Показатель | янв.07 | фев.07 | мар.07 | апр.07 | май.07 | июн.07 | июл.07 | авг.07 | сен.07 | окт.07 | ноя.07 | среднее значение с янв по ноябрь | среднее с янв по март | среднее с апреля по ноябрь |
нетто выручка | ||||||||||||||
среднее значение дебиторской задолженности (покупатели и заказчики) | ||||||||||||||
выручка по факторинговым клиентам | ||||||||||||||
выпучка по прочим | ||||||||||||||
среднее значение ДЗ по факторинговым клиентам | ||||||||||||||
средняя задолженность по прочим клиентам | -12172 | -130226 | ||||||||||||
оборачиваемость, раз | 0,39 | 0,55 | 1,16 | 0,67 | 1,22 | 1,52 | 0,99 | 1,87 | 1,61 | 1,76 | 2,90 | 1,15 | 0,74 | 1,36 |
период оборачиваемости, дни | 78,61 | 50,72 | 26,73 | 44,56 | 25,37 | 19,71 | 31,39 | 16,62 | 18,65 | 17,60 | 10,33 | 52,02 | 23,03 | |
оборачиваемость по факторинговым клиентам | 0,38 | 0,53 | 1,16 | 0,35 | 0,96 | 1,47 | 0,75 | 1,61 | 3,01 | 3,48 | 2,44 | 1,05 | 0,73 | 1,25 |
период 1 оборота по факторинговым клиентам | 80,55 | 57,98 | 26,78 | 88,26 | 32,46 | 21,15 | 41,59 | 19,30 | 10,29 | 8,90 | 12,72 | 36,36 | 55,10 | 29,34 |
оборачиваемость по прочим клиентам | 1,94 | -11,34 | 1,26 | 4,04 | 3,49 | 2,11 | 1,86 | -5,76 | 0,49 | 0,55 | 4,57 | 1,79 | 2,23 | 1,79 |
период 1 оборота по прочим клиентам | 15,95 | -2,73 | 24,57 | 7,68 | 8,89 | 14,69 | 16,69 | -5,38 | 62,80 | 56,46 | 6,78 | 18,76 | 12,60 | 21,08 |
d1 | 0,99 | 1,00 | 0,98 | 0,91 | 0,89 | 0,91 | 0,78 | 1,04 | 0,44 | 0,41 | 0,78 | 0,86 | 0,99 | 0,80 |
d2 | 0,01 | 0,00 | 0,02 | 0,09 | 0,11 | 0,09 | 0,22 | -0,04 | 0,56 | 0,59 | 0,22 | 0,14 | 0,01 | 0,20 |
Проанализируем изменение основных показателей под влиянием изменений показателей по факторинговым клиентам и прочим клиентам, используя аддитивную факторную модель.
|
1. Средняя выручка за апрель-ноябрь изменилась по сравнению с январем –мартом на на 2241553 рублей или на 39,5%, в том числе:
-увеличилась на 4,77% за счёт роста выручки по факторинговым клиентам;
-увеличилась на 34,73% за счёт роста выручки по прочим клиентам.
Таким образом, финансовые ресурсы от факторинга были направлены на привлечение новых клиентов.
2. Средняя дебиторская задолженность сократилась на 1854892 рублей или на 24,15%, в том числе:
- уменьшилась на 38,73% за счёт сокращения средней дебиторской задолженности по факторинговым клиентам на 60%;
-увеличилась на 14,57% за счёт увеличения средней дебиторской задолженности по прочим клиентам.
Как мы видим, по клиентам, переданным на факторинговое обслуживание (ООО «Строй Девелопмент», ЗАО «Пальмира», ЗАО «Теплотрансресурс») средняя дебиторская задолженность не исчезла полностью, а сократилась на 60%. Это связано с тем, что, во-первых, финансирование по факторингу происходит лишь в размере 90% от суммы поставки и только в рамках лимита финансирования клиента. Дебиторская задолженность при этом может быть больше.
Зависимость общего коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности от коэффициентов оборачиваемости клиентов, переданных на факторинговое обслуживание, и прочих клиентов выражается формулой:
Кодз=d1 х Кодзф+d2 х Кодзпр
где
d1=доля средней дебиторской задолженности по факторинговым клиентам в общей дебиторской задолженности;
d2=доля средней дебиторской задолженности по прочим клиентам в общей дебиторской задолженности;
|
Кодзф – коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности по факторинговым клиентам, раз;
Кодзпр – коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности по прочим клиентам, раз.
Добавим соответствующие строки в расчётную Таблицу 2.10 и проведём факторный анализ изменения средней оборачиваемости в апреле-ноябре по сравнению с январём-мартом за счёт изменения показателей d1 х Кодзф и d2 х Кодзпр.
3. Средняя оборачиваемость выросла на 0,62 раз или на 83,9%, в том числе:
-увеличилась на 37,47% за счёт изменения показателя d1 х Кодзф:
∆Кодзd1 х Кодзф =∆(d1 х Кодзф)/Кодз0
∆Кодзd1 х Кодзф =(0,8 х 1,25-0,99 х 0,73)/0,74=(1-0,7227)/0,74=0,3747
-увеличилась на 46,53% за счёт изменения показателя d2 х Кодзпр:
∆Кодзd2 х Кодзпр=∆(d2 х Кодзпр)/ Кодз0
∆ Кодзd2 х Кодзпр =(0,2 х 1,79-0,01 х 2,23)/0,74=(0,358-0,0223)/0,74=0,4653
В свою очередь, показатель d2 х Кодзпр увеличился на 0,3440 или на 1930,96% в том числе:
-увеличился на 2439% за счёт изменения d2;
-уменьшился на 508% за счёт изменения Кодзпр.
Таким образом, средняя оборачиваемость изменилась в большей степени за счёт увеличения доли прочих клиентов в структуре дебиторской задолженности.
4. Показатель длительности одного оборота дебиторской задолженности обратно пропорционален оборачиваемости.
По факторинговым клиентам удалось сократить период оборота на 25,77 дней, а по прочим клиентам он увеличился на 8,48 дней. Для более эффективного управления следует сокращать период обращения и по прочим клиентам путём ведения кредитной политики или передачи их на факторинговое обслуживание.
Помимо динамики и показателей оборачиваемости дебиторской задолженности целесообразно рассмотреть её структуру.
|
Безнадёжных долгов в составе дебиторской задолженности нет.
В 2006 году в числе действующих клиентов компании было 8 контрагентов: ООО «Автомасла и оборудование», ООО «Межтрансавто», МСС, ООО «Строй Девелопмент», ЗАО «Пальмира», ООО «Темп СК», ЗАО «Теплотрансресурс» и ООО «Фортуна». С января 2007 у ООО «Гросс парк» появилось 28 новых контрагентов. Т.е. за 2007 год прирост клиентской базы составил 350%. Отчасти это связано и с применением факторинга, т.к. организация направляла полученные ресурсы на финансирование отгрузок по новым клиентам. Рост средней дебиторской задолженности по прочим клиентам составил 1924% в апреле-ноябре по сравнению с январём-мартом и должен стать объектом управления и оптимизации. Следует рассмотреть возможность перевода новых клиентов на факторинговое обслуживание.
2.3.1. Анализ влияния факторинга на финансовые показатели деятельности предприятия
По данным бухгалтерской отчётности составим таблицу 2.11. Для обеспечения сопоставимости данных выручку и прибыль возьмём не накопленным итогом, а за квартал:
Таблица 2.11