Фехтовальный материал здесь приобретает значительно больший удельный вес. В основном учебно-спортивная работа строится в плане овладения техникой и тактикой фехтования на рапирах и эспадронах в средней группе (14—15 лет) и знакомства со штыковым боем в старшей группе (16—17 лет).
Практика работы детской школы мастера Булочко показала, что обучение фехтованию можно начинать и с эспадрона. Но тогда воспитываются преимущественно только эспадронисты. Если же изучение фехтования начинается с рапиры, то ученики в дальнейшем успешнее овладевают техникой фехтования на штыках и эспадронах. Подготовка бойцов только по одному виду фехтовального оружия нежелательна, так как из детской школы должны выходить многоборцы; фехтовальщики и рукопашники.
По мере дальнейшего совершенствования техники и тактики фехтования на рапирах и эспадронах в старшей группе следует переходить к изучению фехтования на штыках и приемов рукопашного боя (штыковой бой, приемы боя вооруженного с невооруженным, борьба двух невооруженных, передвижения, преодоление препятствий, гранатометание). В зимний период в помещении проводится фехтование, а с весны на воздухе — рукопашный бой.
Изучение отдельных приемов и комбинаций их должно заканчиваться проверочными испытаниями на оценку или в соревновательной форме на результат. Теоретический раздел в средней и старшей группах имеет большее, место, чем в младшей группе. Основные вопросы теории, фехтования здесь преподносятся более глубоко. Занимающиеся проходят также инструкторскую практику на специальных уроках, где изучают команды, элементы методики обучения.
На культурно-массовую спортивную работу отводится в этих группах также значительно больше времени, чем в младшей группе, особенно для просмотра и обсуждения соревнований взрослых, а также на товарищеские встречи и соревнования с другими детскими школами. Для поднятия спортивного мастерства и повышения интереса к фехтованию необходимо изредка в учебных занятиях устраивать встречи лучших представителей детских спортивных школ с взрослыми перворазрядниками и мастерами.
|
Элементы соревнований в среднем и особенно в старшем возрасте должны занимать значительное место. Соревнования должны проходить в плане боев по заданию, на технику приемов, разрешение тактических задач, боев на время, боев с преподавателем, групповых боев и товарищеских встреч, открытых соревнований.
Учебный план
Приведенный ниже учебный план принят на отделении детской спортивной школы владения холодным оружием мастера Булочко при Дворце пионеров г. Ленинграда (план рассчитан на 3 года).
Учебный план построен из расчета работы отделения 10 мес. в году (для младших групп 6—8 мес. в году), по два раза в шестидневку, по 2 часа, в период же подготовки к экзаменам и экзаменов — один раз в шестидневку.
Начало работы отделения 1 октября, окончание 20 июля следующего года. Август, сентябрь — отдых и занятия другими видами спорта. Сентябрь отводится на подготовительную работу для руководительского состава. Кроме того, на культмассовую спортработу и вра-чебно-физиологические обследования отводится дополнительное время в конце сентября и июля, и 4—6 выходных дней в год.
|
Итого рабочее время:
1) 9 мес. по 2 раза в шестидневку по 2 часа = 180 час:
2) 1 мес. по 1 разу в шестидневку по 2 часа = 10 час
3) Дополнительное вечернее время и выходные дни 30—50 час.
Итого, в год — 220—240 час.
Схема плана
Название спортивных видов и разделов работы | 1-й год | 2-й год | 3-й год | Прим. |
часы | ||||
I. Теория | ||||
1. Исторический, очерк развития владения холодным оружием 2. Цель, значение и влияние владения холодным оружием 3. Основы советской системы ГТО 4. Основные правила гигиены и гигиена тренировки 5. Самоконтроль и оказание первой помощи 6. Основы теории и тактики владения холодным оружием и анализ техники 7. Методика группового и индивидуального обучения 8. Разбор правил судейства | 1,5 0,5 — | — | ||
Итого | 8 час. | 10 час. | 10 час. | |
Просмотр кинофильмов по технике ВХО (владения холодным оружием) | ||||
II. Практика | ||||
1. Общеразвивающие и специальные подготовительные упражнения и подвижные игры 2. Фехтование на рапирах 3. Фехтование на эспадронах 4. Фехтование на штыках 5. Фехтование на шпагах 6. Штыковой бой 7. Бой с коротким оружием и бой невооруженного против вооруженного 8. Передвижение и преодоление препятствий | — — — — — | — — | ||
Итого | 170 час. | 180 час. | 180 час. | |
III. Культурно-массовая спортивная работа | ||||
1. Экскурсии в коллективы ФК и институт ФК 2. Просмотр и обсуждение соревнований взрослых 3. Культпоходы и вечера школы 4. Выступление отделения 5. Товарищеские встречи, соревнования 6. Собрания отделения школы | ||||
Итого | 28 час. | 38 час. | 46 час. | |
IV. Врачебно-контрольные и физиологические обследования | ||||
1. Первичные обследования 2. Периодические обследования 3. Заключительные обследования | ||||
Итого | 8 час. | 8 час. | 8 час. | |
Всего | 214 час. | 236 час. | 244 час. | |
Всего за 3 года — 694 часа |
Глава седьмая
ФЕХТОВАНИЕ НА РАПИРАХ [45]