С.П. Кутьмин
Характер и характерность
В пособии рассматривается один из основных разделов обучения актера – «характер и характерность». Даются определения понятий «характер» и «характерность», разновидности характерности, некоторые способы и приемы овладения этими элементами актерского мастерства. Пособие предназначено для студентов режиссерской специализации, преподавателей актерского мастерства, руководителей театральных коллективов.
Оглавление
Введение
Глава 1. Характер и характерность
1.1. Единство характера и характерности
1.2. Актерский штамп
1.3. Характер – действие - обстоятельства
Глава 2. Изучение человеческой характерности и ее разновидностей
2.1.Характерность врожденная
2.2. Характерность возрастная
2.3. Характерность национальная
2.4. Характерность историко-бытовая
2.5. Характерность социальная
2.6. Характерность профессиональная
2.7. Характерность индивидуальная
2.8. Характерность сказочная
2.9. Характерность актерская и ее преодоление
Глава 3. Роль наблюдения в процессе поиска характерности
3.1.Элементы актерского мастерства и характерность
3.2.Упражнения и этюды
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Данное методическое пособие появилось в результате обобщения большого педагогического и актерского опыта, накопленного за годы работы в театре и на кафедре режиссуры и актерского мастерства. В последнее время в современном театре появилась тенденция постепенного ухода от характерности и замены этого процесса придуманными трюками, приспособлениями, приемами, выдаваемые актерами за характерность. Задача этого пособия – нацелить начинающих актеров на поиск и овладение характером и характерностью, так необходимой в процессе создания образа.
|
В реальной жизни, действуя в различных жизненных ситуациях, сталкиваясь с незнакомыми людьми, человек меняется, становится как бы другим. Существует тип людей, которые, преображаясь, подражают какому-то знакомому человеку. К примеру, находясь в какой-либо ответственной ситуации (в незнакомой аудитории, компании, на приеме у начальства), эти люди робеют, боятся быть самими собой и начинают бессознательно подражать поведению старшего брата, знакомого, друга — кого-то, кто в жизни более самостоятелен, чем они сами. Многообразие заложено в самой природе человека. Вот как об этом говорит один из персонажей пьесы Л.Пиранделло: «Каждый из нас напрасно воображает себя «одним», неизменно единым, цельным, - в то время как в нас «сто», «тысяча» и больше видимостей... словом, столько, сколько их в нас заложено. В каждом из нас сидит способность с одним быть одним, а с другим - другим!» (14.- С.20)
Поведение человека зависит от тех требований, которые налагают на него окружающие его люди, обстоятельства. Согласно этим требованиям он и действует. Меняется окружение, меняется и поведение человека. При этом одни люди меняются значительно, как бы надевают маску другого человека, другие - «чуть-чуть». Это свойство изменчивости человека и лежит в основе творческого перевоплощения актера. В жизни оно неуправляемо. Мы не думаем, какими мы будем в тех или иных обстоятельствах. Работая над ролью, мы сознательно подводим себя к моменту перевоплощения.
|
Цель актерского искусства – создание сценического образа, характера другого человека, подчиненного художественным законам спектакля.
К.С.Станиславский опираясь на свойство человека меняться, направляет актера на поиск в самом себе творческих сил и способностей создавать разнообразные сценические характеры. Воспитание актера - это воспитание в нем умения тренировать свою способность меняться, оставаясь самим собой. И это значит, что мы с первых шагов воспитания актера, должны искать пути к решению сложной задачи создания образа. Мы выделяем в этом процессе три основных этапа:
- Развитие органов восприятия, наблюдательности
- Наблюдения за животными и вещами.
- Наблюдения за людьми
Цель педагога по актерскому мастерству – подготовить ученика к процессу познания окружающего мира и постоянного наблюдения за людьми – так как это основа творческого процесса. Студент должен последовательно освоить все этапы работы над собой и над ролью. Для этого на 1 и 2 курсах вводится раздел «Наблюдения». Нельзя скакать через две - три ступени, стараясь «добежать до образа» как можно быстрее. Педагогу необходимо проявить терпение в этом процессе. Все что мы делаем и над чем работаем, подчиняется определенным законам творчества и требует мастерства со стороны педагога, логики и последовательности в достижении цели.
Задачи, которые мы ставим перед студентами: научиться находить, методом отбора и анализа, характерные черты, присущие конкретному лицу в разных предлагаемых обстоятельствах и использовать наблюдения в своей сценической деятельности. Студент, как будущий художник, должен воспитывать в себе способность (умение) в любой момент «поймать», заметить, воспроизвести, заинтересовавшую его характерность. Причем, не создавать ее в своем воображении, не выдумывать, а наблюдать и находить в окружающей нас действительности. Готовность к характерности необходимо тренировать. Этим мы должны заниматься в первые годы обучения, еще до встречи с ролью.
|
Итак, характерность требует реабилитации. В этом методическом пособии мы попытаемся проследить способы овладения таким важнейшим элементом актерского мастерства как характер и характерность.
Глава 1.
Характер и характерность.
Полнокровный сценический образ, созданный талантом актера, в полной мере должен обладать и характером и характерностью. В чем сущность этих понятий? В чем их общность и различие? В переводе с греческого «характер» – это «чеканка», «примета». Действительно, характер – это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе. Подобно тому, как индивидуальность личности проявляется в особенностях психических процессов (хорошая память, богатое воображение, сообразительность и т.д.) и в темпераменте, она обнаруживает себя и в чертах характера.
«Характер - внутренняя сущность человека, индивидуальный склад его мыслей и чувств. Характер - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении. Черты характера в большинстве своем формируются в детстве, и сохраняются у человека, мало изменяясь, в течение всей его жизни. Характер человека проявляется не только в поступках, в работе, но и в человеческих отношениях. В понятие «характер» долгое время входил и «темперамент» человека, но в последнее время эти понятия разведены как наиболее близкие друг другу по своему содержанию, но разных по своему выражению. Чем характер человека отличается от его темперамента?
Темперамент человека является врожденным, а характер – приобретенным.
Темперамент определяется биологическими особенностями организма человека, а его характер – социальной средой, в которой он живет и развивается.
Темперамент человека определяет его особенность психики и поведения, в то время как характер – содержание его поступков (этических, моральных и т.п.)
О темпераменте человека нельзя, например, сказать, что он хороший или плохой, в то время как к оценке характера определения вполне подходят.
Применительно к описанию темперамента человека пользуются термином «свойства», а по отношению к характеру – термином «черты».(13.С.-432).
Характер выражается в характерности (сценической). Характерность - есть способ выявления характера, его внешняя форма. В современном сценическом искусстве эти два понятия - характер и характерность, нерасторжимы и рассматриваются как единое целое. Это не только внешние особенности изображаемого лица, а, прежде всего его внутренний, духовный склад, который проявляется в особом качестве действия, осуществляемого актером на сцене.