В зависимости от конституциональных особенностей противника и его манеры вести бой может видоизменяться и тактика ведения боя. Противник высокого роста опасен большой дистанцией, с которой его атака может быть действительной. В бою с ним целесообразно применять различного рода действия на оружие и чаще переходить на ближнюю дистанцию. Здесь его превосходство в росте не только не имеет значения, но иногда и затрудняет, мешая ему действовать. Крайне опасно допускать противника высокого роста на его дистанцию. Оружие следует держать в боевом положении. Атаковать противника высокого роста выгоднее в нижние сектора, ибо это делает защиту более трудной и атаку более короткой. В ближайшем бою следует разнообразить атаку. С противником низкого роста следует избегать боя на ближней дистанции, держать вытянутой вооруженную руку, применяя на подготовку к атаке действия в темп. В обоих случаях в тактике боя очень большое значение имеет умелое использование дистанции.
Ведя бой с горячим, быстрым, резким, решительным противником, нужно быть смелым и одновременно осторожным, придерживаясь дальней дистанции. Внезапно овладевая его оружием или используя его горячность, вызывая на желаемое для бойца действие, подавлять инициативу своей инициативой или использовать ее в целях активной обороны.
Горячему, быстрому, смелому бойцу в бою со спокойным, расчетливым противником не следует внешне изменять манеру ведения боя, имея в виду вызов противника на действия в темп и активную оборону и использование их для контрдействий. С противником малоинициативным, вялым можно действовать решительно, по преимуществу простыми атаками, остерегаясь лишь случайных встреч и вытянутой руки.
|
В атаках с подготовкой надо соразмерять быстроту действий при подготовке с быстротой противника, так как иначе подготовка может оказаться бессмысленной.
С противником, не дающим соединения, нужно пользоваться ложными действиями, вызовами. В бою с неопытным противником следует опасаться встречных атак, так как они встречают атаку атакой и значительно реже обороняются. Поэтому по отношению к ним следует применять атаки с действием на оружие, вызовы и ответные атаки. В бою против левши нужно избегать атак во внутренний верхний сектор, так как эти защиты для левши крайне удобны (особенно на колющем оружии). Атаковать левшу лучше в нижние секторы под левую руку и в верхнюю часть левого плеча.
Разумно использованная в бою атака является лучшим средством достижения цели — победы. Поэтому воспитание бойцов в духе активных наступательных действий соответствует тактике современного боя. В методике обучения и тренировки атаке должно уделяться ведущее место. В бою нужно одинаково использовать как свои сильные стороны, так и недостатки противника.
Тактика действий избирается в зависимости от характера действий противника. Если противник хорошо владеет атакой и хуже обороной, не следует допускать или содействовать его атаке, а наоборот, затруднять возможность перехода его в атаку своими действиями оружием, действиями в темп или, наконец, переходом в атаку. Если противник лучше защищается, чем атакует, необходимо вызывать его на активные действия, используя при этом средства активной обороны.
|
Тактика избирается и изменяется в процессе боя в зависимости от действий противника.
Е. ОСНОВЫПОСТРОЕНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ ТРЕНИРОВКИ [41]
I. ПЛАНИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВКИ
Тренировка фехтовальщиков состоит из совокупности мероприятий, направленных на овладение техникой и тактикой фехтования для достижения в нем максимальных спортивных результатов. Одновременно тренировка имеет задачей общее оздоровление, всестороннее физическое воспитание и образование с целью подготовки к трудовой и оборонной деятельности. При построении тренировки необходимо учитывать характер трудовой деятельности занимающихся, условия их работы, режим питания и т. п.
Тренировка, следовательно имеет целью: 1) Улучшение деятельности органов кровообращения, дыхания, обмена веществ, выделения и т. п. и подготовку организма к максимально экономной затрате энергии при различных психофизических напряжениях. 2) Усовершенствование качеств нервно-мышечной и костносвязоч-ной систем (силы и эластичности мышц, подвижности), быстроты двигательной реакции и общей координации движений. 3) Овладение техническими навыками владения холодным оружием. 4) Создание и совершенствование тактических навыков фехтовального боя. 5) Овладение военно-прикладными двигательными навыками. 6) Совершенствование морально-волевых качеств (инициативы, решительности, сообразительности, самообладания и т. п.). 7) Воспитание Качеств и привычек культурного поведения: дисциплины, выдержки, коллективизма и ответственности в работе, точного соблюдения режима и правил гигиенического поведения и т. д.
|
Обучение, являясь составной частью неразрывного учебно-тренировочного процесса, имеет доминирующее значение лишь при занятиях новичков. По отношению же к более подготовленным бойцам речь главным образом идет о закреплении и усовершенствовании навыков, что достигается тренировкой.
Полноценно задачи тренировки могут быть реализованы лишь на основе сочетания фехтования с гимнастикой и при использовании различных методических и организационных форм проведения занятий (групповые и индивидуальные занятия, самостоятельная работа занимающихся индивидуально и в парах, учебные соревнования, практика боя). Правильно организованная учебно-тренировочная работа не должна являться случайным, временным мероприятием, обусловленным только необходимостью подготовки к соревнованию, но методически из года в год осуществляемым физ-культурно-педагогическим процессом.
Типовой план тренировки должен охватывать время одного спортивного года. Повторяясь на следующий год, план не должен изменяться принципиально, а строиться на базе более высокой технической и тактической подготовки. Практически, однако, тренировка фехтовальщика (при обычном распределении соревнований на зимний и весенний периоды) в каждом спортивном году предусматривает два тренировочных цикла: осенне-зимний и весенний, каждый длительностью от 3 до 3,5 мес, с небольшим отдыхом между ними. Каждый цикл в свою очередь подразделяется на подготовительный и основной периоды с включением в последний завершающих тренировку соревнований. Весенний цикл, кроме того, заканчивается переходным периодом.
В подготовительном периоде разрешаются по преимуществу задачи общефизиологической и технической подготовки. В основном периоде — общебоевой, тактической и физиологической подготовки, в переходном периоде — выход из состояния специальной тренировки и переход к отдыху.
При условии общей длительности цикла 3—3,5 мес. тренировка нормально планируется следующим образом:
а) для бойцов II и III разряда: 1) подготовительный период 1.5 – 2,5 мес, 2) основной период — 1—2 мес,
б) для мастеров и бойцов I разряда: 1) подготовительный период — 1 мес, 2) основной период —2,5 мес.
Сокращение времени тренировки производится за счет сжатия подготовительного периода (особенно для мастеров и бойцов I разряда). Частота и продолжительность тренировочных занятий зависит от общей загруженности тренирующихся и колеблется от 2 до 3 раз в шестидневку продолжительностью от 1 до 3 час. (утренняя гимнастика, прогулки в порядке самоподготовки в расчет не принимаются). Загрузка тренера определяется из расчета средней длительности индивидуального урока — от 10 до 20 мин., в среднем 10 человек при двухчасовом занятии. Чем квалифицированнее группа бойцов, тем меньшее число их должно приходиться на одного руководителя и тем больше должна быть индивидуализирована самоподготовка вне занятий и самостоятельная работа в процессе занятий.