Глава 2. Земля «Сокрытая на западе»




Скажу честно, Тибет всегда привлекал меня, как объект исследования. Ещё задолго до учебы в университете, и даже задолго до планов учебы на данной специальности, я зачитывался Всеволодом Овчинниковым, любил фильмы, которые бы хоть как-нибудь раскрывали тему Тибета. Тибет для меня был страной загадок, неким ящиком Пандоры на земле, в котором спрятаны ответы на тысячи мучивших меня вопросов.

Образ тибетских лам, знающих все на свете, казался мне таким загадочным, а в моменты грусти я грезил тем, что когда-нибудь уйду в буддистские монахи в какой-нибудь отдаленный монастырь, буду пить чай с солью и маслом и предаваться медитациям о смысле своего существования.

Однако детские грезы рано или поздно кончаются, например, вместе с первым опытом добавления масла в чай (практика крайне не аппетитная, не стоит повторять моих детских ошибок).

Таким образом, вместе с отвратительным (для европейского человека) вкусом чая с маслом до меня дошла горькая правда о том, что бытие тибетским монахом дело не такое простое и безмятежное.

Кроме того, стоит понимать, как ни прекрасен весь этот мир чудес и сказок, он имеет свою, порой очень жестокую реальность.

В данной главе будет присутствовать множество описаний явлений, недоказанных современной наукой. На мой взгляд, несмотря на недоказанность этих явлений в научных кругах, они представляют большую ценность для моего исследования в культурологическом плане. Ведь то, во что верят люди региона, характеризует их лучше, чем какие-либо статистические данные.

Помимо этого, я считаю, что явления, которые не могут быть характеризованы с научной точки зрения, не стоит сбрасывать со счетов. По ряду причин. Первая причина - прежде всего наличие очевидцев. В моей курсовой работе представлены двое из них - Всеволод Овчинников и Александра Давид-Неэль. На мой взгляд, как выдающийся отечественный социалистический журналист и дипломат, так и уникальный ученый 19-го века, преподаватель, ученица Элизе Реклю, вряд ли станут выдумывать сказки.

Вторая причина раскрыта в эпиграфе данной главы. Не могу сказать, что я верю во все чудеса, которые приписывают тибетским ламам, однако я придерживаюсь мнения, что если наука не может описать какое-либо явление ей нужно просто немного подождать. Нельзя отвергать явления просто, потому что мы не можем их объяснить.

Александра Дэвид-Неэль, в заключение своей книги пишет: «Мне кажется, к изучению явлений психики нужно подходить так же, как и к любой другой науке. Возможные в этой области открытия не содержат ничего сверхъестественного, ничего такого, что могло бы оправдать суеверия и распространяемые некоторыми безответственными людьми бредни. Напротив, цель таких исследований - выявить механизм так называемых чудес, а объясненное чудо - уже не чудо».

Таким образом, мы видим, что Тибет полон тайн и загадок. Однако, несмотря на это, работая над написанием этой главы, я действительно получил удовольствие, ибо не восхищаться Тибетом, даже учитывая все нелицеприятные факты его существования просто невозможно.

Исторический очерк

 

Отношения между Китаем и Тибетом имеют глубокую историю, причем полную конфликтов, как дипломатического характера, так и военного.

Да и начались они собственно с войны, когда в 692 году тибетская империя с царем Сонгцэн-гампо во главе, предложила китайскому императору династийный брак.

После отказа тибетская армия вторглась в Китай, после чего китайский император был вынужден отдать принцессу Вэнь-чэнь чтобы предотвратить дальнейший конфликт.

Любопытно заметить, что на первом этапе ни о какой зависимости Тибета от Китая речи не идет.

Позднее в IX веке происходит распад Тибетского государства, а также династийный кризис в Китае, вследствие чего тибетско-китайские отношения прерываются вплоть до XIII века и соответственно нашествия монголов.

В этот период впервые оформляется Тибетская зависимость от Китая в лице первоначально монгольских ханов, а позднее и империи Юань. Так же в этот период появляется специфичная для Тибета административная структура противоборствующих монастырей землевладельцев, которые позднее начали представлять реальную политическую, духовную и даже военную силу.

К XVII веку влияние Юаней ослабевает, и Тибет снова образует единое государство, которое позднее играет весомую роль в регионе, однако до славы его предшественника VI века, этому государству, увы, все ещё далеко. Из самых значимых побед этого государства можно отметить лишь завоевание восточного Туркестана, который был Тибетским около 20 лет.

Однако появившаяся примерно в это же время Цинская империя портит все Тибетские планы, и первоначально устанавливает свой мирный протекторат над Тибетом. Однако после ряда протестных движений мирные аргументы у Цинов заканчиваются, и Тибет завоевывается китайским оружием.

Длится зависимость Тибета от Китая вплоть до Синьхайской революции, когда далай-лама в 1913 году официально провозглашает независимость Тибета, в противовес всем стараниям Юань Ши Кая и его конституции пяти равноправных народов.

Тибетская независимость длиться вплоть до 1951 года, когда Тибет был официально присоединен к Китаю силами НОАК (национальной освободительной армией Китая).

Первоначально Тибету были даны действительно хорошие условия - не было гонения на монастыри, монастырские земли оставались, как и земли местных феодалов у своих собственников. Однако это был бы не Тибет, если бы не разгорелось восстание против Китайских властей.

Овчинников ярко описывает изменение жизни Тибета с приходом китайцев на примере горного охотника и кочевого козопаса, чей уровень жизни и заработок заметно возрос, за счет притеснения монополии феодалов на распространение товаров и строительства автодороги соединяющей Тибет с остальным Китаем.

Следовательно, были и недовольные - те самые землевладельцы, которые, по сути, были хозяевами Тибета. После восстания в 1959 году Далай-лама бежал из Тибета, земли монастырей перешли под китайское руководство, как и земли и все имущество тибетских феодалов. Пример этого восстания отчетливо показывает нам, как не доводит до добра жадность.

В последующие годы, благодаря культурной революции из более трехсот монастырей сохранилось порядка десятка. Однако благодаря деятельности Чжоу Эньлая самые красивые и большие монастыри Тибета, представляющие наибольшую историческую ценность, были сохранены.

После прихода к власти Дэн Сяо Пина, осужденные за восстание в 1959 были амнистированы, им даже вернули их родовые поместья, однако земля по-прежнему оставалась в собственности китайских властей.

Вот так непросто складывались китайско-тибетские отношения, полные войн восстаний и обоюдных заговоров и интриг. История многое объясняет, например характер сепаратистских движений в Тибете сегодня и их мотивы.

Современная китайская историография нарочно замалчивает наличие Тибетских государственных органов и представляет Тибет как извечную провинцию Китая, подобное отношение не может не вызывать протеста среди тибетцев.

На сегодняшний день мы имеем вот уже как тысячелетнюю вражду и трехсот летнюю историю борьбы за свободу, которая пока не собирается прекращаться.

 

Религия

Религия - это не просто тема, которая выделяет Тибет на фоне других. Религия - основа Тибетской жизни. Не просто, потому что Тибет существует сегодня как теократическое государство. Просто буддизм Тибета - явление совершенно ни на что не похожее. Явление, пропитавшее все слои населения.

Вообще подразделять внутреннюю обстановку в Тибете на религиозный аспект и бытовой нельзя. Просто потому что они неразрывно связаны, ибо так или иначе последний пастух, если не делает что-то для соседнего монастыря, значит, совершает обряды задабривания демонов. Иными словами все действия населения Тибета в той или иной степени имеют религиозный контекст.

Однако, обо всем по порядку.

Первоначально стоит отметить, что в Тибете, как и в Синьцзяне, присутствует единая религия, в данном случае это буддизм, а если быть точнее ламаизм. Однако данный факт совершенно не мешает местным жителям населять окружающее пространство всевозможными демонами и призраками, коих, по мнению А. Давид-Неэль «Чуть ли не больше населения страны».

Однако в данном случае, что самое парадоксальное мы не наблюдаем какой-либо конфронтации между местными поверьями и пришлой религией. Напротив, ламы активно помогают местному населению, молятся за здоровый урожай, изгоняют злых духов, совершают обряды переходного цикла, иными словами… исполняют роль самых настоящих шаманов!

