МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»
(ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М. Акмуллы»)
Институт педагогики
Кафедра специальной педагогики и психологии
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б1. В. ОД.4.7 ЛОГОПСИХОЛОГИЯ
Рекомендуется для направления
Специальное (дефектологическое) образование
Профиля Дошкольная дефектология
входящей в состав модуля
Б.1В.ОД.4 Специальная (коррекционная) детская психология
квалификации (степени) выпускника бакалавр педагогики
Уфа 2017
1. Целью дисциплины является формирование компетенций:
- способностью к самообразованию и социально-профессиональной мобильности (ОК-7);
- способностью к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития (ПК-5);
- способностью осуществлять мониторинг достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы (ПК-6).
2. Трудоемкость учебной дисциплины составляет 3 зачетных единиц (108 часов), из них на ОЗО: 6 часов - аудиторных занятий, 93 часа - самостоятельной работы студентов, 9 часов – контроль.
3. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Дисциплина «Логопсихология» относится к дисциплинам выбора цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин. Модуль Б3.В.2. «Психология лиц с ОВЗ»
Дисциплина «Логопсихология» изучается среди дисциплин, входящих в модуль Б3. Б.2. «Психология лиц с ОВЗ» базовой части профессионального цикла. Освоение других дисциплин модуля осуществляется в 4, 5 семестре.
Для освоения учебного курса «Логопсихология» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения дисциплины «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения», относящейся к модулю «Медико-биологические основы дефектологии» и модуля Б3. Б.1. «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями развития» базовой части профессионального цикла, «Невропатология», «Основы тифло- и сурдопсихологии» модуля «Специальная психология», «Основы тифло- и сурдопедагогики» модуля «Специальная педагогика»
Сопряжено с данной дисциплиной изучаются «Психология лиц с ОДА», «Психология лиц с ЗПР» модуля «Специальная психология». Наряду с этим студенты посещают различные виды учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты в период учебной (ознакомительно-информационной) практики.
Освоение дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплины «Психология лиц с ЭВС» этого же модуля.
Требования к результатам освоения содержания дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен овладеть следующими компетенциями:
- способность к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики;
- готовность к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности
- способность учета психологических особенностей лиц с речевыми нарушениями при построении коррекционно –развивающих программ.
В результате освоения дисциплины студент должен быть компетентным в области:
- обеспечения психологического сопровождения детей с речевой патологией в образовательном процессе;
- дифференциальной диагностики первичного недоразвития от сходных состояний;
- психологической коррекции и профилактике вторичных личностно-социальных последствий в развитии ребенка;
- проведения консультативной работы с родителями и другими участниками образовательного процесса.
Объем дисциплины и виды учебной работы на ОЗО
Вид учебной работы | Трудоемкость в часах ОЗО | Семестры | |||
… | |||||
Аудиторные занятия: | |||||
Лекции (ЛК) | |||||
Практические занятия (ПЗ) | |||||
Лабораторные работы (ЛБ) | Не предусмотрено | ||||
Контроль самостоятельной работы студента (КСР) | |||||
Самостоятельная работа: | |||||
Промежуточная аттестация- зачет | |||||
ИТОГО: |
Содержание дисциплины
6.1. Содержание разделов дисциплины
№ | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела |
Теоретические и методологические основы логопсихологии. | Предмет и задачи логопсихологии. Онтогенез и дизонтогенез речи. Виды и функции речи Виды речевой патологии (понятие структуры речевого дефекта, классификация речевых нарушений). Характеристика нарушений речи | |
Психологические особенности детей с различной речевой патологией. | Психологическая характеристика детей с дислалией и ринолалией, нарушением голоса. Психологическая характеристика детей с дизартрией. Психологическая характеристика детей с алалией и афазией. Психологическая характеристика детей с заиканием и нарушением темпа речи Характеристика когнитивной сферы детей с нарушением речи. Характеристика эмоционально-волевой и личностной сферы. Характеристика коммуникативной деятельности. Характеристика игровой и учебной деятельности. | |
Психолого – педагогическое изучение детей с речевой патологией. | Задачи и методы психолого – педагогического изучения. Проведение психолого – педагогической диагностики детей с речевыми нарушениями. Дифференциальная диагностика нарушений речи от сходных по внешним проявлениям состояний | |
Организация психолого – педагогического сопровождения детей с речевыми нарушениями | Психолого – педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями. Система коррекционно-логопедической работы. Методы коррекции психологической сферы детей с речевыми нарушениями. Профилактика нарушений речевого, интеллектуального и личностного развития у детей с речевой патологией. |
Разделы дисциплины и виды учебных занятий ОДО
№ | Наименование раздела дисциплины | Распределение трудоемкости (в часах) по видам учебных занятий | ||||
ЛК | ПЗ | ЛБ | СРС | Всего | ||
2 семестр | ||||||
Теоретические и методологические основы логопсихологии. | ||||||
Психологические особенности лиц с различной речевой патологией. | ||||||
Психолого – педагогическое изучение лиц с речевой патологией. | ||||||
Организация психолого – педагогического сопровождения лиц с речевыми нарушениями | ||||||
Всего |
6.3. Лабораторный практикум не предусмотрен