Информационные потребности современного общества и технические возможности




СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫДЕЛОВЫХ

КОММУНИКАЦИЙ

Информационные потребности современного общества и технические возможности

Современное общество не зря называют информацион­ным. В настоящее время существуют настоятельные потреб­ности в представлении и обмене огромных объемов инфор­мации, значительно больших, чем ранее, в индустриальную эпоху. Количество информации, получаемой в результате деятельности множества предприятий, продвигающихсвои продукты, а также полученной с помощью различных устройств,, например, камер наблюдения и всевозможных датчиков, растет ускоренными темпами. В то же время уве­личиваются потребности общества в передаче и обмене этих возросших объемов различных видов информации. Чело­вечество рискует скоро утонуть в информационном океане. Наши способности по сохранению данных превзошли наши способности по их обработке. Это может обернуться кри­зисом эффективности использования накапливаемых мате­риалов. Таким образом, современное общество испытывает острую потребность качественного улучшения информацио­нно-коммуникационных технологий.

Цифровая коммуникативная среда — новая техноло­гическая среда, свойства которой позволяют справиться с возросшими потребностями общества в этой сфере. Пер­вый шаг в создании новой среды был сделан в тот момент, когда были сконструированы первые электронные вычис­лительные машины. Информация в них хранится и обраба­тывается в виде цифровых шифров, что дает возможность обрабатывать ее с помощью компьютерных программ. Про­граммирование осуществляет человек, но функционирова­ние программы, обрабатывающей или передающей данные, уже не требует вмешательства человека и может быть полно­стью автоматизировано. Этот подход позволил на несколько порядков увеличить скорость обработки информации и ее объемы.

Следующим революционным шагом в создании цифро­вой коммуникационной среды явилось создание компью­терных сетей, что позволило обмениваться информацией практически с любыми людьми и организациями.

Такая возможность, в свою очередь, подталкивала чело­веческую мысль в направлении еще большей универсали­зации информации: если с помощью компьютерной сети можно передать информацию сколь угодно далеко удален­ному потребителю, то необходим простой вход в эту сеть для информации от любых устройств, на которых она возникает: фотоаппаратов, видеокамер, датчиков, телевидения*релефо- нов. Технические разработки не заставили долго ждать: поя­вились цифровые фотоаппараты, цифровые видеокамеры, цифровое телевидение и проч.

Произошла цифровая конвергенция — сближение раз­нородных электронных технологий, вызванное необходимостью передачи разных видов информации в компьютерных сетях. В результате прежде разобщенные медиа объедини­лись, перейдя на цифровую систему кодирования, и образо­вались мультимедиа.

Мультимедиа — совокупность компьютерных техноло­гий, одновременно использующих несколько способов пред­ставления информации: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение.

 

Современные технологии распространения информации преимущественно основаны на четырех основных техноло­гиях доставки электронного сигнала до потребителя:

— наземные эфирные вещательные технологии (до 2015 г. будет произведен переход с аналогового на цифровое веща­ние);

— кабельная инфраструктура. С увеличением мобильно­сти пользователей и за счет дальнейшего распространения носимых абонентских устройств кабельная инфраструктура будет уступать свою долю беспроводной;

— спутниковая среда распространения, которая зачастую служит технологическим каналом для распространения на дальние расстояния сигнала для эфирного наземного или кабельного сигнала;

— проводные и беспроводные технологии доставки информации, использующие интернет-протокол.

Результатом функционирования интернета и мультиме­диа становятся новые виды информации, новые сферы ее возникновения и новые возможности использования тради­ционных видов информации.

Информационно-коммуникационная среда переживает период существенных изменений, в результате которых преимущественно одноканальная система распространения информации превращается в систему, в которой каждый может общаться с каждым или с некоторыми одновременно. Возникают совершенно новые феномены, прежде никогда не существовавшие: социальные сети, блоги, индивидуаль­ные масс-медиа и т.д.

Следующий шаг — устройства, сочетающие в себе несколько функций, например, смартфон — smartphone— умный теле­фон — многофункциональное компактное устройство, объеди­няющее в себе функции мобильного телефона и карманного персонального компьютера.

Рост объема информационных массивов, при отсутствии существенного прогресса в развитии поисковых систем, при­вел к появлению проблем в получении нужной информации. Раньше сложности с получением нужной информации были связаны с ее недоступностью, а теперь — с необходимостью переработки слишком больших объемов данных. Техноло­гии поиска, которые совсем недавно позволяли отбирать из информационного потока компактные подборки нужных материалов, теперь создают огромные, малопригодные для анализа объемы данных.

Кроме того, информационно-коммуникационная среда оказывает все большее влияние на многие стороны жизни общества и государства. В результате появилась новая задача — управлять как развитием самой сферы медиа, так и процессами, которые ее изменения порождают в со­циально-политической и экономической сферах жизни общества.

Один из теоретиков цифровой среды — Лев Манович(www.manovich.net), профессор Университета Калифорнии в Сан Диего, ввел термин Новая среда, который соответ­ствует не только компьютерной информации, передаваемой по Интернету, но и определяет общую тенденцию в совре­менной культуре1. Новая среда в силу своих особенностей имеет определенные характерные свойства:

— дешевизна получения информации;

— возможность хранить и передавать огромные объемы информации между разными пользователями персональных компьютеров;

— высокая скорость передачи;

— объединение различных видов информации на основе цифрового представления в единое целое — мультимедиа.

Компьютерная сеть — это система компьютеров, связан­ных техническими каналами передачи информации и обла­дающих программным обеспечением для передачи информа­ции.

С точки зрения пользователя, в сети существуют два вида компьютеров.

Обычные домашние персональные компьютеры — через которые простые пользователи получают информацию и серверы.

Серверы (англ, server— обслуживающее устройство) мощные компьютеры, на которых хранится программное обеспечение и другая информация, например, сайты, блоги и т.д., к которой могут обращаться пользователи сети.

Сервером также называют программу, обеспечивающую выполнение функции организации коммуникаций в сети.

Пользователь просматривает зту информацию с помощью программы — браузера.

Небольшие компьютерные сети, работающие обычно в пределах одного помещения, одного предприятия, называ­ются локальными сетями.

Локальная сеть дает возможность пользователям не только быстрее обмениваться данными друг с другом, но и более эффективно использовать ресурсы объединенных в сеть ком­пьютеров.

С точки зрения организации взаимодействия отдельных элементов локальной сети выделяют два типа таких систем:

• одноранговую сеть (в ней все объединенные компью­теры равноправны);

• сеть с выделенным сервером.

Пользователю одноранговой сети могут быть доступны ресурсы всех подключенных к ней компьютеров (в том слу­чае, если эти ресурсы не защищены от постороннего доступа).

Глобальная сеть связывает между собой многие локаль­ные сети, а также отдельные компьютеры, не входящие в локальные сети. Размеры глобальных сетей не ограничены: могут существовать сети от региональных до всемирных.

Организация связи в глобальных сетях похожа на органи­зацию телефонной связи. Персональный компьютер пользо­вателя сети подключается к определенному узлу сети. Узлы связаны между собой, и эта связь действует постоянно.

Сети, обслуживающие какую-то отрасль государства (образование, науку, оборону и т.п.), называются, отрасле­выми сетями. Если сеть существует в пределах определен­ного региона, то она называется региональной. Если сеть объединяет компьютеры, установленные на предприятиях, принадлежащих одной корпорации — эго корпоративная сеть. Кроме того, существуют социальные сети.

Социальная сеть — интерактивный многопользоаатель-ский веб-сайт, представляющий собой автоматизированную социальную среду и позволяющий общаться rpymieпользо­вателей, объединенных общим интересом, информационное

содержание которого формируется самими участниками сети.

Для организации успешных деловых коммуникаций, рас- читанных на большие аудитории, нужно знать и учитывать особенности таких коммуникаций. Массовая коммуника­ция — процесс передачи информации с помощью техниче­ских средств на численно большие, рассредоточенные ауди­тории.

Одним из важных элементов теории массовой коммуни­кации стало понятие публики или аудитории.

Аудитория (публика) — совокупность людей, которые, в отличие от массы, адекватно осознают свои интересы, активно вовлечены в процесс их реализации и, соответ­ственно, обладают своим публично выражаемым мнением.

Одной из важнейших социально-психологических функ­ций массовой коммуникации является ее способность самоорганизовывать общественное мнение, общественное сознание, которая определяется особенностями аудитории — публично выражаемым в Сети мнением.

Для массовой коммуникации характерны следующие пси­хологические процессы.

1. Интерес, подражание, например, в соотношении усло­вий и образа жизни коммуникантов.

2. Формирование ценностей, неявно обозначенных в масс- коммуникативных процессах, которые, функционируя на личностном уровне, формируют массовое общественное сознание.

3. Идентификация, означающая эмоциональное и смыс­ловое отождествление потребностной сферы человека в соот­ветствии с поступающей извне информацией.

4. Восприятие, понимание, переживание, запоминание, мотивация и ожидания в механизме обращения аудитории к СМК.

5. Формирование интересов и стереотипов массового сознания через установки.

6. Создание коммуникатором СМК условий для реализа­ции феноменов подражания и заражения в массовых прояв­лениях.

7. Формирование слухов с определенным Целями.

8. Мотивация и активизация творческого мышления в группе, например, в корпоративной среде.

Исходя из перечисленных психологических особенностей современных массовых коммуникаций, можно сделать сле­дующий вывод.

Массовая коммуникация как социально-психологический феномен предполагает большую динамику и сравнительно небольшую предсказуемость своих эффектов.

В современных условиях, к которым можно отнести сво­боду слова, право каждого на получение и распространение информации, возможности массовой коммуникации могут быть реализованы с максимальным эффектом в том случае, если соответствующие технологии выстраиваются с учетом психологии массовой коммуникации.

Отличительной чертой массовой коммуникации является ее не однонаправленный характер. Многовекторность мас­совой коммуникации предполагает передачу информации от одного активного источника (коммуникатора) к различ­ным, не связанным друге другом реципиентам. Реципиенты, иногда играющие при приеме информации пассивную роль, все чаще становятся активными коммуникаторами, распро­страняя полученную информацию, руководствуясь интере­сом, подражанием, модой и т.д.

В социально-психологической теории В. М. Бехтерева подчеркивается значимость роли внушения в процессах общения.

Внушение — бессознательный процесс передачи психиче­ских состояний от одного человека к другому или другим без участия их воли.

В. М. Бехтерев подчеркивал значимость роли внушения во взаимодействии лидеров общественного мнения с мас­совыми настроениями и движениями людей. Из его работ следует, что заражение людей определенным эмоциональ­ным состоянием происходит быстрее и эффективнее, чем попытка убедить их с помощью логических умозаключе­ний.

В условиях новой информационно-коммуникационной среды эта роль возросла многократно. Массовая коммуни­кация — это процесс, включающий производство сообщений и их передачу в опосредованном виде, с помощью техниче­ских средств: прессы, радио, телевидения, Интернета, что предполагает общение людей, как членов массы. Интернет объединяет огромное количество пользователей и в силу этого в некоторых случаях какие-то сообщества пользователей проявляют свойства толпы: и в том и в другом случае имеется феномен множества людей, которых часто объеди­няют только эмоции, выражаемые по какому-либо поводу. Данный механизм можно эффективно внедрять при прове­дении PR-кампаний с использованием психотехнологий.

С одной стороны, формирование и совершенствование масскоммуникационных процессов способствует развитию всей цивилизации. С другой стороны, возможности совре­менных средств массовой коммуникации е части воздей­ствия на массовое сознание представляют также определен­ную глобальную проблему.

В теории массовой коммуникации существуют два основных подхода:

1. Человеко-ориентированный подход, который поддер­живал модель минимального эффекта. Суть этого подхода в том, что люди скорее приспосабливают средства массовой коммуникации к своим нуждам и потребностям. Сторонники человеко-ориентированного подхода исходили из того, что люди выборочно воспринимают поступающую информацию. Они выбирают ту часть информации, которая совпадает с их мнением, и отвергают ту, которая в это мнение не укладыва­ется. Среди моделей массовой коммуникации здесь можно выделить конструкционистскую модель Вильяма Гэмсона, «спираль молчания» Элизабет Ноэль-Нойман.

2.Медиа-ориентированный подход. Этот подход основы­вается на том, что человек подчиняется действию средств массовой коммуникации. Они воздействуют на него как наркотик, которому невозможно сопротивляться. Наиболее видным представителем данного подхода является Герберт Маршал Маклюэн1.

Смена исторических эпох рассматривается Г. Маклюэномкак переворот в развитии культуры, как смена типов коммуникации. Новое средство общения, понимаемое Г. Маклюэномкак технологическое продолжение органов человече­ского тела, оказывает обратное воздействие на человека. Полностью меняется весь сенсорный баланс — соотношение органов чувств в восприятии действительности, жизненный стиль, ценности, формы организации общества.

Так, no Маклюэну, современная эпоха начинается с появления электричества. С помощью средств массовой комму­никации электричество мгновенно связывает людей до обра­зования глобального пространства, где все оказывается взаимосвязанным. Любой участник общения имеет возмож­ность связываться с неограниченным числом реципиентов, принимающих информацию. Средства массовой коммуника­ции начинают выполнять функции идеологического, поли­тического влияния, организации, информирования, просве­щения, развлечения, поддержания социальной общности.

Далее, средства массовой коммуникации формируют свое, мифологическое пространство. Появляется убеждение, что средства массовой коммуникации вездесущи, всемо - гущи, всезнающи. Через средства массовой коммуникации потребитель проникается иллюзией собственной исклю­чительности, проницаемости, просвещенности. Поколение потребителей СМК, по мнению Г. Маклюэна, с одной сто­роны — творец настоящего, а с другой — его жертва.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: