.П., Чепульский Ю.П. Защита населения от шума железнодорожного подвижного состава: Учебное пособие / Под редакцией Ю.П. Чепульского. Всероссийский заочный институт инженеров железнодорожного транспорта. М., ВЗИИТ, 1995. — 55 с.

17. 3убрев Н.И., Байгулова Т.М., Бекасов В. И., Зубрева Н. П., Макарычев Н.Т.Охрана окружающей среды и экологическая безопасность на железнодорожном транспорте: Учебное пособие / Под редакцией профессора Зубрева Н.И., Шарповой Н.А. — М.: УМК МПС России, 1999. — 592 с.

18. Лесной КодексРФ№22ФЗ- 29.01.1997 г.

19. Луканин В.Н., Трофименко Ю.В. Промышленно-транспортная экология: Учебник для вузов / Под редакцией В.Н. Луканина -М.: Высшая школа, 2003. — 273 с.

20. Майстеренко В.И., Халитов Р.3., БудниковГ.К. Эколого-аналитический мониторинг. М., Химия, 1996. — 319 с.

21. Маслов Н.Н., Коробов Ю.И.Охрана окружающей среды на железнодорожном транспорте: Учебник для вузов. М.: Транспорт, 2004. -238 с.

22. Методика расчета природоохранных затрат предприятий железнодорожного транспорта. М.: МПС ВНИИЖТ, 2004. -25 с.

23. Методические указания по организации и проведению единого экологического производственного контроля за загрязнением атмосферного воздуха, воды и почвы предприятиями и железными дорогами. МПС РФ. М., ВНИИЖТ, 1993. — 84 с

24. Моисеенкова Т.А.Эколого-экономическая сбалансированность промышленных узлов. Нижний Новгород, 2005. — 216 с.

25. Обрядчиков А.О. Железнодорожный транспорт и экология. Серия «Железнодорожный транспорт». Выпуск 12 — 2003. — 72 с.

26. Правила безопасностии порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам — М., Транспорт, 2004. — 288 с.

27. Правила перевозок грузов.Часть 3 с изменениями и дополнениями — М., Транспорт, 2003. — 206 с.

28. Правовые основы охраны природы на железнодорожном транспорте. Коллектив авторов. Методическое пособие -М.: «Калейдоскоп», 2004. — 96 с.

29. Протасов В.Ф., Молчанов А. В. Экология, здоровье и природопользование в России. Под редакцией В. Ф. Протасова — М.: Финансы и статистика, 1995. — 528 с.

30. Родионов А.И., Клушин В.Н. Технологические процессы экологической безопасности — 3-е издание — Калуга: Издательство Н.И. Бочкаревой, 2000. — 800 с.

31. Сборник основных федеральных законов о железнодорожном транспорте. — М.: Юридическая фирма «Юртранс», 2003. — 192 с. С предисловием Г.М. Фадеева.

32. Сборник правил перевозок грузов на железнодорожном транспорте. Книга 1. — М.: Юридическая фирма «Контракт», 2001. — 599 с.

33. Тищенко Н.Ф. Охрана атмосферного воздуха. Расчет содержания вредных веществ и их распределение в воздухе. М., Химия -1991.-363 с.

34. Указ Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» от 04.02.2009 года.

35. Указ Президента Российской Федерации «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» от 04.04.2009 года.

36. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении концепции национальной безопасности Российской Федерации» от 17.12.2011 года.

37. Шарпова Н.А., 3убрева Н.П. О решении экологических проблем на железнодорожном транспорте. Железнодорожный транспорт. Серия «Экология и железнодорожный трансп



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: