По заданным исходным данным определить:
1. Средний остаточный ресурс деталей (сопряжения).
2. Полный ресурс деталей (сопряжения).
3. Сделать заключение о допустимых величинах износа деталей (сопряжения).
4. Допустимые при ремонте размеры деталей и зазоры (натяги) сопряжения.
5. Вычертить (схематично) графики работы детали или сопряжения с учетом рассеивания их ресурса.
Таблица 4.1 - Исходные данные
Наименование деталей сопряжения | Размер по чертежу, мм | Предельный размер, мм | Размер в момент дефектовки, мм | Средняя наработка, мото.-ч |
Втулка клапана | 12+0,035 | 12,2 | 12,10 | |
Клапан всасывающий | ![]() | 11,8 | 11,85 |
Последовательность выполнения работы
1. Определяем износы деталей в момент дефектовки JA(деф), JВ(деф):
а) детали "отверстие"
JA(деф)=RA(деф) - RА(max), (4.1)
б) детали "вал"
JВ(деф)=RB(min) - RB(деф), (4.2)
где JA(деф), JВ(деф) - износы деталей в момент дефектовки;
RA(деф), RB(деф) - размеры деталей в момент дефектовки;
RА(max), RB(min) - максимальный и минимальный размеры отверстия и вала по чертежу.
RA(деф)=12,1 мм, RB(деф)=11,85 мм (взяты из задания).
RА(max)=12+0,035=12,035 мм;
RB(min)=12+(-0,100)=11,9 мм;
JA(деф)=12,1 - 12,035=0,065 мм;
JB(деф)=11,9 - (-11,85)=0,05 мм.
2. Подсчитываем средние скорости изнашивания деталей (VА - скорость изнашивания детали "отверстие", VВ - скорость изнашивания детали "вал")
VА= ; VВ=
(4.3)
VA = мкм/м-ч; VВ =
=0,012мкм/м-ч
3. Определяем предельные износы деталей JA(пред), JВ(пред):
а) детали "отверстие"
JA(пред)=RA(пред) - RA(max); (4.4)
б) детали "вал"
JВ(пред)=RB(min) - RB(пред); (4.5)
Предельные размеры RA(пред), RB(пред) даны в задании.
RA(пред)=12,2 мм; RB(пред)=11,8 мм;
JA(пред)=12,2 - 12,035=0,165 мм;
JB(пред)=11,9 - 11,8=0,1 мм.
4. Находим среднеостаточные ресурсы деталей ТАО, ТВО
а) детали "отверстие"
ТАО= ; (4.6)
б) детали "вал"
ТВО= . (4.7)
5. Подсчитываем полные ресурсы деталей ТАП, ТВП:
а) детали "отверстие"
ТАП=Тдеф+ТАО; (4.8)
б) детали "вал"
ТВП=Тдеф+ТВО. (4.9)
ТАП= 6250 м-ч;
ТВП= =4167 м-ч.
6. Определяем доверительные границы остаточных ресурсов деталей (при доверительной вероятности α =80):
а) детали "отверстие"
=0,70 ТАО; (4.10)
=1,35 ТАО; (4.11)
б) детали "вал"
=0,70 ТВО; (4.12)
=1,35 ТВО, (4.13)
где ,
- нижняя доверительная граница остаточного ресурса отверстия и вала;
,
- верхняя доверительная граница остаточного ресурса отверстия и вала.
При доверительной вероятности a=0,80:
=0,70 × 6250=4375 м-ч;
=1,35 × 6250=8438 м-ч;
=0,70 × 4167=2917 м-ч;
=1,35 × 4167=5625 м-ч.
7. Находим допустимые при ремонте величины износов деталей JAО(доп), JB(доп)
JA(доп)=JA(пред) - Тмр vА; (4.14)
JB(доп)=JB(пред) - Тмр vВ, (4.15)
где Тмр - межремонтный ресурс (Тмр=2000 м-ч - для Волгоградской зоны).
JA(доп)=0,165 - 2000 × 0,016 × 10-3=0,133 мм;
JB(доп)=0,100 - 2000 × 0,012 × 10-3=0,076 мм.
8. Вычисляем допустимые при ремонте размеры деталей RA(доп), RB(доп).
RA(доп)=RA(max)+JA(доп); (4.16)
RB(доп)=RB(min) - JB(доп). (4.17)
RA(доп)=12,035+0,133=12,168 мм;
RB(доп)=11,9 - 0,076=11,824 мм.
9. Определяем зазор (натяг) в сопряжении в момент дефектовки (Sдеф).
Sдеф=RA(деф) - RB(деф), (4.18)
Sдеф=12,10 - 11,85=0,25 мм.
10. Находим среднюю скорость изнашивания сопряжения
vс= , (4.19)
где Smax - максимальный зазор в неработавшем сопряжении.
Smax=0,035 - (-0,100)=0,135 мм;
vс = =0,028 мкм/м-ч.
11. Подсчитываем предельный зазор (натяг) в сопряжении Sпред
Sпред= RA(пред) - RB(пред), (4.20)
Sпред=12,2 - 11,8=0,4 мм.
12. Вычислить средний остаточный ресурс сопряжения ТСО и его доверительные границы , при a=0,80.
ТСО= ; (4.21)
=0,70 ТСО;
=1,35ТСО (4.22)
ТСО= =5357 м-ч;
=1,35 × 5357=7232 м-ч;
=0,70 × 5357=3750 м-ч.
13. Определить допустимый при ремонте зазор в сопряжении Sдоп
Sдоп= Sпред - Тмр × VС, (4.23)
Sдоп=0,4 - 2000 × 0,028 × 10-3=0,344 мм.
Приложения
Приложение 1 - Задание для расчетно-графической работы №1
Вариант 1
№ | Характер отказа | Интервал наработки (тыс. мото-ч) | Время простоя, ч | Трудоемкость устранения одного отказа, чел. - ч | Стоимость устранения одного отказа, тыс. руб. | Группа отказа | |||||||||
0-0,5 | 0,5-1 | 1-1,5 | 1,5-2 | 2,-2,5 | 2,5-3 | 3-3,5 | 3,5-4 | 4-4,5 | 4,5-5 | ||||||
Трещина выпускного коллектора | I | ||||||||||||||
Износ клапанных гнезд | II | ||||||||||||||
Трещины гильзы | III | ||||||||||||||
Разрыв шатунного болта | III | ||||||||||||||
Поломка лопасти турбокомпрессора | II | ||||||||||||||
Нарушение регулировки форсунки | 2,5 | I | |||||||||||||
Трещина радиатора | I | ||||||||||||||
Нарушение регулировки муфты сцепления | 1,4 | I | |||||||||||||
Срыв фрикционных накладок | III | ||||||||||||||
Трещина корпуса муфты сцепления | III |
Вариант 2
№ | Характер отказа | Интервал наработки (тыс. мото-ч) | Время простоя, ч | Трудоемкость устранения одного отказа, чел. - ч | Стоимость устранения одного отказа, тыс. руб. | Группа отказа | |||||||||
0-0,5 | 0,5-1 | 1-1,5 | 1,5-2 | 2,-2,5 | 2,5-3 | 3-3,5 | 3,5-4 | 4-4,5 | 4,5-5 | ||||||
Трещина выпускного коллектора | I | ||||||||||||||
Износ клапанных гнезд | II | ||||||||||||||
Трещины гильзы | III | ||||||||||||||
Разрыв шатунного болта | III | ||||||||||||||
Поломка лопасти турбокомпрессора | II | ||||||||||||||
Нарушение регулировки форсунки | 2,5 | I | |||||||||||||
Трещина радиатора | I | ||||||||||||||
Нарушение регулировки муфты сцепления | 1,4 | I | |||||||||||||
Срыв фрикционных накладок | III | ||||||||||||||
Трещина корпуса муфты сцепления | III |
Вариант 3
№ | Характер отказа | Интервал наработки (тыс. мото-ч) | Время простоя, ч | Трудоемкость устранения одного отказа, чел. - ч | Стоимость устранения одного отказа, тыс. руб. | Группа отказа | |||||||||
0-0,5 | 0,5-1 | 1-1,5 | 1,5-2 | 2,-2,5 | 2,5-3 | 3-3,5 | 3,5-4 | 4-4,5 | 4,5-5 | ||||||
Трещина выпускного коллектора | I | ||||||||||||||
Износ клапанных гнезд | II | ||||||||||||||
Трещины гильзы | III | ||||||||||||||
Разрыв шатунного болта | III | ||||||||||||||
Поломка лопасти турбокомпрессора | II | ||||||||||||||
Нарушение регулировки форсунки | 2,5 | I | |||||||||||||
Трещина радиатора | I | ||||||||||||||
Нарушение регулировки муфты сцепления | 1,4 | I | |||||||||||||
Срыв фрикционных накладок | III | ||||||||||||||
Трещина корпуса муфты сцепления | III |
Вариант 4
№ | Характер отказа | Интервал наработки (тыс. мото-ч) | Время простоя, ч | Трудоемкость устранения одного отказа, чел. - ч | Стоимость устранения одного отказа, тыс. руб. | Группа отказа | |||||||||
0-0,5 | 0,5-1 | 1-1,5 | 1,5-2 | 2,-2,5 | 2,5-3 | 3-3,5 | 3,5-4 | 4-4,5 | 4,5-5 | ||||||
Трещина выпускного коллектора | I | ||||||||||||||
Износ клапанных гнезд | II | ||||||||||||||
Трещины гильзы | III | ||||||||||||||
Разрыв шатунного болта | III | ||||||||||||||
Поломка лопасти турбокомпрессора | II | ||||||||||||||
Нарушение регулировки форсунки | 2,5 | I | |||||||||||||
Трещина радиатора | I | ||||||||||||||
Нарушение регулировки муфты сцепления | 1,4 | I | |||||||||||||
Срыв фрикционных накладок | III | ||||||||||||||
Трещина корпуса муфты сцепления | III |
Вариант 5
№ | Характер отказа | Интервал наработки (тыс. мото-ч) | Время простоя, ч | Трудоемкость устранения одного отказа, чел. - ч | Стоимость устранения одного отказа, тыс. руб. | Группа отказа | |||||||||
0-0,5 | 0,5-1 | 1-1,5 | 1,5-2 | 2,-2,5 | 2,5-3 | 3-3,5 | 3,5-4 | 4-4,5 | 4,5-5 | ||||||
Трещина выпускного коллектора | I | ||||||||||||||
Износ клапанных гнезд | II | ||||||||||||||
Трещины гильзы | III | ||||||||||||||
Разрыв шатунного болта | III | ||||||||||||||
Поломка лопасти турбокомпрессора | II | ||||||||||||||
Нарушение регулировки форсунки | 2,5 | I | |||||||||||||
Трещина радиатора | I | ||||||||||||||
Нарушение регулировки муфты сцепления | 1,4 | I | |||||||||||||
Срыв фрикционных накладок | III | ||||||||||||||
Трещина корпуса муфты сцепления | III |
Вариант 6
№ | Характер отказа | Интервал наработки (тыс. мото-ч) | Время простоя, ч | Трудоемкость устранения одного отказа, чел. - ч | Стоимость устранения одного отказа, тыс. руб. | Группа отказа | |||||||||
0-0,5 | 0,5-1 | 1-1,5 | 1,5-2 | 2,-2,5 | 2,5-3 | 3-3,5 | 3,5-4 | 4-4,5 | 4,5-5 | ||||||
Трещина выпускного коллектора | I | ||||||||||||||
Износ клапанных гнезд | II | ||||||||||||||
Трещины гильзы | III | ||||||||||||||
Разрыв шатунного болта | III | ||||||||||||||
Поломка лопасти турбокомпрессора | II | ||||||||||||||
Нарушение регулировки форсунки | 2,5 | I | |||||||||||||
Трещина радиатора | I | ||||||||||||||
Нарушение регулировки муфты сцепления | 1,4 | I | |||||||||||||
Срыв фрикционных накладок | III | ||||||||||||||
Трещина корпуса муфты сцепления | III |
Вариант 7
№ | Характер отказа | Интервал наработки (тыс. мото-ч) | Время простоя, ч | Трудоемкость устранения одного отказа, чел. - ч | Стоимость устранения одного отказа, тыс. руб. | Группа отказа | |||||||||
0-0,5 | 0,5-1 | 1-1,5 | 1,5-2 | 2,-2,5 | 2,5-3 | 3-3,5 | 3,5-4 | 4-4,5 | 4,5-5 | ||||||
Трещина выпускного коллектора | I | ||||||||||||||
Износ клапанных гнезд | II | ||||||||||||||
Трещины гильзы | III | ||||||||||||||
Разрыв шатунного болта | III | ||||||||||||||
Поломка лопасти турбокомпрессора | II | ||||||||||||||
Нарушение регулировки форсунки | 2,5 | I | |||||||||||||
Трещина радиатора | I | ||||||||||||||
Нарушение регулировки муфты сцепления | 1,4 | I | |||||||||||||
Срыв фрикционных накладок | III | ||||||||||||||
Трещина корпуса муфты сцепления | III |
Вариант 8
№ | Характер отказа | Интервал наработки (тыс. мото-ч) | Время простоя, ч | Трудоемкость устранения одного отказа, чел. - ч | Стоимость устранения одного отказа, тыс. руб. | Группа отказа | |||||||||
0-0,5 | 0,5-1 | 1-1,5 | 1,5-2 | 2,-2,5 | 2,5-3 | 3-3,5 | 3,5-4 | 4-4,5 | 4,5-5 | ||||||
Трещина выпускного коллектора | I | ||||||||||||||
Износ клапанных гнезд | II | ||||||||||||||
Трещины гильзы | III | ||||||||||||||
Разрыв шатунного болта | III | ||||||||||||||
Поломка лопасти турбокомпрессора | II | ||||||||||||||
Нарушение регулировки форсунки | 2,5 | I | |||||||||||||
Трещина радиатора | I | ||||||||||||||
Нарушение регулировки муфты сцепления | 1,4 | I | |||||||||||||
Срыв фрикционных накладок | III | ||||||||||||||
Трещина корпуса муфты сцепления | III |
Вариант 9
№ | Характер отказа | Интервал наработки (тыс. мото-ч) | Время простоя, ч | Трудоемкость устранения одного отказа, чел. - ч | Стоимость устранения одного отказа, тыс. руб. | Группа отказа | |||||||||
0-0,5 | 0,5-1 | 1-1,5 | 1,5-2 | 2,-2,5 | 2,5-3 | 3-3,5 | 3,5-4 | 4-4,5 | 4,5-5 | ||||||
Трещина выпускного коллектора | I | ||||||||||||||
Износ клапанных гнезд | II | ||||||||||||||
Трещины гильзы | III | ||||||||||||||
Разрыв шатунного болта | III | ||||||||||||||
Поломка лопасти турбокомпрессора | II | ||||||||||||||
Нарушение регулировки форсунки | 2,5 | I | |||||||||||||
Трещина радиатора | I | ||||||||||||||
Нарушение регулировки муфты сцепления | 1,4 | I | |||||||||||||
Срыв фрикционных накладок | III | ||||||||||||||
Трещина корпуса муфты сцепления | III |
Вариант 10
№ | Характер отказа | Интервал наработки (тыс. мото-ч) | Время простоя, ч | Трудоемкость устранения одного отказа, чел. - ч | Стоимость устранения одного отказа, тыс. руб. | Группа отказа | |||||||||
0-0,5 | 0,5-1 | 1-1,5 | 1,5-2 | 2,-2,5 | 2,5-3 | 3-3,5 | 3,5-4 | 4-4,5 | 4,5-5 | ||||||
Трещина выпускного коллектора | I | ||||||||||||||
Износ клапанных гнезд | II | ||||||||||||||
Трещины гильзы | III | ||||||||||||||
Разрыв шатунного болта | III | ||||||||||||||
Поломка лопасти турбокомпрессора | II | ||||||||||||||
Нарушение регулировки форсунки | 2,5 | I | |||||||||||||
Трещина радиатора | I | ||||||||||||||
Нарушение регулировки муфты сцепления | 1,4 | I | |||||||||||||
Срыв фрикционных накладок | III | ||||||||||||||
Трещина корпуса муфты сцепления | III |
Вариант 11
№ | Характер отказа | Интервал наработки (тыс. мото-ч) | Время простоя, ч | Трудоемкость устранения одного отказа, чел. - ч | Стоимость устранения одного отказа, тыс. руб. | Группа отказа | |||||||||
0-0,5 | 0,5-1 | 1-1,5 | 1,5-2 | 2,-2,5 | 2,5-3 | 3-3,5 | 3,5-4 | 4-4,5 | 4,5-5 | ||||||
Трещина выпускного коллектора | I | ||||||||||||||
Износ клапанных гнезд | II | ||||||||||||||
Трещины гильзы | III | ||||||||||||||
Разрыв шатунного болта | III | ||||||||||||||
Поломка лопасти турбокомпрессора | II | ||||||||||||||
Нарушение регулировки форсунки | 2,5 | I | |||||||||||||
Трещина радиатора | I | ||||||||||||||
Нарушение регулировки муфты сцепления | 1,4 | I | |||||||||||||
Срыв фрикционных накладок | III | ||||||||||||||
Трещина корпуса муфты сцепления | III |
Вариант 12
№ | Характер отказа | Интервал наработки (тыс. мото-ч) | Время простоя, ч | Трудоемкость устранения одного отказа, чел. - ч | Стоимость устранения одного отказа, тыс. руб. | Группа отказа | |||||||||
0-0,5 | 0,5-1 | 1-1,5 | 1,5-2 | 2,-2,5 | 2,5-3 | 3-3,5 | 3,5-4 | 4-4,5 | 4,5-5 | ||||||
Трещина выпускного коллектора | I | ||||||||||||||
Износ клапанных гнезд | II | ||||||||||||||
Трещины гильзы | III | ||||||||||||||
Разрыв шатунного болта | III | ||||||||||||||
Поломка лопасти турбокомпрессора | II | ||||||||||||||
Нарушение регулировки форсунки | 2,5 | I | |||||||||||||
Трещина радиатора | I | ||||||||||||||
Нарушение регулировки муфты сцепления | 1,4 | I | |||||||||||||
Срыв фрикционных накладок | III | ||||||||||||||
Трещина корпуса муфты сцепления | III |
Вариант 13
№ | Характер отказа | Интервал наработки (тыс. мото-ч) | Время простоя, ч | Трудоемкость устранения одного отказа, чел. - ч | Стоимость устранения одного отказа, тыс. руб. | Группа отказа | |||||||||
0-0,5 | 0,5-1 | 1-1,5 | 1,5-2 | 2,-2,5 | 2,5-3 | 3-3,5 | 3,5-4 | 4-4,5 | 4,5-5 | ||||||
Трещина выпускного коллектора | I | ||||||||||||||
Износ клапанных гнезд | &nbs
Поиск по сайту©2015-2025 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд |