Дисциплина предусмотрена к изучению учебным планом по направлению подготовки: 44.03.03. Специальное (дефектологическое) образование, профиль Дошкольная дефектология и является важнейшей составляющей процесса подготовки бакалавра. Данный курс относится к дисциплинам вариативной части профессионального цикла дисциплин, т.е. предполагает подготовку бакалавра как профессионала, участвующего в коррекционно- реабилитационном процессе детей, подростков с нарушениями психофизического развития.
Данная дисциплина изучается студентами после изучения дисциплин общепрофессиональной подготовки: «Психология», «Педагогика», «Специальная психология», «Специальная педагогика», наряду с другими дисциплинами модуля «Психология лиц с ограниченными возможностями здоровья», модуля «Логопедическая работа при нарушениях речи» и основывается на сформированных ранее знаниях, умениях и навыках. Дисциплина расширяет и углубляет знания студентов как будущих бакалавров специального (дефектологического) образования о категории лиц с ограниченными возможностями здоровья, раскрывает общие положения организации коррекционно-психологического- педагогического сопровождения лиц с ОВЗ.
Данный курс в основном обеспечивает теоретическую и методическую подготовку к работе с учащимися с ОВЗ. К образовательным технологиям, обеспечивающим эффективное освоение дисциплины относятся: использование видео- и медиа-презентаций с демонстрацией структуры организации процесса обученияв системе образования, контроль знаний студентов с помощью электронного тестирования, задания на систематизацию и обобщения знаний (составление таблиц, схем) и др.
|
Изучение дисциплины позволит дать студентам научно и практически обоснованные представления о специфике организации и содержания коррекционной работы при нарушениях речи различной степени тяжести и этиологии.
Основной формой организации учебной деятельности являются лекционный курс, а также практические занятия по представлению моделей обучения для лиц с нарушениями речи в различных учреждениях. Наряду с этим студенты посещают различные виды учреждений образования в период учебной (ознакомительно-информационной) практики.
Курс базируется на знаниях, полученных студентами в рамках дисциплин медицинского цикла, специальной педагогики и психологии; учитывает подготовку по ранее изученным разделам основ логопедии и параллельное «Психолого-педагогическая диагностика», изучение курса "Психолого-педагогическая диагностика лиц с нарушениями речи».
Требования к промежуточной аттестации по дисциплине.
Текущий контроль за успеваемостью осуществляется с помощью контрольных заданий и вопросов, а также в ходе выполнения реферативных работ. Форма промежуточного контроля по учебному плану - экзамен.
Программа экзамена
Цель выявить готовность студентов к решению профессиональных задач, связанных с пониманием, теоретическим обоснованием и осуществлением психокоррекционной работы с лицами с нарушением речи.
Формирование компетентности: выявление у студентов знаний психологических особенностей лиц с нарушением речи, основных закономерностей психологического сопровождения; знание закономерности целостного педагогического процесса в образовательном учреждении; знать формы, методы, приемы и условия осуществления коррекционной деятельности; особенности построения предметно-развивающей среды и умения ее организовывать для разнообразной деятельности детей; характерные особенности инновационных технологий психокоррекции лиц с нарушением речи.
|
Ожидаемые результаты развитие профессиональной компетентности в области организации и проведения психокоррекционной работы при нарушениях речи.
ПРОГРАММА
экзамена по дисциплине
« Логопсихология »
1. Виды речевых нарушений.
Речевые нарушения. Предмет и задачи л огопсихологии. Виды речевой патологии. Предмет психологии лиц с речевой патологией, история ее становления. Цели, задачи и значение данной отрасли специальной психологии. Связь со смежными науками: логопедией, неврологией, нейролингвистикой и другими отраслями психологии.
2. Классификация речевых нарушений.
Клинические (нозологические) формы нарушений компонентов (сторон) речи: недостатки звукопроизношения; недостатки слово – и фразообразования и темпо – ритмической стороны речи; недостатки письменной речи. ФФН – фонетико-фонематическое. ОНР – общее недоразвитие речи. Группа детей с недостатками мелодико-интонационной и темпо – ритмической стороны речи.
3. Понятие о структуре речевого дефекта.
Обзор речевых нарушений. Общая психологическая характеристика детей с нарушениями речи. Соотношение первичных и вторичных признаков в структуре речевого дефекта. Лингвистическая характеристика речевых нарушений. Понятия о разных видах речи: внешней и внутренней, устной и письменной, импрессивной и экспрессивной.
|
4. Психологические особенности детей с различными речевыми патологиями.
Общая психологическая характеристика детей с нарушениями речи.
Влияние речевых нарушений на психическое развитие детей: возможные особенности их познавательной деятельности и эмоционально – волевой сферы; особенности формирования общеобразовательных знаний, умений и навыков; особенности складывающихся личностных взаимоотношений с окружающими людьми; особенности их поступков и поведения в разных видах деятельности.
5. Психологические особенности детей с системными нарушениями речи.
Особенности познавательного развития при системных нарушениях речи. Особенности внимания при системных нарушениях речи. Сравнительная характеристики развития восприятия) в норме и при системных нарушениях речи.
6. Психологические особенности детей с локальными нарушениями речи.
Особенности познавательного развития при локальных нарушениях речи. Особенности внимания при локальных нарушениях речи. Сравнительная характеристики развития детей в норме и при локальных нарушениях речи.
7. Соотношение проявлений речевого недоразвития и особенности познавательной деятельности.
Общая психологическая характеристика речевого недоразвития и особенностей познавательной деятельности у детей с нарушениями речи. Влияние речевых нарушений на психическое развитие детей
8. Социальные и психологические проблемы лиц с речевыми нарушениями.
Коммуникативная деятельность детей с нарушениями речи. Особенности общения со взрослыми и детьми, место в детском коллективе. Особенности межличностных отношений в группе детей. Психологические особенности игровой деятельности детей с нарушениями речи.
9. Задачи и методы психолого – педагогического изучения детей с речевыми патологиями.
Задачи, принципы, методы и приемы психолого – педагогического обследования детей с нарушениями речи. Индивидуальные и групповые психолого – педагогические характеристики. Подбор методического материала, последовательность и особенности проведения психолого – педагогического обследования детей. Анализ результатов обследования.
10. Психолого – педагогическое сопровождение детей и подростков с речевой патологией.
Проведение психолого – педагогической диагностики детей с речевыми нарушениями. Приемы дифференциальной диагностики детей с нарушениями речи от сходных по внешним проявлениям состояний. Критерии дифференциальной диагностики органических речевых нарушений от задержанного речевого развития. Разграничения первичных речевых и интеллектуальных нарушений. Личностно – ориентированный подход. Работа с родителями. Коррекционно-развивающая работа при нарушении познавательной деятельности у детей с нарушениями речи.
11. Профилактика нарушений интеллектуального и личностного развития у детей с речевой патологией.
Профилактика вторичных отклонений в интеллектуальном и личностном развитии при первичной речевой патологии. Особенности воспитания в семье ребенка с речевой патологией. Отношение членов семьи к речевому нарушению ребенка. Раннее воздействие на формирование правильной речи. Психологические особенности детей в зависимости от различных стилей воспитания в семье
12. Психологические особенности заикающихся
Психологические особенности лиц, страдающих заиканием, и направленность психокоррекционной работы с ними. Характеристика личности, эмоционально – волевой сферы и межличностных отношений при заикании. Психические и социальные последствия заикания. «Феномен фиксированности на своем дефекте» (ФНД) – отражение объективно существующего речевого дефекта во всей психической деятельности заикающегося человека. Критерии, характеристики нарастающей сложности разных степеней ФНД. Три варианта эмоционального отношения заикающихся к своему дефекту. Три варианта волевых усилий борьбы с ними.