Расположение членов семьи, особенности их взаимодействия.




а) семья нарисована в полном составе, с соединенными между собой руками, или семья занята одним делом – все это признак сплоченности, эмоционального благополучия семьи, включенности ребенка в эту ситуацию.

б) на низкий уровень эмоциональных связей в семье могут указывать такие признаки как:

- разобщенность членов семьи на рисунке;

- большое расстояние между ними;

- помещение между ними различных предметов или стены, например, отец – газета, мать – плита или гладильная доска.

Особо неприятные персонажи помещаются в рамку или рисуются отдаленно от остальных. Если ребенок нарисовал себя в стороне от других, это свидетельствует о чувстве отчужденности.

в) если члены семьи вовлечены в какую-нибудь соревновательную игру, например, игру в мяч – это обозначает, что ребенок признает существование связи, взаимного интереса между ними, а также наличия соперничества за влияние в семье.

Мяч, находящийся между двумя или несколькими персонажами указывает на баланс любви и соперничества.

Мяч возле головы одного из персонажей означает, что ребенок признает за ним активную, решающую роль в семейной жизни.

Мяч лежит или подпрыгивает возле ноги какого-нибудь персонажа – неадекватная роль этого персонажа в процессе соперничества.

1. Последовательность и особенности рисования членов семьи.

а) наиболее значимый персонаж рисуется первым, большего размера, чем все остальные, более тщательно и детализированнее, дольше всех остальных. В процессе рисования ребенок может возвращаться, подправлять и дополнять его.

б) отрицательное отношение к какому- либо члену семьи может выражаться через недетализированное или неполное (без каких-либо частей тела, например) изображение. Использование штриховки для изображения персонажа может обозначать наличие конфликтов в отношении с ним или отсутствии аффективных связей. Так же можно объяснить и паузы, сомнения перед рисованием какого-либо персонажа.

в) величина фигуры рисовальщика по сравнению с другими фигурами может быть разной. Если она больше или наравне с другими, то это трактуется либо как признак соревнования за родительскую любовь с другим родителем или братом-сестрой. Если же фигура автора меньше остальных, что не слишком соответствует реальности, то это признак чувства незначительности или требование заботы со стороны родителей. По тому, как или в каком стиле ребенок рисует себя (насколько он напоминает других персонажей), можно установить, с кем он себя идентифицирует, соответствует ли это его полу.

4. Символика рисунка:

а) грязь (сваленные в кучу, грязные листья в саду, грязные пятна на полу и т.п.) – символ внутреннего беспокойства ребенка из-за неприятных для него моментов: дисгармония, действия и поведение, вызывающие у него чувство вины и т.д.;

б) вода, лед, дождь, звезды, холодильник и все, что касается холода – символ депрессивного настроения в данный момент или в потенции. Об этом же могут свидетельствовать кровати и лежащие на них спящие или больные люди, если ребенок идентифицирует себя с ними;

в) символы соперничества: спортивные игры или оборудование, дерущиеся кошка с собакой;

г) цветы или бабочки – символ реального или желаемого спокойствия или безмятежности;

д) шарики, бумажные змеи – символ чувства давления, от которого ребенок пытается избавиться;

е) символы агрессии: детская кроватка или клетка, как символ «пленения», лишения свободы, наказания (например, младший братик в кроватке). Здесь же – барабан, оружие, молот, мотыга или грабли, дикие животные (например, при посещении зоопарка);

ж) дорожные знаки – символ сдерживания эмоций, подчинения правилам, навязанным ребенку в большей степени школой;

з) символы власти и угрозы: метла, выбивалка для одежды, пылесосы, грузовики, промышленная техника (экскаваторы, краны), поезда, огромные, нависшие над головой здания;

и) изображение опасных для жизни предметов между персонажами (оружие, даже игрушечное, ножницы, столовые ножи и т.д.) – символ агрессивности, существование фактора соперничества.

Методика диагностики родительского отношения (А.Я.Варга и В.В.Столин)

 

 
Назначение методики Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Структура опросника Опросник состоит из 5 шкал: 1. " Принятие-отвержение". Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его. 2. "Кооперация" - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах. 3. "Симбиоз" - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так - родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда. 4. " Авторитарнаягиперсоциализация" - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами. 5. " Маленький неудачник" - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия. Текст опросника 1. Я всегда сочувствую своему ребенку. 2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок. 3. Я уважаю своего ребенка. 4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы. 5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от ре­альных жизненных проблем, если они его травмируют. 6. Я испытываю к ребенку чувство расположения. 7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни. 8. Мой ребенок часто неприятен мне. 9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку. 10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу. 11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку. 12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни. 13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком. 14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят. 15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый. 16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне. 17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как "губка". 18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании. 19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек. 20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом. 21. Я принимаю участие в своем ребенке. 22. К моему ребенку "липнет" все дурное. 23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни. 24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось. 25. Я жалею своего ребенка. 26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям. 27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время. 28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким. 29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку. 30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни. 31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него. 32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка. 33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка. 34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка. 35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав. 36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться. 37. Я всегда считаюсь с ребенком. 38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства. 39. Основная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень. 40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком. 41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство. 42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее. 43. Я разделяю увлечения своего ребенка. 44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно. 45. Я понимаю огорчения своего ребенка. 46. Мой ребенок часто раздражает меня. 47. Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка. 48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер. 49. Я не доверяю своему ребенку. 50. За строгое воспитание дети благодарят потом. 51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка. 52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств. 53. Я разделяю интересы своего ребенка. "Ключ" к опроснику 1. Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20,24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60. 2. Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36. 3. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58. 4. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59. 5. "Маленький неудачник": 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61. Порядок подсчета тестовых баллов При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ "верно". Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как: — отвержение, — социальная желательность, —симбиоз, — гиперсоциализация, — инфантилизация (инвалидизация). Тестовые нормы приводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам. 1 шкала: "принятие – отвер жен ие"
"Сырой балл"                  
Процен-тильный ранг             0,63 3,79 12,02
"Сырой балл"                  
Процен-тильный ранг   53,79 68,35 77,21 84,17 88,60 90,50 92,40 93,67
"Сырой балл"                  
Процен-тильный ранг 94,3 95,5 97,46 98,1 98,73 98,73 99,36    
"Сырой балл"                  
Процен-тильный ранг                  

2 шкала

"Сырой балл"                    
Процен-тильный ранг 1,57 3,46 5,67 7,88 9,77 12,29 19,22 31,19 48,82 80,93

3 шкала

"Сырой балл"                
Процен-тильный ранг 4.72 19,53 39,06 57,96 74.97 86,63 92,93 96,65

Шкала

"Сырой балл"              
Процен-тильный ранг 4.41 13,86 32,13 53,87 69,30 83,79 95,76

Шкала

"Сырой балл"                
Процен-тильный ранг 14,55 45,57 70,25 84,19 3,04 96,83 99,37  
Психологический тест мотивации одобрения
 
 

Мотивация одобрения заключается в стремлении человека заслужить одобрение значимых для него окружающих людей (близких, коллег, руководителей и др.). Чем мощнее у человека мотивация одобрений, тем более качественно складываются у него взаимоотношения с другими людьми, тем более благоприятным является психологический климат в трудовом коллективе, семье и т.д.

 

Уровень мотивации достижений можно измерить с помощью приведенного здесь психологического теста – теста Крауна – Марлоу. Тест состоит из следующих 19 суждений, по поводу которых возможны два варианта ответов – «да» или «нет».

Текст опросника:
1. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть е в библиотеку
2. Я не испытываю колебаний, когда кому-нибудь нужно помочь в беде.
3. Я внимательно слежу за тем, как я одет.
4. Дома я веду себя за столом так же, как в столовой.
5. Я никогда ни к кому не испытываю антипатии.
6. Были случаи, когда я бросил сто-то делать, потому что не был уверен в своих силах.
7. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.
8. Я всегда внимательно слушаю собеседника, кто бы он ни был.
9. Был случай, когда я придумал вескую причину, чтобы оправдаться.
10. Случалось, я пользовался оплошностью человека.
11. Иногда вместо того, чтобы простить человека, я стараюсь отплатить ему тем же.
12. Были случаи, когда я настаивал на том, чтобы делали по-моему.
13. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.
14. У меня никогда не возникает досады, когда высказывают мнение, противоположное моему.
15. Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что с собою взять.
16. Были случаи, когда я завидовал удаче других.
17. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с просьбой.
18. Когда у людей неприятности, я иногда думаю, что они получили по заслугам.
19. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей.

Кодом теста являются следующие ответы на вопросы:
- «да» - 1, 2, 3, 4, 5, 8, 13, 14, 15, 19,
- «нет» - 6, 7, 9, 11, 12, 16, 17, 18.
Каждому ответу, совпадающему с ключевым (по коду) присваивается 1 балл.
При сумме баллов от 1 до 9 уровень мотивации одобрения у тестируемого является низким, при сумме баллов от 10 до 14 – средним, и, наконец, при сумме баллов от 15 до 19 – высоким.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Бернштейн Н.А. О построении движений. М., 1947.
Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. СПб.: Речь, 2000.
Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Академический проект, 1999.
Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. М.: Международная педагогическая академия, 2001.
Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб.: Лань, 1999.
Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. М.: Академический проект, 2000.
Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997.
Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983.
Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: Владос, 1998.

Психологические тесты./Под ред. А.А. Карелина: в 2 т. М. 2000

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь