Организация исследования. Я решила организовать исследование, позволяющее сформировать целостное




Я решила организовать исследование, позволяющее сформировать целостное представление, прежде всего о тех явлениях, которые выступают в роли своеобразного интеллектуального фундамента для правильного понимания множества методических частностей, а также для целенаправленного самостоятельного поиска ответов на вопросы, возникающие в процессе самообразования и самосовершенствования в сфере физической культуры. При этом приоритет отдан темам, наиболее сложным для усвоения, наиболее важным для целостного представления о физической культуре как социальном явлении, а также необходимым в плане обеспечения безопасности занятий и в деле формирования здорового образа жизни.

В результате такого подхода одно из главных мест в исследовании отведено для основ фундаментальных знаний, что представляется оправданным ещё и потому, что именно такого рода знания являются наиболее устоявшимися, наименее изменчивыми под влиянием различных модных течений, подходов, взглядов, и поэтому наиболее полезными.

Данное исследование направлено на системное, последовательное усвоение содержащихся в нём материалов в процессе занятий, проводимых в течение всего учебного года.

Введение такого дополнительного теоретического курса на фоне имеющей место в настоящее время тенденции к сокращению объёмов теоретических материалов в общеобразовательной школе, на первый взгляд, может показаться не логичным, идущим вразрез с существующими требованиями. В связи с этим, необходимо напомнить об особенной роли учебного предмета «Физическая культура» по сравнению с другими. Она обусловлена тем, что этот предмет представляет собой одну из немногих дисциплин учебного плана общеобразовательной школы, которые направлены не на изучение окружающего мира, а на познание собственной человеческой природы. Более того, это пока единственный учебный предмет, в котором заложен потенциал практической реализации одной из важнейших задач познания, вытекающей из древней мудрости, которая гласит: «Познай себя».

Главный смысл этой мудрости состоит в том, что действительно полное и объективное познание окружающего мира возможно только через познание самого себя, своих возможностей и устремлений. Такой подход к познанию действительности не утратил своего значения и в наши дни, а физическая культура представляет для этого уникальные возможности, которые по-настоящему ещё никогда не использовались в процессе преподавания этого предмета в общеобразовательной школе. Содействию решения этой проблемы и призван материал, содержащийся в данной работе.

Для обоснования целесообразности внедрения такого теоретического курса необходимо обратить внимание и на то, что в зависимости от индивидуально складывающихся особенностей жизнедеятельности, знания, составляющие содержание тех или иных дисциплин учебного плана общеобразовательной школы, нередко оказываются невостребованными. Такая участь не грозит системе специальных физкультурных знаний. Дело в том, что вся их суть направлена на содействие укреплению и поддержанию на оптимальном уровне самого необходимого и дорогого чем одарила природа каждого человека - его здоровья. Именно здоровье, оптимальное физическое состояние организма являются материальной основой для нормальной жизнедеятельности и достижения успехов в любой сфере человеческого бытия.

Из этого следует, что специальные знания из области физической культуры призваны выполнять роль важнейшего фактора, обеспечивающего полноценную жизнь, достаточно полное раскрытие самых разнообразных задатков и способностей, достижение мастерства в любом виде профессиональной деятельности. Такая роль, несомненно, возводит эти знания в ранг одной из фундаментальных основ общего среднего образования, на формирование которой нельзя жалеть ни сил, ни времени, ни материальных и финансовых средств.

Имеющая место в обществе недооценка роли физической культуры уже привела к большому количеству негативных факторов, главными среди которых являются её низкий уровень и ухудшение состояния здоровья населения. Исправить положение можно, лишь изменив отношение к физической культуре самых широких слоёв населения страны. А этого, в свою очередь, можно добиться только путём всемерного повышения уровня физкультурных знаний, качества образования в сфере физической культуры, более пристального внимания к формированию её интеллектуального компонента.

Речь идёт о необходимости усвоения учащимися реально существующего и теснейшим образом взаимодействующего, необычайно широкого спектра знаний из различных областей науки о человеке, с целью формирования представлений о его физическом потенциале, как материальной основы эффективной двигательной, интеллектуальной и духовной деятельности.

В исследовательской работе использовались теоретические (анализ, синтез) и эмпирические методы (тестирование, наблюдение, беседа, опытно-экспериментальная работа, педагогический эксперимент).

В опытно-исследовательской работе в целом участвовали 42 учащихся 6А (19 человек) и 6Б (23 человека) классов, а также учитель физической культуры.

Базой исследования стало МОБУ СОШ с. Тирлянский, Белорецкого района, Республики Башкортостан.

Исследование проводилось в три этапа в течение одного года с 01 октября 2013 года по 30 сентября 2014 года.

На первом этапе (01.10.13 г. – 30.11.13 г.) изучалось состояние данной проблемы в практике и теории. Мы прибегали к следующим методам исследования: анализ литературных источников, изучение документаций, анализ эмпирических данных, обобщение фактов. В ходе выполнения этой работы нами были рассмотрены и проанализированы литературные источники. Анализировалась практика работы социальных институтов по физкультурному воспитанию детей и подростков, намечался общий план исследования (цель, задачи, гипотеза).

На втором этапе (01.12.13 г. – 31.01.14 г.) изучался уровень знаний в сфере физической культуры, отношение учащихся 6А и 6Б классов к занятиям физической культурой; разрабатывалось содержание опытно-экспериментальной работы и педагогического эксперимента по формированию системы знаний по физической культуры.

На третьем этапе (01.02.14 г. – 31.05.14 г.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа.

На 4 этапе (01.09.14 г. – 30.09.14 г.) исследования продолжалось выполнение статистической обработки полученных данных педагогического эксперимента. Осуществлялась интерпретация и оформление результатов исследования.

В результате исследования (педагогического эксперимента) была разработана методика формирования знаний, основанная на самостоятельном изучении школьниками теории физической культуры.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: