Роль и место Президента Российской Федерации в системе государственной власти




Содержание

 

Введение............................................................................................................... 3

1. Роль и место Президента Российской Федерации в системе государственной власти....................................................................................... 5

2. Назначение выборов Президента Российской Федерации. Выдвижение и регистрация кандидатов..................................................................................... 10

3. Организационное обеспечение и подготовка выборов Президента

Российской Федерации...................................................................................... 12

4. Голосование и определение результатов выборов Президента Российской

Федерации........................................................................................................... 15

Заключение......................................................................................................... 20

Библиографический список............................................................................... 21

 

Введение

 

Институт президентской власти имеет достаточно короткую историю в развитии российской государственности.

Идея об утверждении поста Президента, возникшая в СССР, имела значительно сопротивление части депутатов, которые были за сохранение советской власти. Однако процессы обновления всей государственной системы одержали верх, и в итоге пост Президента СССР в 1990г. был утвержден, и из-за этого произошли существенные изменения в Конституции СССР.

В России утверждение поста Президента решался сложнее. Съезд народных депутатов РСФСР был против его введения, но по инициативе 1/3 депутатов произошел всероссийский референдум, после которого пост Президента был учрежден. И первый Президент Российской Федерации был избран на всенародных выборах 12 июня 1991г.

Конституция РФ 1993г. внесла изменения, затронувшие порядок избрание и статус Президента, процедуру отрешения от должности, его компетенцию и др. Также происходит обновление законодательства.

Только с принятием Конституции РФ 1993г. граждане по-настоящему получили право «избрать и быть избранными». В предыдущие годы выборы являлись безальтернативными, но не отнюдь демократическими.

Актуальность моей темы продиктована тем, что президентство является достаточно молодым институтом в российской политикоконституционной практике. Он вызывает к себе пристальный интерес. Кроме того, ориентироваться в порядке выборов Президента РФ необходимо и с практической точки зрения, ведь в марте 2018г. в России пройдут выборы нового президента.

Объектом работы является деятельность Президента Российской Федерации, складывающиеся в конституционно-правовых основах деятельности Президента РФ и процессе нормативного закрепления статуса.

Предметом работы являются конституционно-правовые нормы, содержащиеся законодательстве, определяющие функции, статус, полномочия и порядок выборов Президента Российской Федерации.

Цель работы является ответить на вопросы, связанные с президентством в РФ, полномочия и порядок выборов.

Из цели вытекают следующие задачи:

- рассмотреть историю выборов Президента РФ;

- узнать роль и место Президента РФ в системе государственной

власти;

- проанализировать основные стадии процесса выборов Президента

РФ;

- на основе всего сделать вывод о проделанной работе.

Методы исследования – метод анализа учебной, научной и юридической литературы разного уровня.

Нормативная база исследования – Конституция Российской Федерации и законодательство Российской Федерации.

Теоретическую базу исследования составляют работы Алексеева С. С., Венгерова А. Б., Иванченко А. В, Казанчева Ю. Д, Лазарева Б. М., Лукашева

Е. А., Черниговского 3. М., Шеремет К.Ф, Шафир М.А. и др.

 

 

Роль и место Президента Российской Федерации в системе государственной власти

 

На данный момент институт президентства в Российской Федерации прошел двадцатишестилетний путь становления и развития. На разных исторических этапах у главы государства были разные полномочия, компетенции, положений в системе органов государственной власти. Институт президентства в России берет свое начало еще в советский период. Большое значение в введении президентства имела политическая обстановка, так как институт создавался под бывших партийных руководителей. Так, Жанат Султанович Тлеубаев отмечает, что «президентство предоставило возможность бывшим партийным лидерам удержать власть и бороться с всесилием коммунистической партии».

Началом российского института президентства стали Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года (в ней провозглашалось намерение создать демократическое правовое государство, закреплялся принцип разделения властей), Закон РСФСР от 24 апреля 1991 года «О выборах Президента Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», а также результаты референдума 17 марта 1991 года (52,45 процента избирателей РСФСР проголосовали за учреждение должности Президента).

12 июня 1991 состоялись первые выборы Президента и вице президента РСФСР на пятилетний срок осуществления полномочий. Тогда, с результатом 57,3 процентов голосов одержали победу Б.Н. Ельцин и А.В. Руцкой. Позднее в следствие реформ, приведших наибольшую часть населения страны к обнищанию, рейтинг Президента не поднимался выше 6 процентов (данные к началу 1996 года). Несмотря на это, на выборах 1996 года Б.Н. Ельцин одержал победу во втором туре с результатом 53,88 процента. Однако кризис президентства был очевиден. 31 января 1999 года

Б.Н. Ельцин в телеобращении заявил о своей отставке и подписал указ об отставке, объяснив свое решение «совокупностью всех проблем», попросив «у граждан России прощения за несбывшиеся мечты и неосуществленные надежды». Назначенный в тот же день исполняющий обязанности Президента В.В. Путин выступил с новогодним обращением к гражданам России и подписал указ о гарантиях Президенту, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи. Президентские выборы состоялись 26 марта 2000 года (в Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12.12.1993г. (далее - Конституция Российской Федерации) закреплено положение о том, что выборы Президента Российской Федерации при досрочном прекращении полномочий проводятся не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий). Победу на них с результатом 52,94 процента в первом туре одержал исполняющий обязанности Президента Российской Федерации – В.В. Путин. 14 марта 2004 года В.В. Путин одержал победу, набрав 71,31 процент голосов. 2 марта 2008 года на выборах победил кандидат от партии «Единая Россия» Д.А. Медведев с результатом 70,28 процентов голосов избирателей. 4 марта 2012 года В.В. Путин (на тот момент действующий председатель Правительства Российской Федерации) одержал победу, набрав 71,31 процент голосов и был избран на пост Президента Российской Федерации на срок осуществления полномочий равный шести годам.

Рейтинги одобрения и доверия Левада-Центра на март 2017 года указывают на то, что деятельность Президента одобряют 82 процента опрошенных. Таким образом, начиная с 1991 года институт президентства Российской Федерации постоянно развивается, все больше и больше поддерживается населением. За двадцатишестилетний путь становления института президентства Российской Федерации в законодательство о выборах были внесены значительные изменения. Например, был определен шестилетний срок полномочий Президента Российской Федерации, расширен перечень документов, представляемых кандидатами при выдвижении, уточнен порядок самовыдвижения. В настоящее время Президент Российской Федерации организует взаимодействие всех ветвей власти, обеспечивает их согласованное функционирование.

Президент Российской Федерации занимает особое место в системе органов государственной власти. Президент РФ не входит ни в одну из отраслей ветви в соответствии с системой разделения властей – ни в исполнительную, ни в законодательную, ни тем более в судебную. Если говорить по Конституции 1993 года, то Российская Федерация имеет республиканскую форму правления.[1] То есть во главе государства стоит избираемый всенародным голосованием Президент. Благодаря Конституции США 1787 года появился институт президентства в современном мире. Она впервые ввела в систему органов государственной власти и закрепила институт выборного государства.

В отличие от глав государств в монархических странах правовое положение президента определяется тем, что пост президента выборный, он избирается на устанавливаемый и определенный Конституцией срок, на международной арене и внутри страны президент выступает от имени парламента или от имени избирателей, т.е. его власть является производной от них, и, наконец, в отличие от отсутствия принципа ответственности монарха, у нас это принцип существует.

Наличие отдельного конституционного поста Председателя Правительства, нас отличает от чисто президентской республики. Но это не препятствует российским исследователям относить Россию к чисто президентским республикам. Президент Российской Федерации, как в чисто президентской республике, избирается на свою должность прямым голосованием избирателей и независимо от парламента, что ставит Президента РФ фактически в независимое положение от других органов государственной власти и парламент.[2] Общей закономерностью России и всех республик, является то, чем дальше процедура избрания президента от парламента, тем его полномочия более реальны и обширны. В России Президент формирует Правительство без учета политических сил в Государственной думе, в отличие от французской модели, где правительство формируется на основе парламентского большинства.

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации - именно на это указывает вторая часть статьи 80. Данное положение означает, что глава государства должен контролировать соблюдение конституционных норм всеми органами государственной власти, накладывать вето и не подписывать законы, противоречащие Конституции, приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, отменять распоряжения и постановления Правительства Российской Федерации, если вышеперечисленные нормативно-правовое акты противоречат Конституции Российской Федерации. Также Президент имеет право обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с целью толкования определенных положений

Конституции или направлять в Конституционный Суд Российской Федерации запросы с целью определения конституционности различных нормативно-правовых актов.

Конституционные должности Президента состоят в том, что он является главой государства, Председателем Совета безопасности РФ и Верховным главнокомандующим Вооруженными силами РФ.

На Президента Российской Федерации возложена также обязанность гаранта прав и свобод человека и гражданина, которую он исполняет посредствам издания указов и внесения в Государственную Думу Российской Федерации законопроектов (ст. 84 ч. «Г» Конституции Российской Федерации), направленных на защиту правового положения личности или определенных групп населения в порядке законодательной инициативы; назначения референдума (ст. 84 ч. «В» Конституции Российской Федерации), решения вопросов предоставления политического убежища и гражданства Российской Федерации (ст. 89 ч. «А» Конституции Российской Федерации), осуществления помилования (ст. 89 ч. «В» Конституции Российской Федерации). Кроме того, Президент Российской Федерации обязан принимать меры по охране суверенитета Российской Федерации. Еще одна важная задача Президента Российской Федерации как руководителя - обеспечение взаимодействия органов государственной власти. Для разрешения конфликтов между государственными органами в процессе их работы, Президент Российской Федерации использует различные средства. Одно из них - согласительные процедуры (статья 85 часть 1 Конституции Российской Федерации), сущность которых заключается в поиске компромисса, удовлетворяющего все стороны конфликта, и достижении взаимного согласия. В случаях, когда с помощью согласительных процедур данный результат не достигается, Президент Российской Федерации в праве передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Предусмотрены также процедуры, совместного формирования определенных органов государства (так, состав Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации, Государственной Думой и Советом Федерации).

Обязанностью Президента Российской Федерации, закрепленной в четвертой части статьи 80, является также представление Российской Федерации внутри страны и в международных отношениях, которую он осуществляет с помощью полномочий, указанных в статье 86 Конституции Российской Федерации, например, с помощью определения направлений внутренней и внешней политики в ежегодном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию не только внутри страны, но и на международной арене. От имени государства он может признавать текст международных договоров и ратифицировать их. Президент Российской Федерации реализует определенные им самим политические цели и активно влияет на внешнюю политику. Согласно статье 91 Конституции Российской Федерации Президент обладает неприкосновенностью. Это положение распространяется на помещения и транспортные средства Президента; работу Президента и обеспечивающий её персонал; личность Президента и членов его семьи, включая супругу и проживающих с ним детей. Попытка нарушения неприкосновенности Президента Российской Федерации карается в соответствии со статьей 278 Уголовного кодекса Российской Федерации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: