Альтернативный подход к выделению ролей в управленческой команде можно найти в работах Исхака Адизеса. По его мнению менеджмент должен исполнять четыре основных роли: производитель результатов (Р),
администратор (А),
предприниматель (П) и
интегратор (И).
Таблица 6 - Описание основных ролей по Азидесу
Код | Наименование роли | Характеристика роли | Стиль |
Р--- | Производитель результатов/Одинокий рейнджер | ||
-А-- | Администратор/Бюрократ | ||
--П- | Предприниматель/Поджигатель | ||
---И | Интегратор/Суперпоследователь | ||
---- | Нейтральный менеджер/Пустышка | ||
РАПИ | «Книжный» менеджер/«Идеальный» менеджер |
РАПИ: «Книжный» менеджер/«Идеальный» менеджер
Задумайтесь, вы когда-нибудь видели менеджера, который полностью соответствовал бы такому описанию? А сами могли бы так работать?
Для успешной работы в команде менеджер обязательно должен обладать (или стремиться к обладанию) десятью важными качествами...
Таблица 7 - Полная таблица стилей управления И. Адизеса
Ошибочные стили управления | Эффективные стили управления | ||
Р--- | Рапи | ||
-А-- | рАпи | ||
--П- | раПи | ||
---И | рапИ | ||
---- | РАПИ | ||
РА-- | РАпи | ||
РА-И | РАпИ | ||
-А-И | рАпИ | ||
Р--И | РапИ | ||
Р-П- | РаПи | ||
РАП- | РАПи | ||
--ПИ | раПИ | ||
-АПИ | рАПИ | ||
-АП- | рАПи | ||
Р-ПИ | РаПИ |
Задание 4.
Каждому студенту предлагается интерпретировать по три ошибочных и три эффективных стилей по Адизесу в соответствии с изученным материалом и полной таблицей стилей Адизеса. Время на подготовку 10 минут. Затем студенты обсуждают свои варианты.
|
Задание 5.
Каждый студент в тайне от других выбирает себе один из ошибочных стилей и должен описать свои действия, а зрители должны отгадать название стиля неправильного менеджмента.
Задание 6.
Два начальника отдела (отдела маркетинга и отдела планирования) спорят из-за того, чей прогноз сбыта более точный. Используя (P), (A), (E) и (I) подходы разрешите их проблему.
Задание 7.
Ниже перечислены стили по Ginzberg &Buchholtz. Какой стиль по Адизесу представляет каждый нижеперечисленный?
стили по Ginzberg &Buchholtz | стили по Адизесу |
Менеджеры владельцы - высокая степень независимости, низкая степень креативности | |
Корпоративный менеджер - низкая степень независимости, низкая степень креативности | |
Независимый предприниматель – высокая степень независимости, высокая степень креативности | |
Корпоративный предприниматель – визкая степень независимости, высокая степень креативности |
Задание 8.
Функции (E) и (I) несовместимы, потому что (E) способствует переменам и изменениям; (I) создает гармонию и согласие. Опишите, каким образом (I)-функция должна интегрировать выполняющих роль (E), кого тяготит чувство единства и общности
Задание 9.
Классифицируйте следующие прилагательные. Какую функцию (функции) описывает каждое из них?
Прилагательные | Функция (функции) по Адизесу |
самостоятельный | |
принципиальный | |
дипломатичный | |
косный | |
веселый | |
активный | |
прагматичный | |
справедливый | |
эмоциональный | |
восторженный | |
понимающий | |
надежный | |
консервативный | |
либеральный | |
дружелюбный | |
целеустремленный | |
общительный | |
манипулирующий |
|
Задание 10.
Классифицируйте по (PAEI) следующие понятия:
Понятия | Классификация по (PAEI) |
контроль | |
цель | |
понимание | |
поддержка |
Задание 11.
Проанализируйте, какой стиль по Адизесу учится методом проб и ошибок, делая, пользуясь учебником, подражая другим.
Темы докладов и выступлений к практическому занятию 9 «Формирование команд. Оценка эффективности команд. Формирование командного духа»
1. Сравнительная характеристика различных классификаций этапов командообразования
2. Особенности современного командообразования
3. Основные причины распада команд
4. Эмерджентность и синергизм как результаты эффективной командной работы
5. Понятие командного духа и способы его формирования
Практическое занятие 9.
Оценка эффективности команд. Формирование командного духа
Темы докладов и выступлений
1. Сравнительная характеристика различных классификаций этапов командообразования
2. Особенности современного командообразования
3. Основные причины распада команд
4. Эмерджентность и синергизм как результаты эффективной командной работы
5. Понятие командного духа и способы его формирования
Задание 1 «Анализ характеристик управленческих команд»
Цель.
Получить навыки анализа управленческих команд.
Задание.
Проанализируйте перечисленные ниже черты и выберите из них те, которые характерны для настоящей управленческой команды.
|
1. В команде каждый ее член стремится к лидерству, поскольку является профессионалом.
2. В команде один за всех и все за одного.
3. Все члены команды – единомышленники.
4. В команде важны вертикальные связи и формальные правила.
5. Высокое доверие и уважение членов команды друг к другу. Ценят за достоинства, терпимы к недостаткам и слабостям. Принятие индивидуальности друг друга.
6. Состав команды оптимален с точки зрения распределения ролей: генераторы – критики – организаторы.
7. В команде господствует культ буквы, а не мысли.
8. В команде полная взаимодополняемость и взаимозаменяемость за счет широкого профессионализма.
9. В команде преобладает мотивация к достижению цели и готовность к риску.
10. В команде царит культ власти. Авторитет утверждается на основании должности, а не заслуг.
11. Члены команды хорошо сотрудничают друг с другом, умеют выслушивать мнения друг друга, готовы к компромиссу.
Задание 2 «Сравнение работы индивида с работой группы»[6]
Цель.
Сравнить процесс и результаты индивидуального и коллективного решения проблем.
Продолжительность – один час.
Этапы работы
1. Участники знакомятся с проблемой кораблекрушения на Луне. Каждый участник должен выполнить задание примерно за 15 минут.
2. Участники делятся на группы по 4-7 человек и знакомят друг друга со своими индивидуальными вариантами решения задачи. После этого группе дается полчаса для совместной выработки общего решения. Преимущества коллективного решения проблем по сравнению с индивидуальным проявляются в наибольшей степени тогда, когда группа работает так, что каждый ее член в итоге согласен с предложенной последовательностью значимости отдельных предметов.
Правила работы в группе
I. Наличие разных точек зрения на решение определенной проблемы дает положительный результат. Чем больше мнений высказано, тем выше вероятность правильного решения. Поэтому следует заинтересовать всех членов группы в том, чтобы они открыто высказывали свои взгляды. Внимательно выслушайте всех и попытайтесь понять их. П. Поддерживайте только те позиции, с которыми вы полностью согласны. Не поддерживайте и не соглашайтесь с мнением того или иного члена вашей группы только потому, что перед этим он поддержал ваши взгляды и согласился с вашей точкой зрения. Если вам кажется, что общее согласие достигается слишком быстро, это может означать, что вы, возможно, не учли какие-то важные аспекты данной ситуации или что согласие достигается скорее из тактических соображений. Постарайтесь найти контраргументы, чтобы изучить другие точки зрения.
III. Не избегайте конфликтных ситуаций и конструктивной критики. Не уступайте только потому, что вы в меньшинстве, или потому, что никто не поддерживает вашу точку зрения. Не судите о качестве определенных мнений только на основании того, сколько членов вашей группы их отстаивает. Большинство тоже может ошибаться.
IV. Если вы поняли, что ошиблись, – открыто признайте свою ошибку. Не добивайтесь принятия вашего решения во что бы то ни стало. Старайтесь найти логичное, объективно правильное решение.
3. После выработки коллективного решения участники знакомятся с правильным ответом и подсчитывают индивидуальные и коллективные штрафные очки. Сумма индивидуальных штрафных очков дает результат индивидуального решения проблемы, сумма коллективных штрафных очков – результат решения проблемы в группе. Результаты заносятся в таблицу.
Таблица 1 - Результаты групп
4. Участники сравнивают коллективные результаты с результатами отдельных членов группы; обсуждают различия между ними и их причины; выявляют, что помогало и что мешало работе группы; определяют преимущества и недостатки коллективной работы; пытаются понять, что могло бы улучшить коллективное решение производственных проблем на их рабочих местах, и т. д.
Проблема: кораблекрушение на Луне.
Ваш космический корабль потерпел кораблекрушение на Луне. По плану вы должны были встретиться со станцией, находящейся на расстоянии 300 км от этого места на освещенной стороне Луны. Все уничтожено, кроме коробка спичек, пищевых концентратов, 20 м нейлонового шнура, шелкового купола парашюта, переносного обогревателя на солнечных батареях, коробки сухого молока, двух баллонов с кислородом по 50 кг, звездной карты лунного небосклона, самонадувающейся спасательной лодки, компаса, 25 л воды, сигнальных ракет, аптечки первой помощи с инъекционными иглами и приемопередатчика с частотной модуляцией на солнечных батареях.
Жизнь экипажа зависит от того, сможет ли он добраться до станции. Ваша задача: выбрать наиболее необходимые предметы для преодоления пути в 300 км. Вы должны расположить перечисленные 14 предметов в порядке их значимости для сохранения вашей жизни. Номером 1 обозначьте наиболее значимый предмет, а номером 14 – наименее значимый.
Ответ
Таблица 2 - Правильное решение проблемы кораблекрушения на Луне
Предмет | Правильный номер | Пояснения специалистов |
... |
Задание 3 «Сокращение трудовой пассивности»
Цель.
Получить опыт разработки способов воздействия на группу с целью сокращения возможностей проявления трудовой пассивности. Задание.
Разработать план действий по сокращению трудовой пассивности группы продавцов. Ситуация.
Вы – менеджер оптово-розничного магазина, занимающегося продажей строительных материалов и других товаров для оформления интерьера дома (пиломатериалов, сантехники и т. д.) как коммерческим заказчикам, так и индивидуальным покупателям.
Сотрудники магазина организованы в три группы.
1. Группа из шести кассиров, которые проверяют продукты, отобранные покупателями на местах.
2. Группа из пяти продавцов, помогающих посетителям находить необходимые им товары на полках. Кроме того, они расставляют товары по полкам и пополняют запасы.
3. Группа из четырех сотрудников, которые обслуживают оптовых покупателей.
Заработная плата у всех сотрудников пропорциональна числу отработанных часов.
Кассиры и продавцы получают минимальную ставку, а сотрудники, работающие с оптовыми покупателями, получают полуторную минимальную ставку.
Вы удовлетворены работой кассиров и сотрудников по работе с оптовыми клиентами, однако у вас создалось впечатление, что продавцы на местах прилагают мало усилий. В ряде случаев посетители жалуются, что не могут найти необходимые товары, и вы сами их отыскиваете, причем некоторые продавцы в это время не заняты.
Продавцы не кажутся слишком загруженными, и их нагрузка за последнее время не увеличилась, хотя они должны вести учет дополнительной работы, в том числе по раскладке новых товаров и пополнению товаров на полках. Вы часто видите, как члены этой группы болтают друг с другом, выходят покурить за магазин, звонят по личным делам и устраивают больше перерывов, чем им положено.
Задание 4 «Эффективность групповой работы»
На эффективность работы группы существенно влияет ее размер. От него зависит возможность взаимодействия членов группы друг с другом, степень их участия в групповых процессах, вероятность создания подгрупп, соперничество которых может привести к внутригрупповым конфликтам и т. д. Кроме того, следует иметь в виду, что в группах с четным числом членов чаще возникают различные разногласия и конфликты при выполнении задач, чем в группах с нечетным числом членов.
Цель.
Приобрести навыки анализа эффективности групповой работы и факторов, влияющих на нее.
Задание.
Проанализируйте перечисленные ниже эффекты групповой работы и определите, для групп какого размера они характерны, заполнив табл. 4.6.
Таблица 3 - Факторы эффективности групповой работы
Задание 5 «Этапы развития группы»
Цель: Приобрести навыки анализа роли и поведения руководителя группы на различных этапах ее развития. Задание.
Проанализируйте предложенные варианты поведения руководителя и определите, для какого этапа развития группы они характерны, заполнив табл. 4.1.
Таблица 4 - Поведение руководителя на различных этапах развития группы
Варианты поведения руководителя
1. Обеспечивает координацию деятельности специализированных членов группы.
2. Отстаивает свои позиции, утверждает свой авторитет.
3. Принимает участие в выработке правил взаимодействия в группе.
4. Организует работу группы, обеспечивает ее ресурсами.
5. Поощряет или наказывает членов группы по результатам трудовой деятельности.
6. Отстаивает точку зрения группы при взаимодействии с другими группами.
7. Подводит итоги деятельности группы по выполнению целевого задания и вносит предложения о нецелесообразности дальнейшего существования группы.
8. Организует групповые дискуссии для решения сложных групповых проблем.
9. Устраняет внутригрупповые конфликты.
Задание 6 «Формирование управленческих команд»
Для российских компаний в настоящее время важной проблемой становится формирование и эффективное функционирование управленческой команды (команды менеджеров). Об этом говорят неоднократно проводившиеся опросы руководителей компаний (см. журналы «Эксперт», «Секрет фирмы» и др. за 1999–2003 гг.).
Цель: Получить представление о принципах формирования управленческой команды.
Задание: Проанализируйте приведенные в табл. 4.5 формулировки, раскрывающие сущность принципов формирования управленческой команды. Определите, какому из указанных ниже принципов соответствует каждая из них, заполнив табл. 4.5.
Основные принципы формирования управленческих команд.
1. Принцип «дополнения».
2. Принцип «согласия целей».
3. Принцип конкретности, персонификации заданий, ролей, ответственности каждого члена команды.
4. Принцип делового сотрудничества.
5. Принцип обмена информацией.
Таблица 5 - Характеристика принципов формирования управленческих команд
Задание 7. Тест для закрепления знаний и развития логического мышления
Тест будет выдан на занятии
Задание 8. Тест для самопроверки
Тест будет выдан на занятии
Кроссворд