Примерная тематика рефератов.




1. Охарактеризуйте речь и познавательное развитие ребенка.

2. Представьте психолого – педагогическую типологию детей с недоразвитием речи.

3. Дайте сравнительный анализ коммуникативного процесса у нормально развивающихся детей и детей с тяжелым речевым недоразвитием.

4. Опишите познавательное развитие детей при алалии.

5. Охарактеризуйте особенности эмоционально – волевой сферы детей с речевыми нарушениями.

6. Опишите формирование психологической готовности к школьному обучению при речевом недоразвитии.

7. Выделите.особенности психического развития детей с нарушениями речевого развития на протяжении школьного возраста.

8. Психологические особенности заикающихся дошкольников.

9. «Внутренняя картина болезни» при заикании.

10. Особенности продуктивных видов деятельности у детей с нарушениями речи.

11. Психологические методы преодоления заикания.

12. Психологический анализ нарушения чтения, подходы к коррекции.

13. Психологический анализ нарушения письма, подходы к коррекции.

14. Психопрофилактика вторичных нарушений развития при речевом недоразвитии.

15. Принципы и методы дифференциальной диагностики первичной речевой патологии от сходных по проявлениям отклонений в развитии.

Организация психолого – педагогического сопровождения лиц с речевыми нарушениями

Вопросы и задания для самостоятельной работы.

1. Представьте организацию системы психолого-педагогической работы (учреждения)

2. Составьте схему система коррекционной работы в школе.

3. Составьте схему система коррекционной работы в детском саду.

4. Сформулируйте основные задачи коррекционно – развивающей работы специального психолога при нарушениях речи в детском саду саду

5. Сформулируйте основные задачи коррекционно – развивающей работы специального психолога при нарушениях речи в школе

6. Опишите разделы коррекционно – развивающей работы при нарушениях речи в школе

7. Опишите разделы коррекционно – развивающей работы при нарушениях речи в детском саду

8. Назовите методы коррекции психологической сферы детей с речевыми нарушениями

9. Составьте программу психокоррекционной работы по коррекции нарушений нейропсихологических механизмов речи

10. Составьте программу психокоррекционной работы по коррекции нарушений произвольности поведения и деятельности

11. В чем заключается профилактика нарушений речевого развития у детей с речевой патологией

12. Выделите мероприятия, направленные на предупреждение отклонений вторичного х-ра..

13. Охарактеризуйте мероприятия, направленные на работу с семьей

14. Какова профилактика нарушений интеллектуального развития у детей с речевой патологией.

15. Какова профилактика нарушений личностного развития у детей с речевой патологией.

16. Особенности игровой деятельности детей с речевой патологией (Группы детей по сформированности игровой деятельности).

17. Своеобразие учебной деятельности детей с речевой патологией.

18. Связь речи и общения. Стили общения матери и ребенка.

19. Подготовка к школьному обучению детей с нарушениями речи.

20. Принципы и методы психологического обследования лиц с речевой патологией.

21. Организация психолого – педагогического сопровождения детей и подростков с речевыми нарушениями.

22. Составление психокорекционных программ для детей с нарушениями речи (праксис, гнозис, преодоление тревожности и страхов)

23. Принципы и методы дифференциальной диагностики речевых нарушений от сходных по проявлениям состояний (ЗПР, умственной отсталости, РДА, снижение слуховой функции).

24. Типы формирования личности при нарушениях речи

25. Типы семей, воспитывающих детей с речевой патологией, особенности семейного воспитания детей с речевой патологией.

26. Характеристика общения лиц с патологией речи.(на примере заикания- группы по сформированности общения и общительности).

ПЛАНЫСРС

Занятие 1,2.

Тема: Клиническая характеристика речевых нарушений.

План:

1. Клинические (нозологические) формы нарушений компонентов (сторон) речи: недостатки звукопроизношения (функциональные и органические дислалии, ринолалия, дизартрия).

2. Недостатки словообразования и фразообразования (задержки речевого развития, алалия, афазия) и темпо – ритмической стороны речи (брадилалия, тахилалия, итерации, полтерн, заикание).

3. Недостатки письменной речи (дислексия, алексия, дисграфия, аграфия).

Вопросы:

1. Охарактеризуйте недостатки звукопроизношения?

2. Охарактеризуйте недостатки слово – и фразообразования?

3. Охарактеризуйте недостатки письменной речи?

Литература:

1. «Основы логопедии» Учебное пособие. Филичева Т.Б. М. Просвещение 1989 – 223с.

2. «Основы логопедии » Учебное пособие. Под ред. Т.В. Волосовец. М.

«Академия» 2002-200с.

3. Астапов В.М. Ведение в дефектологию с основами нейро– и патопсихологии. – М.,1997.

Занятие 3-6.

Тема: Характеристика мыслительной деятельности при нарушениях речи.

План:

1 Характеристика мыслительной деятельности при нарушениях звукопроизношения (дислалии, ринолалии, дизартрии).

2 Характеристика мыслительной деятельности при системных нарушениях речи (алалии, афазии).

3. Характеристика мыслительной деятельности при нарушениях письменной речи (дисграфия, дислалия).

Вопросы:

1. В чем особенности мыслительной деятельности при нарушениях звукопроизношения?

2. В чем особенности мыслительной деятельности при системных нарушениях речи?

3. В чем особенности мыслительной деятельности при нарушениях письменной речи?

Литература:

1. Астапов В.М. Ведение в дефектологию с основами нейро– и патопсихологии. – М.,1997.

2. Ястребова А.В.,Спирова Л.Ф.,Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. – М., 1996.

3. Основы логопедии: Учебное пособие. Под ред. Т.В. Волосовец. М.

«Академия» 2002-200с.

Занятие 7-11.

Тема: Психотерапевтические методы, использующиеся в коррекции эмоционально – личностной сферы и межличностных отношений при заикании.

План:

1. Методы, использующиеся в коррекции эмоционально – личностной сферы и межличностных отношений при заикании.

2. Индивидуальные методы психокоррекции.

3. Групповые методы психокоррекции.

Вопросы:

1. Назовите психотерапевтические методы коррекции эмоционально – личностной сферы?

2. Назовите групповые методы психокоррекции?.

Литература:

1. Селиверстов В.И. Заикание у детей. – М.,, 1994.

2. Шипилова Е.В. Основы логопсихологии Ростов н/Д: Феникс, 2007.-224

3. Соловьева Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи//Дефектология. – 2002 № 3. – С.62 – 67.

Занятие 12-14.

Тема: Характеристика игровой деятельности детей с речевыми нарушениями.

План:

1. Предметно – процессуальные игры детей с тяжелыми речевыми нарушениями.

2. Влияние сюжетно – ролевой игры на психическое развитие ребенка с речевой патологией.

3. Условия, необходимые для развития сюжетно – ролевой игры у детей с нарушениями речи.

Вопросы:

1. Каковы особенности игровой деятельности детей с речевыми нарушениями?

2. Каково влияние сюжетно – ролевой игры на психическое развитие ребенка с речевой патологией?

3. Как организуется среда необходимая для развития сюжетно – ролевой игры у детей с нарушениями речи.?

Литература:

1. Соловьева Л.Г. Формирование диалога у детей с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности//Дефектология. – 1996.-№ 6.

2. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. – М., 2003.

3. Соловьева Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи//Дефектология. – 2002 № 3. – С.62 – 67.

Занятие 15.

Тема: Приемы дифференциальной диагностики детей с нарушениями речи от сходных по внешним проявлениям состояний.

План:

1. Критерии дифференциальной диагностики органических речевых нарушений от задержанного речевого развития.

2. Разграничения первичных речевых и интеллектуальных нарушений.

Вопросы:

1. Каковы критерии дифференциальной диагностики?

2. В чем различие органических речевых нарушений от задержанного речевого развития?

3. Каковы приемы дифференциальной диагностики первичных речевых и интеллектуальных нарушений.?

Литература:

1. Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигередо Э.Л. Сравнительное психолого- педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью / Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями.- № 3. – 1999.

2. Расстройства речи. Клинические проявления и методы коррекции / СБ.науч.трудов. – СПб., 1994.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература (до 5 наименований)

1. Денисова О.А. Детская логопсихология.- М.: Владос, 2010.-360 с.

2. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста.-М.: Академия, 2012.- 380 с.

3. Калягин В.А. Овчинникова Т.С. Логопсихология: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений [Текст] / В.А Калягин. Т.С. Овчинникова. –М.: Изд. Центр «Академия», 2006.-320с.

4. Шипилова Е.В. Основы логопсихологии Ростов н/Д: Феникс,2007.-224с.

5. Косинова Основы логопсихологии Учебное пособие.-М.:ТЦ.Сфера, 2010.- 206 с.

б) дополнительная литература (до 15 наименований)

1. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: Хрестоматия. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 256 с.

2. Волкова, Г.А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. [Текст] / Г.А. Волкова. СПб: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004. – 144 с.

3. Визель Т.Г. Нейропсихологическое блиц-обследование. – М.: В. Секачев, 2009. – 24 с.

4. Визель Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учеб.-метод. Пособие / ТТ.А. Визель. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005. – 127 с.

5. Винарская Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005. – 141 с.

6. Визель Т.Г. Как вернуть речь. – М.: В. Секачев, 2005. – 224 с.

7. Игнатьева С.А., Блинков Ю.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 304 с.

8. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто.–изд. 6-е. – Ростов0на-Дону: «Феникс», 2008. – 442 с.

9. К арпунина О.И., Рябова Н.В. Специальная педагогика в опорных схемах: Учеб. пособие. – М.: НЦ ЭНАС, 2005. – 168 с.

10. Лапина Н.М. Атипичные афазии. Восстановительное обучение на ранней стадии заболевания: Метод. Пособие для практикующих логопедов. – М.: В. Секачев, ТЦ «Сфера», 2007. – 64 с.

11. Лалаева Р.И., Парамонова Л.Г., Шаховская С.Н. Логопедия в таблицах и схемах: Учеб. пособие для студ. дефектологических факультетов пед. вузов по курсу «Логопедия». – М.: ООО «Парадигма», 2012. – 216.

12. Леонова С.В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.В. Леонова. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 128 с.

13. Лубовский, В.И. Специальная психология [Текст] / В.И Лубовский М., 2003. - 357с.

14. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Основы генетики: Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.И. Селиверстова, Б.П. Пузанова – М.: ВЛАДОС, 2003. – 368 с.

15. Мастюкова, Е.М., Московкина, А.Г. Селиверстов, В.И. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб.пособие для студ. Высш. Учеб заведений [Текст] / В.И.Селиверстова. Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2003.- 408с.

16. Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 224 с.

17. Основы логопедии с практикумом по произношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др./Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: «Академия», 2002. - 200 с.

18. Пятница, Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах [Текст] / Т.В. Пятница. Изд. 3-е – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 173 с.

19. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 448 с.

20. Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие спецалистов: коллективная монография / Под ред. М.А. Поволяевой. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 352 с.

21. Работникова Т.П. Организация работы логопеда в детской поликлинике. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.

22. Соловьева Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи//Дефектология. – 2002 № 3. – С.62-67

23. Сикорский И.А. Заикание / И.А. Сикорский. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005. – 191 с.

24. Трошин О.В., Жулина Е.В., Кудрявцев В.А. Основы социальной реабилитации и профориентации: Учеб. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 384 с.

25. Трофимова, Н.М, Дуванова, С.П., Трофимова, Н.Б., Пушкина, Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. [Текст] / Н.М. Трофимова С.П. Дуванова Н.Б. Трофимова Т.Ф. Пушкина СПб: Питер, 2006. – 304 с.

26. Шарапановская Е.В. Воспитание и обучение детей с ММД и ПШОП. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.

27. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. – М.: В. Секачев, 2011. – 96 с.

28. Шипилова Е.В.Особенности подготовки педагогов –психологов к работе с детьми с речевыми нарушениями// Школьный логопед.-2005.-№2-С.22-24.

29. Шохор-Троцкая М.К. Коррекция сложных речевых расстройств: Сборник упражнений. 2-е изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 272 с.

30. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога / Г.А. Широкова. – изд. 6-е. – Ростов0на-Дону: «Феникс», 2008. – 382 с.

31. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2000. – 232 с.

32. Основы логопедии Учебное пособие. Под ред. Т.В. Волосовец.

«Академия» 2002-200с.

33. Трошин О.В., Жулина Е.В., Логопсихология: Учебное пособие.-М.:ТЦ.Сфера, 2005.- 256 с.

34. Калягин, В.А. Овчинникова, Т.С. Психолого-педагогическая диагностика детей и подростков с речевыми нарушениями: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. [Текст] / В.А Калягин. Т.С. Овчинникова - СПб.: КАРО, 2005. – 288 с.

 

 

в) программное обеспечение: мультимедийное сопровождение занятий.

г) базы данных, информационно-справочные материалы и поисковые системы

https://www.ikprao.ru/ институт коррекционной педагогики

https://www.psyinst.ru/ институт психотерапии и клинической психологии

https://psybooks.narod.ru/ Библиотека по психологии и психиатрии

https://www.voppsy.ru/ Журнал «Вопросы психологии»

 

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Для обеспечения данной дисциплины необходимы:

1) оборудованные аудитории: специально оборудованные шкафы, столы.

2) технические средства обучения: персональные компьютеры для работы с учебно-методическим материалом и для текущего контроля знания (тестирования), мультимедийный портативный переносной проектор, мультимедийное обеспечение, экран (интерактивная доска) для демонстрации медиалекций;

3) аудио, -видеоаппаратура: DVD-плеер для демонстрации фильмов об особенностях организации психокоррекционого процесса в различных учреждениях для детей с нарушениями речи;

4) учебно-наглядные пособия: учебные и учебно-методические пособия, таблицы и схемы с описанием процесса диагностики и реабилитации при различных нарушениях речи в различных учреждениях и др., сборники нормативно-правовых документов по обеспечению деятельности в учреждениях образования для детей с ОВЗ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: