Именно особенности Интернета определяют его огромный потенциал и все возрастающую роль в современном мире.
Интернет является таким техническим средством и каналом коммуникации, который характеризуется отсутствием централизованной организационной структуры. Именно это обусловливает отсутствие в Сети общей для всех цензуры и распространение в ней информации случайным образом.
Также этот канал характеризуется большой скоростью распространения информации. Так, появившееся на информационном сайте сообщение может быть мгновенно распространяемо дальше сетевыми изданиями, а затем даже печатными и использовано телевизионными новостными программами.
Еще одна важная особенность — размещение информации в Сети и ее распространение не требует значительных материальных затрат.
Обобщая данные разных исследований по изучению интернет-аудиторий, можно сделать вывод, что большой процент аудитории Интернета составляют активные слои населения, которые участвуют в процессе принятия решений.
Коммуникация в Интернете интерактивна. Это подразумевает возможность активного взаимодействия между сторонами – участниками коммуникации.
Интерактивность означает возможность вступать в прямой диалог с пользовательской аудиторией, а также то, что представители данной аудитории также могут общаться между собой.
Интерактивность позволяет получать быструю обратную связь, вовремя анализировать сложившуюся ситуацию и своевременно реагировать в случае необходимости.
Психологическая предрасположенность пользователей Интернета к получению информации, их настроенность на это способствует более позитивному восприятию и высокой воспринимаемости сообщений.
Возможность быстрого поиска нужной информации. Возможность оперативного получения информации, которая обеспечивается наличием информационно-поисковых систем, является одной из важнейших особенностей современной цифровой среды.
Развитие этой возможности произошло постепенно. Самым важным шагом стало создание гипертекстового проекта — «Всемирной паутины» WorldWideWeb. Гипертекстовые документы в предложенной модели имеют связь в виде гиперссылок. Эти связи заложили большие возможности для поиска информации.
Следующий важный шаг — это аппаратно-программный комплекс, применяемый для добавления сайтов в электронный каталог (индекс). Индексация сайтов явилась следущей возможностью, облегчающей и ускоряющей поиск информации. Индекс (каталог) является основой для функционирования информационно-поисковых систем.
Информационно-поисковая система — это программный комплекс, обеспечивающий поиск и отбор необходимых данных в специальной базе с описаниями источников информации (индексе) на основе информационно-поискового языка и соответствующих правил поиска.
Главной задачей любой информационно-поисковой системы является поиск информации, релевантной информационным потребностям пользователя.
Релевантность — эго соответствие результатов поиска сформулированному запросу.
23 сентября 1997 г. была официально анонсирована поисковая система Yandex, самая популярная в русскоязычной части Интернет.
История поисковых систем напрямую сняла на с возникновением гипертекстового проекта, известного под названием «Всемирной паутины» WorldWideWeb, который был предложен в 1989 г. учеными из Европейской лаборатории по ядерным исследованиям(CERN, Швейцария) Тимом Бернерсом-Ли и роббером Кайо. С модели гипертекстовых документов (связанных между собой гиперссылками) началось стремительное расширение аудитории Сети, а также лавинообразный рост объемов публикуемой в ней информации, что привело к необходимости изобретения систем поиска и ориентации в широком ноле информации.
Результатом стало появление первых поисковых машин: в 1993 г. — Wandex (разработчик — Метью Грей из MIT), Aliweb— в 1994 г. Основой поисковых систем был аппаратно-программный комплекс, применяемый для добавления сайтов в электронный каталог. Aliweb, по сути, заложила стандарт поиска, используемый но сей день, где технологическим решением является роботизированная индексация (каталогизация) ресурсов по ключевым словам. Первой кириллической системой поиска стала американская «AltaVista, а в 1996 г. были запущены первые отечественные поисковые системы — «Rambler.ni» и «Aport.ru». В 1997 г. была запущена поисковая система «Яндекс» и началась эпоха конкуренции поисковых систем.
Международная поисковая система Googleначата свою работу в 1997 г. Компания Google разработана собственную поисковую машину, которая дат пользователям возможность осуществлять качественный поиск с учетом морфологии, ошибок при написании слов, а также повысить релевантность в результатах выдачи запросов. Согласно данным, полученным в результате исследования, проведенного маркетинговой группой «NewmannBauer» https://www.nbmarketiiig.ru/poisksystem/в 2010 г., компания Googleобрабатывает более 40 млрд запросов в месяц, что соответствует 62,4% всех поисковых запросов в мире. В русскоязычном сегменте Интернета Googleзанимает второе место вслед за «Яндексом»1.
В настоящее время существует три основных международных поисковых системы — Google, Yahoo и MSN Search, которые имеют собственные базы и алгоритмы поиска. Большинство остальных поисковых систем использует в том или ином виде результаты трех перечисленных поисковых систем. Например, поиск AOL (search.aol.com) и Mail.ru используют базу Google, AltaVista, Lycosи AllTheWeb— базу Yahoo. В России основной поисковой системой является Яндекс, за ним идут Rambler, Google.ru, Aport. Mail.ru и KM.ru2.
Таким образом, Интернет создал электронное коммуникативное пространство, которое в отличие от печатного или эфирного практически не ограничено. Здесь может быть размещено сколько угодно много информации, объем которой не будет ограничен рамками времени или количеством печатных знаков..
Онлайн — (англ, online— термин, дословный перевод которого будет означать — находящийся в состоянии подключения), как правило, к Интернету — подключенный в данный момент, но может иметь значение «подключенный» к другой сети.
В отношении Интернет термин онлайн будет означать «подключенный к сети Интернет», тот, кто функционирует в данный момент времени при подключении к Интернету. Может применяться в отношении компьютеров, смартфонов, планшетов и т.д., т.е. online будет означать, что тот или иной из них подключен к сети Интернет.
Под этим термином понимаются также такие явления: «происходящее в Интернете», «существующее в Интернете».
Online может также означать «подключенный к социальной сети» или к локальной сети организации.
Рассмотрим теперь структуру сети Интернет, т.е. всемирной системы объединенных компьютерных сетей.
Каждая компьютерная сеть, входящая в Интернет, имеет связь с другими сетями. Для этого один из серверов — узлов сети выполняет функцию шлюза или маршрутизатора. Он соединяется линией связи с аналогичными узлами других сетей.
Потребность в шлюзе существует лишь в том случае, если в связываемых сетях используются разные протоколы (формальный способ представления данных).
Протокол — формализованный набор правил представления информации для обмена ею между техническими устройствами в сети.
Для связи и обмена информацией в Интернете используются два основных протокола — TCP (Transmission Control Protocol) и IP (Internet Protocol). Хотя каждая сеть может работать по-своему, эти протоколы предоставляют им возможность и способ обмена информацией.
Каждый из двух протоколов выполняет свои функции. TCP разбивает информацию на пакеты на компьютере отправителя, а затем на компьютере получателя собирает вместе пришедшие туда пакеты.
Internet Protocol фактически выполняет передачу информации и определяет наилучший маршрут от одного компьютера к другому. Каждый компьютер в сети Интернет имеет свой уникальный IP-адрес, построенный по специальным правилам, что позволяет быстро и однозначно идентифицировать получателя сообщения.