- проектирование и разработка;
- закупка (как материальных ценностей, так и услуг, например, мобильной связи);
- производство (если это товар) и сервис (если это услуги);
- наличие информативных записей о том, что выпущенный товар соответствует установленным стандартам.
Ко всему прочему, система менеджмента качества предусматривает постоянное наблюдение за образцами товаров, определения единиц, несоответствующих требованиям, анализ полученных данных, и, конечно же, постоянное улучшение производства.
В целом, можно сказать, что требования, которые выдвигает международная организация к стандартам качества, направлена на повышение удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований. Для этого необходимо грамотное руководство предприятием и вовлеченность персонала в процесс производства.
Если компания будет соответствовать всем этим требованиям, это принесет для нее только пользу. Как показывает практика, сертифицированные марки пользуются большим доверием и спросом покупателей. К тому же, такая продукция повышается в цене, что ведет к увеличению прибыли.
24. Стандарты и нормативные документы по проведению аудита (пятый вопрос)
25. Стандарт QSA (оценка системы качества)
В рамках стандартов QS-9000 и ИСО/ТУ-16949 разработаны и используются отдельные нормы QSA [2].
Нормы QSA могут использоваться:
1. Для самооценки (аудит 1-ой стороны).
2. Для оценки 2-ой стороны, в том числе для аудита потребителем потенциального поставщика.
3. Для аудита 3-ей стороны с использованием перечня вопросов в качестве основы.
QSA содержит рекомендации по проведению аудита, рекомендуемый список вопросов для аудита, а также методику оценки несоответствий и подведения общих итогов аудита.
|
В QSA даются определения значительные или малозначительного несоответствия.
Оценка результатов аудита может быть сделана 2-я основными методами:
1. Метод ''ДА-НЕТ'' Устанавливает срок 90 дней (или другой согласован срок для ликвидации статуса открытых несоответствий).
2. Метод ''Балльная оценка''. Каждый из элементов оценивается и по каждому производится выставление оценки О, М, С, СI, По результатам проставляются баллы.
Для прохождения QSA необходимо набрать минимально 2 балла по каждому элементу. Подсчитывается каждый балл. Сумма всех баллов элемента умножается на 50. Независимо от метода, числа элементов, оценки даются рекомендации для корректирующих действий, даты их выполнения и т.д.
В нормах QSA специально регламентирован процесс оценки 2-ой стороны:
1. Предоставление необходимых материалов и документации.
2. Анализ документации.
3. Сообщение поставщику результатов анализа.
4. Поставщик делает необходимые изменения документации.
5. Подготовка перечня вопросов.
6. Проведение аудита на месте.
7. Идентификация любых несоответствий и составление отчетов.
8. Устранение несоответствий и извещение об этом потребителю (поставщик и потребитель).
9. Проверка результативности корректирующих действий на месте или через документацию.
10. Предоставление поставщику статуса.
Дополнительно оценке системы качества производится по следующим направлениям:
· Процесс согласования производства комплектующих изделий.
· Непрерывное совершенствование.
· Производственные возможности.
|
Итоги аудита по QSA рекомендуется проводить в табличной (матричной форме) В том числе с возможной балльной оценкой.
26. Разработка программы внутренних аудитов системы менеджмента качества
Внутренний аудит — это регламентированная внутренними документами организации деятельность по контролю звеньев управления и различных аспектов функционирования организации, осуществляемая представителями специального контрольного органа в рамках помощи органам управления организации
Лицу, осуществляющему управление программой аудита, следует: установить объем программы аудита; выявить и оценить риски для программы аудита; установить ответственность за проведение аудитов; разработать процедуры для программы аудита; определить необходимые ресурсы; обеспечить реализацию программы аудита, включая установление целей аудита, область и критерии конкретных аудитов, определение методов проведения аудитов, а также формирование команды по аудиту и оценивание аудиторов; обеспечить ведение и сохранение соответствующих записей по программе аудита; проводить мониторинг, анализ и улучшение программы аудита. Лицу, осуществляющему управление программой аудита, следует информировать высшее руководство о содержании программы аудита и, где это необходимо, просить ее официально одобрить.
27. Разработка плана проведения аудита
Общий план аудита представляет собой документ, утвержденный руководителем аудиторской организации, и содержащий следующие элементы:
§ объем аудита;
§ затраты времени по видам запланированных работ на каждом этапе проверки (подготовительного, основного, заключительного);
|
§ сроки выполнения работы каждым аудитором:
§ размер уровня существенности;
§ величину аудиторского риска.
Руководитель аудиторской группы доводит до сведения всех ее членов о возложенных на них обязанностях и знакомит их с результатами финансово-хозяйственной деятельности клиента, общим планом и программой аудита.
Затраты времени на весь процесс планирования составляют до 20% от времени, затраченного на аудит. Основная причина столь значительных затрат времени на планирование заключается в тщательном изучении особенностей деятельности и условий экономической среды, окружающей клиента.
При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:
§ общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;
§ эффективность работы систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
§ размер аудиторского риска и значение уровня существенности;
§ влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета;
§ существование подразделения внутреннего аудита;
§ возможность привлечения экспертов и других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;
§ возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом;
§ существование аффилированных лиц;
§ сроки подготовки и представления аудиторских заключений.
28. Составление чек-листа (списка вопросов к аудиту). по ISO 9001
1. Чек-лист — это список, который содержит ряд необходимых пунктов для какой-либо работы или процедуры.
1. Составить чек-лист просто: каждый пункт — это минимальная полная операция, требующая выполнения. Желательно прописывать каждый пункт в утвердительной форме: «визитки разработаны, товары заказаны, переговоры проведены».
2. Используйте не более 20-25 пунктов.
3. Идеальный чек-лист предполагает наличие отметки о выполнении задачи.
4. Каждый пункт значим для целостности всей системы и его отсутствие может нарушить эту целостность.
5. Чек-лист должен выглядеть эстетично — тогда с ним будет приятней работать. Поэтому обязательно используйте нумерованные списки.
6. Распечатайте чек–лист для удобства работы, чтобы каждый сотрудник мог брать его при необходимости и держать под рукой.
29. Обязанности ведущего аудитора и членов группы.
(14 вопрос)
30. Проведение предварительного совещания
Как правило, при внутренних аудитах малых предприятий на предварительном совещании объявляют о том, что аудит начинается, и объясняют характер аудита.
В других случаях предварительное совещание считают официальным и ведут регистрацию присутствующих на нем. В роли председателя должен быть руководитель аудиторской группы. На совещании необходимо выполнить следующее:
а) представить участников, включая их роль в аудите;
б) подтвердить цели, области, критерий аудита;
в) подтвердить график проведения аудита и другие соглашения с проверяемой организацией, связанные с аудитом (даты и время заключительного совещания, любые промежуточные совещания аудиторской группы и руководства проверяемой организации и дальнейшие изменения);
г) ознакомить с методами и процедурами аудита, включая информирование проверяемой организации о том, что свидетельства аудита будут основаны на выборках доступных данных и в аудите будет присутствовать элемент неопределенности;
д) подтвердить официальные каналы связи между аудиторской группой и проверяемой организацией;
е) подтвердить язык, используемый при аудите;
ж) подтвердить, что проверяемая организация будет информирована о ходе аудита во время его проведения;
и) подтвердить, что любые ресурсы и средства, необходимые аудиторской группе, будут доступны;
к) подтвердить обеспечение конфиденциальности;
л) подтвердить обеспечение безопасности работы, ознакомление с процедурами на случай чрезвычайной ситуации и обеспечение безопасности для аудиторской группы;
м) подтвердить наличие, роль и фамилии всех сопровождающих лиц;
н) ознакомить с методами составления отчетов, включая классификацию несоответствий;
о) информировать об условиях, при которых аудит может быть прекращен;
п) информировать о системе рассмотрения апелляций по проведению или заключениям по результатам аудита.