Парадокс в том, что для многих лам подобная деятельность является единственным средством к существованию, а в случае их кооперации, целый монастырь берет под свою опеку деревню, или ряд деревень и выполняет подобные функции уже на правах самого настоящего феодала.

Вот только если феодал был силой военной и защищал свои деревни от физических опасностей, ламы являются покровителями и защитниками от демонов, в которых свято верят обычные Тибетцы. Как правило, в благодарность они приносят обильные подношения монастырю. Кроме того, монастыри в Тибете выполняют также роль рынков, через которые проходят большинство жизненно важных для Тибета товаров, в первую очередь масла, соли, крупы, чая.

Так каким же образом произошло становление подобного удивительного симбиоза местных поверий и пришлой религии?

Дело в том, что Тибетский буддизм пришел из Индии, в состоянии уже приправленном индуистскими мифами, и целым пантеоном святых. Если реакция местного населения в отношении лам довольно понятна (им изначально преподносились ламы как творящие чудеса маги), то примирение такой религии как буддизм с местными обрядами весьма странно.

Однако лучше всего в данном случае поможет пример, приведенный А. Дэвид-Неэль в своей книге, где она в диалоге с ламой, спрашивала его о том, какие посмертные явления должен видеть атеист, если в жизни он ни во что не верил, на что лама ответил: «Атеист, либо увидит проистечение той теории, которую считает наиболее приемлемой для объяснения своей смерти, либо не увидит ничего».

Иными словами суть заключается в том, что для тибетского духовенства нет весомой разницы, во что ты веришь. Каждый человек сам волен выбирать свою реальность, и населять её теми существами, которыми он пожелает. Тибетский буддизм в этом плане, на мой взгляд, одна из самых демократичных религий на земле.

Обрядность

 

В рамках данного подзаголовка я расскажу о наиболее характерных тибетских обрядах выделяющих его на фоне других китайских регионов.

Общее для тибетской обрядности, скорее всего её жестокость. Стоит только вспомнить карлинги - ритуальные флейты, которые сделаны из самых настоящих человеческих костей.

Однако смысла в данных обрядах больше чем жестокости, которую видит с первого взгляда европеец. Контекст каждого обряда крайне важен, ибо именно контекстом объясняется кажущаяся жестокость. К таким обрядам относятся в первую очередь «тшед», а также обряды погребения и поминовения усопших. О них я и буду вести речь.

Тшед.

Одним из самых важных обрядов в среде тибетских монахов является обряд «тшед». С тибетского его можно перевести как «разрыв», или «отсечение».

Суть обряда заключается в отлучении новоиспеченных учеников (как правило они являлись выходцами из простого народа, яро верующего в духов и демонов)от их прежних предубеждений. Цель обряда «тшед», избавить послушника от его старых религиозных страхов.

Обряд проводится, как правило, в местах, признанных дурными людской славой. В горных расщелинах, куда упало множество случайных путников, на территории далеких озер или просто страшных местах, коих в Тибете, увы, в достатке.

Послушник обязан был около недели учить магические формулы, в последствие он должен был пойти в вышеуказанное место, привязать себя к какому-нибудь предмету и зазывать демонов полакомиться им.

Обряд состоял из нескольких частей - первая часть - физическая, когда послушник выполнял все надлежащие действия.

Вторая - во время обряда сила мотивации была столь сильна, что зачастую послушники испытывали галлюцинации, и им казалось, что демоны на самом деле ими питаются.

Третья заключалась в том, что на тот момент, когда послушник приходил в сознание, он осознавал, что все ещё цел и не вредим, а стало быть, делал несколько выводов, главным из которых является вовсе не то, что демонов не существует в мире. Главным выводом обряда «тшед» для послушника должен был послужить факт его собственной никчемности. Ненужности его личности на уровне мироздания, где по большому счету никакому существу до него нет дела.

Несмотря на общий идеализм учения, ламы довольно своеобразно относятся к демонов, в которых верят местные жители. Тибетские монахи верят, что явления, в которых искренне верит большое количество людей так или иначе заряжаются их энергией и могут обретать те или иные формы существования. Таким образом, абсолютной веры в несуществование демонов даже образованные ламы не питают.

Похороны.

Погребальные обряды Тибетцев и все что с ними связано, носят довольно странный (опять же для европейца) характер. Начитавшись про обряды поминовения усопших, дома я довольно успешно отучал отца от привычки, есть на ночь, путем рассказов своих знаний в этой области. Эффект потери аппетита просто стопроцентный, так что если вы сейчас принимаете пищу - приготовьтесь.

Так вот, похороны на Тибете обусловлены рядом факторов, прежде всего географическим. Дело в том, что почва Тибета скудна и камениста, рыть могилы в такой земле удовольствие определенно ниже среднего. Кроме того, Тибет также беден на источники энергии, такие как какая-бы то ни было древесина, поэтому путники как правило жгут засохший навоз волов чтобы согреться, а монастыри отапливаются благодаря огромным тюкам с маслом, которые дают весьма колоритное для Тибета зловоние, и больше коптят чем приносят тепла по словам того же Всеволода Овчинникова.

Таким образом тратить драгоценную древесину на сожжение одного трупа крайне не рационально. А если и хоронить его негде, то, как же избавляться от мертвых? Тибетцы народ смышлёный и придумали интересный способ, подкрепленный мощной философией. Согласно Тибетским верованиям наше тело после смерти должно послужить всем окружающим организмам, посему после смерти и соответствующего отпевания (о котором я буду говорить ниже) остро наточенным ножом труп расчленяют и достают все внутренности. Внутренности позже высушивают и складывают в специальные урны, считается, что они обладают определенной силой. Мясо тела складируют на горных вершинах и оставляют птицам. Жилы срезают и выбрасывают в горные реки, специально для рыб. Кости закапывают неглубоко в землю, чтобы их обсасывали черви. Вот такое вот, если можно выразиться «безотходное производство». Оставшиеся в урнах высушенные внутренности позже используют в других обрядах, в том числе и в изгнании тех же демонов.

Отпевание.

Обряд прощения с усопшим я специально назвал христианским термином «отпевание» дабы было понятно, о чем пойдет речь. В течение данного обряда, лама наставляет умершего на путь истинный в его странствиях по «Бардо» - загробному миру. Считается, что усопший странствует в бардо 49 дней после чего его сознание перемещается в другую оболочку, рожденную от мужского семени и женской крови [ссылка мистики Тибета 15] (тибетцы верят что процесс зачатия происходит именно так).

Причем важно понимать, что путешествует далеко не душа, в нашем понимании, но сознание. Личность усопшего. И от его собственных качеств, от качеств его личности зависит в каких обстоятельствах и кем он родится после своей смерти. Опытные ламы, не нуждаются в отпеваниях т.к. сами могут найти дорогу по бардо, в то время как для простолюдинов родственники заказывают специальный ритуал.

Во время этого ритуала лама читает специальную магическую формулу, где обращается к усопшему как «совершеннорожденный». В идеале похоронный обряд заключается в чтении тибетской книги мертвых «бардотёдол» в течение 40 дней.

Однако, подобная практика соблюдается крайне не всегда, и зачастую обряд совершают на 3, 9 и 40 день, практически, как и в нашей похоронной традиции.

Одной из важнейших особенностей является факт того, что к мертвому нельзя прикасаться. Дело в том, что лама, как правило, помогает выйти сознанию усопшего через его голову. Для выполнения этой техники ламы очень долго тренируются. Считается, что тренировки очень опасны, так как есть шанс выпустить собственное сознание и умереть.

Кроме того, считается что ламы, обладающие специальными знаниями, могут сами выпустить свое сознание правильным путем.

Рядом с усопшим же, процесс высвобождения считается безопасным, так как лама работает не со своим сознанием.

В случае если кто-либо дотронется до покойника, считается, что он передаст свою энергию покойнику, и тот может увидеть в этом ложный след и «выйти» не через то место. К примеру, покойники, вышедшие через уши становятся духами музыки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: