Тибетские отшельники, Наджорпа




обряд уйгур тибетский китайский религия

Основную массу мифов и легенд Тибета составляют описания чудес, которые вытворяют так называемые отшельники - наджорпа, с тибетского языка. Им приписывают такие поступки как сушка вымоченного в горном потоке белья теплом собственного тела (тумо), знаменитый многокилометровый и многодневный бег в трансе (лунг-гом-па) а также телекинез и многое-многое другое. О самых известных из чудес тибетских отшельников (и о том какой процент правды в них) я постараюсь рассказать.

Тумо.

По большому счету большинство тибетских практик - представляют собой мощные психотехники способствующие вхождению в транс и получению определенного эффекта. Иногда это галлюцинации, иногда нечто большее.

Существует миф о тибетских отшельниках, практиках внутреннего тепла - тумо. Данные личности, как правило, живут в уединении и круглыми сутками занимаются тем что медитируют и стараются вырабатывать внутреннее тепло.

Раз в год проводятся соревнования этих отшельников, когда в минусовую температуру, выбирается особенно ветреный день и холодный горный поток. Лама раздевается до набедренной повязки, и садится на землю. В потоке вымачивают простыни и оборачивают ими ламу. Задача минимум для ламы -не умереть. Опционально высушить простыню. Продвинутый мастер высушивает больше одной простыни. Чем больше было высушено, тем сильнее признается мастерство практика.

Однако стоит отметить пару нюансов данной работы. Участвующие в подобных состязаниях ламы, прежде всего наджорпа - отшельники, проживающие долгое время в уединении пещерах Тибета. Таким образом, выносливость подобного кандидата в любом случае будет выше, чем у обычного человека.

Кроме того, в преданиях не указан размер простыней, который, по мнению Всеволода Овчинникова наблюдавшего за данным обрядом чисто символический, и не превышает раскрытой ладони.[ссылка шамбала 85]

Ну и помимо всего прочего не стоит списывать со счетов суеверную тибетскую молву, которая склонна по своей природе к преувеличениям. Кроме того, человеческое сознание действительно способно к подвигам (правда, не в том масштабе), в виде повышения температуры на несколько градусов, путем упорных тренировок этого можно достичь. По словам А. Давид Неэль, небольшие успехи в практике искусства «тумо» не редко согревали ей ноги после длительных переходов по Тибету

Лунг-гом-па.

Лунг-гом-па наверняка является самой известной из тибетских практик. Причин тому много, начиная от крайней не скромности тибетских лам, которые довольно открыто, рассказывают о своих успехах в данном искусстве и выставляют их на показ, заканчивая современной китайской поп-культурой, где в 90% снятых китайцами кинофильмах главные герои с легкостью, перемещаются по веткам деревьев или даже левитируют.

Но обо всем по порядку. Что же представляет собой техника лунг-гом-па? Наджорпа предварительно заучив определенную формулу, медитирует, входит в транс, и начинает бежать. Бежит довольно быстро, и в трансе может пробежать несколько сотен километров за несколько дней без сна и отдыха. В идеале и древних преданиях не просто бежит, но летит.

В случае если мы спускаемся с небес на землю, стоит отметить, что практики лунг-гом-па действительно существуют, и путешественники, такие как Всеволод Овчинников и А. Давид-Неэль действительно отмечают столкновения с ними, однако не в такой гиперболизированной форме как в людской молве.

Как правило, подобные бегуны, пробегают около 300 километров за один прием, при этом действительно бегут весь день и всю ночь. Многие практики специально обвешивают семя железными цепями, дабы показать всем, что они достигли такого уровня мастерства, что уже практически не держатся на земле и им нужны специальные утяжелители.

Однако зачастую это банальное позерство, и выпрашивание уважения, которое простолюдины оказывают всем незаурядным личностям, таким как наджорпа.

В процессе данной наджорпа как правило фокусирует свое внимание на определенном объекте на столько, что входит в транс. Считается, что практиков наджорпа нельзя трогать во время их путешествия, иначе они могут серьёзно пострадать или даже умереть.

Йидам.

Одной из самых важных практик для тибетского Наджорпа является создание йидама - или духа наставника. Как правило, во время обучения, учитель юного кандидата в «великие маги» заставляет последнего подолгу медитировать и концентрировать свое внимание на определенной формуле. Вследствие таких медитаций рано или поздно ученик начинает видеть очертания будущего духа наставника. Учитель одобряет подобные успехи, однако считает их недостаточными. Тогда он просит ученика прийти к такому уровню концентрации, когда йидаму можно будет поклониться в ноги.

Когда йидам стал осязаемым, учитель приводит ученика к последнему этапу - выводу йидама, а открытое пространство. В случае успеха опытный Наджорпа говорит ученику, что ему больше нечему учиться и тот волен идти, куда ему вздумается.

На этом этапе обряда мы можем видеть два различных пути, по которым идут ученики. Как правило, на прохождение всего этого они тратят более 10 лет непрерывных обучений. Большинство признают славу и успех и выходят в свет как опытные Наджорпа и «великие маги». Однако есть немногочисленная прослойка учеников, усомнившихся в реальности своего йидама. Поделившись своими переживаниями с учителем, они подвергаются его гневу. Наджорпа заставляет их начинать сначала.

Если второй раз ученик приходит с подобным подозрениями к учителю - тот говорит:

«Это тебе и следовало понять, Боги, демоны, вся вселенная - только мираж. Все существует только в сознании, от него рождается и погибает»

Таким образом, на примере создания йидама можно проследить факто того, что, несмотря на общую атмосферу чудес, которые совершают ламы отшельники, вся их идеология все равно подвергается влиянию буддизма, и произрастает из него. Считается, что истинного знания можно достичь не за чтением книг в монастыре, но за непрерывными техниками и самосовершенствованием в изгнании. Именно в изгнании человек видит явления и факты, которые ранее были ему не доступны. И по словам А. Давид-Неэль отшельник в изгнании не страдает от одиночества, он занимается кропотливым трудом, где время для него теряет какую либо ценность.

Сепаратистское движение

 

Если сепаратизм Синьцзяна существует исключительно на культурной почве, то в ситуации с Тибетом все сложнее.

С одной стороны мы имеем историю войн. Около 1000 лет Тибет практически беспрерывно воевал с Китаем, и факт подобной исторической вражды, безусловно, сказывается на отношении простых тибетцев к КНР.

С другой стороны, существуют огромные экономические подоплеки. С приходом КНР была нарушена вековая экономическая система монастырей, издревле наживавшихся на крестьянах.

По сути у монастырей отобрали их привилегированное положение, и вряд ли подобная ситуация понравилась интеллигенции Тибета.

Иными словами в данном случае мы имеем удивительный синтез между исторической враждой и относительно современными экономическими счетами к китайскому правительству.

Учитывая все эти обстоятельства, не думаю что быстрое достижение порядка в Тибетском регионе на сегодняшний день возможно. Подобные проблемы решаются путем долгой ассимиляции культур, а также путем взаимных компромиссов на которые обе стороны, похоже ещё не готовы.

Вывод к главе 2

 

И все же почему Тибет, настолько необычный регион Китая. Затратив на описание самых важных его особенностей практически половину своей работы, я так и не ответил на этот вопрос.

Поэтому в заключении стоит подытожить все вышесказанное в паре основных мыслей.

В глубине моего сознания есть один вывод, который я боюсь делать. Боюсь, но не могу не привести своих рассуждений.

Собственно дело обстоит следующим путем. Побудем на пять минут марксистами и найдем экономические основания для такого вот необычного положения внутри Тибета.

Итак, что же такое Тибет? Теократический регион с огромным влиянием монастырей, даже с учетом того, что в последнее время их роль активно снижается государством.

Т.к. основой дохода монастырей являются пожертвования прихожан и оплата собственного труда в виде отпугивания демонов и проведения похоронных обрядов, напрашивается одна очень простая мысль.

Общая мистическая оболочка несколько тысяч лет окутывающая Тибет, с многочисленными сказаниями о ламах Наджорпа, великих мистиках и магах, с созданием новых техник и прочей мракобесной мишурой необходима для того чтобы простое население ламам верило. Верило в то, что ламы отпугнут демонов, которых сами когда-то и придумали, или не стали особо воевать с местными.

Верило в то, что лама сможет удачно провести родственника по бардо. Верило в то, что Наджорпа может обрушить свой магический гнев в случае чего. Верило и платило. Платило деньгами, натуральными продуктами и работой на монастыри. Платило и боялось гнева, в случае не милости. По сути ламы даже не придумывали ничего нового, просто доведя до абсолюта принцип, работающий в любой мировой церкви - веру.

Ну, вот марксистом побыл, а теперь серьёзно. Или не серьёзно? Вывод я такой сделал по одной простой причине. Мое сознание европейское. И я просто боюсь верить в то, что приписывают Тибету. Боюсь и в тоже время страстно хочу в это верить, как писатель фантаст, который не верит в сказки, но в глубине души мечтает побывать в них. В случае с исследованием Тибета во мне борются две сущности: студент пытающийся написать серьезную курсовую и мальчишка грезящий страной сокрытой в снегах. Быть может, поэтому делать какие-либо логические выводы (вроде вывода марксистского) в отношении Тибета, мое внутреннее «я» считает самым настоящим предательством по отношению к себе. Таким образом, пусть лучше все останется как есть. Я искренне хочу, чтобы никто никогда не раскрыл секрет Тибета, ибо в таком случае последняя сказка на земле перестанет существовать. А когда пропадают сказки это всегда немного грустно.


Заключение

 

Первоначально я задумывал большую работу, посвященную пяти основным регионам Китая, помимо упомянутых мною в курсовой, также планировалось написать про островной Китай, традиционный, кантонскую культуру и многонациональные южные горные регионы. Однако в процессе написания выяснилось, что первая глава, какой она задумывалась, в свою очередь по объему является готовой курсовой работой.

С одной стороны это печально, т.к. то, что задумывалось в начале, осуществить не удалось. Но если посмотреть на эту ситуацию с другой стороны все не так плохо.

Ведь в своей работе я упомянул лишь малую часть всех интересных наработок по регионам. На самом деле их намного больше, и с ними я сталкивался в изучении литературы.

В процессе работы я осознал основные проблемы, с которыми мне предстоит столкнуться, и которые портят мне жизнь уже на этом этапе. Я считаю подобное осознание важным элементом курсовой работы, ведь осознание характера грядущих трудностей явление положительное. В случае с моей работой главной трудностью является несовременность предоставляемой информации. В случае с Внутренней Монголией подобная проблема привела к тому, что я не смог уверенно заявлять ни о каких культурных явлениях, кроме явлений, упомянутых в англоязычной более современной литературе (праздник Надом).

Проблему отсутствия литературы надо решать увы на уровне создания новых проектов по изучению современной обстановки в конкретных регионах, в которых, увы практически никто в наше время не заинтересован.

Во введении к своей работе я специально не ставил целей, которые я не могу выполнить. Я не могу в формате одной курсовой работы рассказать о всем культурном и религиозном формировании западных регионов Китая. Проблема формирования как раз и кроется в том, что говорить о таких вещах можно весьма условно, ведь быть может прямо сейчас проходят процессы, существенно влияющие на общую ситуацию в регионе.

Поэтому оценивая свою работу я, конечно, не могу сказать, что в полной мере раскрыл явления характеризующие регион с той или иной стороны, отвечающие за его религиозное и культурное своеобразие. Безусловно опираясь на ту литературу, которую я использовал это не возможно.

Однако в своей работе я надеюсь, мне удалось показать главное - культурное и религиозное многообразие китайского государства, его многогранность и непохожесть. Безусловно, на примере трех регионов сделать это было довольно сложно, но я считаю, что в определенной степени это у меня получилось.

Что касается сепаратистских настроений, я считаю, что и вопроса в данном случае нет никакого. Несмотря на официально позиционирование Китая как единого государства, с едиными интересами и целями - внутренняя его структура крайне разнообразна. Причем интересы внутренних регионов Китая зачастую могут не совпадать с китайским руководством, как мы сегодня видим на примере Тибета и Синьцзяна.

Характер такого противодействия довольно сложный и в данном случае переплетается в виде культурных разногласий, цивилизационной отдаленности, а также экономических интересов. В случае с Тибетом это ещё и западные интересы в регионе, которые как оказалось, не утихают до сих пор (вспомним недовольство в отношении олимпиады 2008 из-за «тибетского вопроса» ведущими западными державами).

Иными словами регион сложный. И что тут играет первую роль, а что последнюю я определенно сказать не могу, однако факт того, что проблема Тибета и Синьцзяна не будет решена в ближайшие сроки очевиден. Как очевидно и то, что, скорее всего, вне зависимости от политики КНР, регион так и останется совершенно не китайским, но от этого не менее интересным.


Список литературы

1. Богословский В.А. «Краткая история уйгуров» М., Восточная литература, 1988г.- 244 с.

2. Богословский В.А. «Очерк истории тибетского народа» М., Восточная литература 1962г. -192с.

. Бичурин Н.Я. «История Тибета и хунхунора» СПб. Изд. Им. Ак. Наук 1833г. - 822с.

. Давид-Неэль А. «Мистики Тибета» М., Дягилев центр 1991г. - 144с.

. Исхаков Г.М. «Краткая история уйгуров» Гылым, институт уйгуроведения 1991г. - 254с.

. Кычанов Е.И., Савицкий Л.С. «Люди и Боги страны Снегов» СПб: Российское востоковедение, 2006г. - 432 с.

. Овчинников В.В. «Вознесение в шамбалу» М., Дрофа Плюс 2005г. - 448с.

. Тенишев Э.Р. «У тюркских народов Китая.» М., Восточная литература 1991г. - 310 с.

. Тибетская книга мертвых, перевод Боченков А.С. М., Эксмо 2009г. - 400с.

. Чвырь Л.А. «Обряды и верования уйгуров» М., Восточная литература 2006г. - 288с



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: