Финансовый рычаг — это способ увеличения доходности (рентабельности) собственного капитала за счет использования кредита.
Рассмотрим действия финансового рычага на примере его использования фирмой «Сирин-графика».
Для упрощения анализа предположим, что фирма не платит налогов и величина чистой прибыли образуется в результате вычитания процентов за кредит из суммы валовой прибыли.
Вариант А. Фирма формирует активы за счет собственного капитала — 300 тыс. руб. и кредитов — 200 тыс. руб.
Итог деятельности в обоих случаях одинаков — 115 тыс. руб. валовой прибыли.
Для варианта А
Показатель Чистая прибыль рентабельности = —————————————— =115
собственный капитал
(поскольку фирма не выплачивает % за кредит)/500 = 0.23.
Для варианта В сначала нужно определить величину чистой прибыли:
Чистая прибыль = валовая прибыль—проценты = 115—15 = 100.
Тогда показатель рентабельности собственного капитала = = 100 /ЗОО = 0,33.
Вывод: в случае использования кредитов (вариант В) фирма имеет более высокий показатель рентабельности собственных средств.
Чем больше величина заемных средств, тем длиннее рычаг, тем выше рентабельность собственного капитала. Одновременно чем длиннее рычаг, тем выше риск деятельности фирмы, связанный с оплатой своих обязательств. Поэтому показатели использования финансового рычага — это в первую очередь измерители финансового риска фирмы.
Существует два способа измерения рычага в финансовом анализе.
1. Определение меры использования долгов для финансирования активов.
2. Расчет показателей охвата, измеряющих способность фирмы покрыть свои долги.
К первому типу показателей использования рычага относится показатель долга:
|
Показатель Общие пассивы (обязательства) долга (ПД) =
Общие активы
В нашем случае:
ПД = 200/500 = 0.4 (другая форма записи: 0.4 к 1).
Это довольно высокий показатель долга.
Высокий показатель долга ослабляет способность фирмы к будущим займам. Кроме того, уменьшается ее финансовая гибкость, что связано с разрывом доверия между менеджментом и инвесторами фирмы. Фирма теряет возможность увеличивать активы путем роста собственного (акционерного) капитала из-за сомнений потенциальных инвесторов в надежности фирмы. Особенно резко финансовая гибкость уменьшается в периоды кризисов. Поэтому лучше иметь не очень высокий показатель долга, но обладать возможностями получать новые кредиты и увеличивать собственный капитал.
Ко второму типу измерителей финансового риска относится показатель уровня покрытия процентов. Он определяет способность фирмы оплачивать проценты по долгу из полученных доходов и показывает, во сколько раз валовая прибыль фирмы выше затрат по выплате процентов.
Уровень покрытия Валовая прибыль процентов (УПП) = ——————————————
Затраты на выплату процентов
У нас УПП = 115/15 7.67.
Следовательно, фирма может 7,67 раза выплатить процент за счет валовой прибыли.
КОМПЛЕКСНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Более точные представления о финансовом положении фирмы дает сочетание нескольких значительных финансовых показателей.
Одним из вариантов комплексных показателей являются «Zсчета », метод расчета которых впервые был предложен Э. Альтманом. «Z счета» используются для измерения вероятности банкротства фирмы. При подсчете «Z счетов» используются так называемые коэффициенты Альтмана, введенные автором методики.
|
Z = 6.51 х1 + 3.26 х2 + 6.76 Х3 + 1.05 х4,
где х1 = Текущие активы — текущие пассивы
Общие активы
X2= Сумма резервов фирмы
Общие резервы
X3 = Валовая прибыль
Общие активы
X4 = Стоимость обычных акций
Общие пассивы
6.51; 3.26; 6.76; 1.05 — коэффициенты Альтмана (периодически они пересматриваются и уточняются в зависимости от отраслевой конъюнктуры).
Тогда в нашем случае
Z = 6.51 (320-200)/500 + 3.26 (30+21)/500 + 6.76 115/500 + + 1.05 180/200 = 4.39.
Если общий счет фирмы превышает 2,6, то она, скорее всего, имеет достаточно устойчивое финансовое положение, если счет меньше 1,1, то организация недалека от банкротства.
У нашей фирмы счет — 4,39, это говорит о том, что банкротство ей не угрожает.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Когда анализ финансовых показателей завершен, можно приступать к составлению финансовых планов — долгосрочного и краткосрочного (бюджетов).
Целью долгосрочного планирования является составление прогноза баланса и отчета о прибылях и убытках. Основываясь на этих плановых документах, организация разрабатывает оперативные бюджеты. Качество финансового планирования определяется уровнем бухгалтерского учета и финансового контроля. Финансовые отчеты организации должны включать такие ключевые позиции, как прибыльность, рыночная позиция, производительность, использование активов, инновации. Основой краткосрочного финансового планирования является составление прогнозных финансовых бюджетов экономической организации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Стратегическое планирование. Под редакцией Уткина Э.А.,М., 1998;
2. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа, М., 1996;
3. Друри К. Основы управленческого учета, М., ФС, 1998;
4. Уткин Э.А. Финансовое управление, М., 1997.