При реализации товаров предприятие оптовой торговли все отношения оформляются правовыми документами. Основным соглашением товаров, является договор купли-продажи (где поставщик обязуется поставить товар в определенный срок, количестве и ассортименте, а покупатель принять и оплатить его).
Анализ оптового товарооборота должен проводиться по каждому покупателю в отдельности. Оптовые предприятия с каждым покупателем заключают договоры купли-продажи товаров. При анализе проверяют выполнение оптовым предприятием договорных обязательств по общему объему, количеству, ассортименту и качеству товаров, срокам их отгрузки, условиям транспортировки и разрабатывают меры по улучшению снабжения товарами покупателей за полученный товар.
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам товара.
Анализ выполнения договоров поставки важен, так как ритмичное и равномерное выполнение договорных обязательств, как поставщиками, так и покупателями, оказывают положительное влияние на формирование конечного финансового результата исследуемого предприятия.
ОАО «Примцветметторг», в зависимости от срока действия договора, заключает как краткосрочные, так и долгосрочные договоры купли-продажи.
В удельный вес краткосрочных договоров составляет 14,3 %, а долгосрочных – 85,7 %. Это свидетельствует о том, что предприятие в основном заключало долгосрочные договора, что положительно сказалось на его работе, так как снижаются затраты и риск на поиск новых покупателей.
Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке товара оказывает влияние на объем реализации (таблица 4.).
|
Таблица 4.6
Анализ выполнения договорных обязательств
по отгрузке товара в ОАО «Примцветметторг»за январь 2001г.
(тыс. руб.)
Изделие | Потребитель | План поставки по договору | Фактически отгружено | Недопостав-ки продукции | Зачетный объем в пределах плана |
Окорока куриные | 1. ООО "Ривьера" | -10 | |||
2. ОАО "Сихали" | |||||
3. ООО "Алгос" | |||||
Хрящи свиные | 1. ООО "Сихали" | ||||
2. ОАО "Ривьера" | |||||
ИТОГО | -10 |
Важным показателем, характеризующим выполнение обязательств по договорам поставки является процент выполнения плана договорных обязательств.
Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам (ОПпл) и его не выполнением (ОПн) на плановый объем (ОПпл):
или 90 % (4.13)
Приведенный расчет показывает, что за отчетный месяц недопоставлено товара по договорам на сумму 10 тыс. руб. или на 10 %, в результате чего планируемый объем реализации уменьшился на 10 тыс. руб.(таблица 4.).
Недопоставка товара отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий – смежников, транспортных организаций и т.д.
Особое внимание при анализе реализации следует обращать на выполнение обязательств по оплате поставленного товара. В процессе анализа необходимо изучить причины увеличения неоплаченных остатков продукции, отгруженной покупателям. Если сроки оплаты еще не наступили, то это нормальное явление. Просроченная же задолженность покупателей за товары затрудняет финансовое состояние предприятия, поэтому надо принимать все возможные меры для ее взыскания.
|
Вследствие несовпадения моментов реализации товаров и их оплаты возникает так называемая дебиторская задолженность, то есть задолженность покупателей за отгруженные продукцию и товары. Эта задолженность образуется во время реализации и превращается в денежные средства по истечении определенного времени. Анализ дебиторской задолженности очень важен для предприятия, так как позволяет следить за ее состоянием и движением и не допускает возникновения сомнительной и безнадежной задолженности, а также помогает отслеживать сроки погашения дебиторской задолженности. Просроченная дебиторская задолженность отрицательно сказывается на финансовой устойчивости предприятия, так как извлекает из оборота свободные денежные средства.
В таблице 4.?. представлена дебиторская задолженность за исследуемый период по срокам возникновения.
Таблица 4.7
Сроки возникновения дебиторской задолженности
в ОАО «Примцветметторг» за 2001 г.
(тыс. руб.)
Срок | На начало года | На конец года | Отклонение |
до 30 дней | 185,070 | 4,658 | – 180,412 |
31 – 60 дней | – | – | – |
61 – 90 дней | – | – | – |
91 – 120 дней | – | – | – |
свыше 120 дней | – | – | – |
Всего: | 185,070 | 4,658 | – 180,412 |
Приведенные данные в таблице 4.? показывают, что срок возникновения всей дебиторской задолженности до 1 месяца, что положительно казалось на деятельности предприятия, так как позволило получать средства за товары и оказанные услуги уже в течение одного месяца.
|
Для оценки дебиторской задолженности важно знать не только сроки возникновения и погашения дебиторской задолженности, но и те показатели, которые характеризуют использование этой задолженности. К таким показателям относятся:
(4.14)
СДз – показатель скорости оборота дебиторской задолженности;
– средняя дебиторская задолженность;
К – количество дней в периоде;
Пз – сумма погашенной дебиторской задолженности.
то есть, за сколько дней происходит погашение дебиторской задолженности
(4.15)
где: КДз – коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности;
Пз – сумма погашенной дебиторской задолженности;
– средняя дебиторская задолженность;
то есть скорость, с которой дебиторская задолженность оборачивалась и поступали сырье и товары (измеряется в разах).
(4.16)
где VДз – объем дебиторской задолженности, приходящийся на 1 рубль реализации;
– средняя дебиторская задолженность;
Р – объем реализации.
Рассмотрим изменение показателей эффективности использования дебиторской задолжности в таблице 4.?.
Таблица 4.8
Изменение показателей использования
дебиторской задолженности в ОАО «Примцветметторг» на за 2001 г.
(тыс. руб.)
Показатели | На начало года | На конец года | Изменение |
Оборачиваемость дебиторской задолженности (дни) | 41,01 | 20,00 | - 21,01 |
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (раз) | 8,95 | 79,87 | + 70,92 |
Дебиторская задолженность на один рубль реализации (тыс. руб.) | 0,17 | 0,001 | - 0,169 |
Приведенные данные в таблице 4.8 показывают, что оборачиваемость дебиторской задолженности на конец года ускорилась на 20,01 дня, что положительно сказалось на деятельности предприятия – сократился срок погашения дебиторской задолженности. Коэффициент оборачиваемости увеличился на 70,92 раз, что свидетельствует об улучшении ситуации с возвращением денежных средств. Количество рублей дебиторской задолженности на один рубль реализации снизился на 0,169 тыс. руб., что также свидетельствует об улучшении хозяйственной ситуации. Таким образом, показатели, характеризующие использование дебиторской задолженности улучшились на конец года по сравнению с началом – значит, предприятие грамотно управляет этой задолженностью.
Таким образом, рассмотрев состояние и структуру дебиторской задолженности и исчислив показатели ее использования на исследуемом предприятии, целесообразно сравнить данные показатели с показателями, характеризующими использование кредиторской задолженности.
Если условиями договора предусматривается предоплата, то есть товар еще не отгружен, а оплата произведена полностью или частично, или по каким-то причинам был произведен возврат оплаченного ранее товара, то на предприятии возникает кредиторская задолженность. Она представляет собой временно привлеченные в оборот предприятия чужие средства.
Рассмотрим изменение кредиторской задолжности по периодам (таблица 4.*).
Таблица 4.9
Изменение кредиторской задолженности в ОАО «Примцветметторг»
за 2001 г.
тыс. руб.
Месяцы | Оборачиваемость | Погашение | Превышение |
Январь | 300,1 | 188,55 | + 11,55 |
Февраль | 88,39 | 64,95 | +23,45 |
Март | 142,74 | 110,5 | +32,24 |
Апрель | 321,1 | 294,68 | +26,42 |
Май | 366,19 | 387,54 | -21,35 |
Июнь | 363,28 | 378,23 | -14,95 |
Июль | 363,86 | 320,78 | +43,08 |
Август | 364,73 | 287,4 | +77,33 |
Сентябрь | 368,71 | 381,7 | -12,99 |
Октябрь | 300,23 | 374,35 | -74,119 |
Ноябрь | 307,36 | 380,83 | -73,47 |
Декабрь | 377,559 | 390,58 | -13,02 |
Всего | 3664,25 | 3560,08 | -104,17 |
Приведенные данные (таблица 4.9) показывают, что образование кредиторской задолженности превышает ее погашение в целом на 104,17 тыс. руб. В основном за счет превышения в январе на 115,55 тыс. руб., в августе на 77,33 тыс. руб., в июле на 43,08 тыс. руб., в марте на 32,24 тыс. руб., в апреле на 26,42 тыс. руб. и в феврале на 23,45 тыс. руб.
Увеличение задолженности отрицательно сказалось на финансовом состоянии предприятия, поэтому требует в следующем отчетном периоде отвлечения большей суммы средств из оборота. Резерв погашения кредиторской задолженности – своевременное и полное погашение покупателями их задолженности, а также использования банковского кредита (но не в большой доли, чтобы покрыть проценты по его использованию).
Изменение кредиторской задолжности по покупателям представлены в таблице 4.*.
Таблица 4.10
Изменение кредиторской задолженности в ОАО «Примцветметторг»
за 2001 г.
Покупатели | Образование | Погашение | Остаток |
ОАО "Сихали" | 1722,125 | 1644,0 | -78,125 |
ООО "Ривьера" | 123,537 | 123,537 | - |
ООО "Алгос" | 1560,0 | 542,694 | -1017,306 |
прочие поставщики | 258,588 | 249,849 | - 8,739 |
Всего | 3664,250 | 3560,080 | - 104,170 |
Проанализированные данные таблицы 4.10 показывают, что непогашенная задолженность анализируемого предприятия на конец года составила 104,170 тыс. руб. Эта задолженность в основном перед ООО "Алгос" в сумме 1017,306 тыс. руб., кроме того, на 8,739 тыс. руб. не погашены долги перед прочими покупателями.
Таблица 4.11
Изменение показателей эффективности использования
кредиторской задолженности в ОАО «Примцветметторг» за 2001г.
(тыс. руб.
Показатели | На начало года | На конец года | Изменение |
Оборачиваемость кредиторской задолженности (дни) | 8,7 | 8,2 | - 0,5 |
Сколько кредиторской задолженности на рубль реализации | 40,3 | 44,7 | + 4,4 |
Проанализированные данные таблицы 4.11 показывают, что оборачиваемость кредиторской задолженности на конец года ускорилась на 0,5 дня, что отрицательно сказалось на финансовом состоянии предприятия, уменьшило срок погашения кредиторской задолженности. Количество рублей кредиторской задолженности на один рубль реализации увеличилась на 4,4 рубля, что увеличило объем нашего кредитования.
Таким образом, рост кредиторской задолженности предприятия на конец года, а также то, что оборачиваемость дебиторской задолженности медленнее почти на 12 дней оборачиваемости кредиторской задолженности показывают, что у предприятия неблагоприятные условия расчетов с покупателями возвращает свои долги чаще, чем получает оплату за реализованные товары. Все это характеризует снижение финансовой устойчивости.
Проанализировав состояние дебиторской и кредиторской задолженностей в ОАО «Примцветметторг», можно сделать следующие выводы:
· кредиторская задолженность предприятия на конец года в несколько десятков раз превышает дебиторскую задолженность, что создает угрозу финансовой неустойчивости предприятия, следовательно, необходимо следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности (они должны быть примерно равны);
· показатели, характеризующие эффективность использования дебиторской и кредиторской задолженности, показывают, что краткосрочно заемные средства, а также авансируемые средства используются на предприятии эффективно;
· предприятию необходимо по возможности ориентироваться на увеличение количества покупателей с целью уменьшения риска неуплаты монопольными покупателями;
· анализируемому предприятию необходимо четко отслеживать сроки погашения задолженности кредиторам.