Спит в углу моя слониха,




АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Л

 

Автоматизация звука Л

ЗВУК Л -СОГЛАСНЫЙ, ТВЁРДЫЙ, ЗВОНКИЙ.

МИНИ - СКАЗКИ - СВЯЗКИ

Речевой материал, соответствующий мини – сказкам – связкам:

1. Бе л ка ест яб л око.
2. Бе л ка спит в дуп л е.
3. У Л айки бе л ые л апы.
4. Око л о сто л а стоит сту л.
5. Л ось бежит от во л ка.
6. На яб л оне же л тые яб л оки.
7. Дяте л сидит на е л ке.
8. С л ава повеси л на е л ку го л убой ф л ажок.
9. Ми л а постави л а л ампу на сто л.
10. П л отник взя л пи л у и мо л оток.
11. У Зо л ушки го л убое п л атье.
12. Тетя А лл а по л ожи л а в суп л ук и свек л у.
13. С л ава по л ожи л на сто л ви л ку и л ожку.
14. Бу л авка л ежит под сту л ом.
15. Л ыжник взя л л ыжи и л ыжные па л ки.
16. На по л ке сидит кук л а.
17. У кук л ы же л тое п л атье и го л убые г л аза.
18. Под е л кой спит с л он.
19. К л оун наде л же л тый ко л пак.
20. Под л авкой л ежит пи л а, мо л оток и л опата.

       
     
       
     
     
     
     
  СЛАВА
  МИЛА  
     
       
  тётя АЛЛА
 
 
     
     
     
   
     
     
 

Занятие 1

1.Артикуляционная гимнастика и пальчиковая разминка а) артикуляционная разминка:

упражнения»Улыбка»,»Чашечка».»Барабан»,»Грибок»,

«Накажем непослушный язык»(покусывание кончика языка с «улыбкой»),

б) разминка для кистей и пальцев рук: дополнительное упражнение «Кулак-кольцо»(пальцы одной руки сжимаются в кулак, а другой поочередно с большим пальцем образуют кольцо);

в) голосовые и дыхательные упражнения:-надувание щек одновременно и поочередно;-выдувание воздуха в бока с прикушенным кончиком языка;-»Пароход гудит» — длительное гудение Ы-Ы-Ыс припущенным кончиком языка и «улыбкой» (попеременно шепотом, тихо, громко).

2. Произнеси звук Л-Л-Л многократно и отрывисто

3.Произнеси слоги с изменением ритмического рисунка

ал-ал — ал-ал-ал ол-ол — ол-ол-ол

ыл-ыл — ыл-ыл-ыл ил-ил — ил-ил-ил

ал-ал - ал-ал-ал ол-ол-ол — ол-ол

ыл-ыл-ыл — ыл-ыл ил-ил-ил — ил-ил

ул-ул — ул-ул-ул ул-ул-ул — ул-ул

4. Проговори слоги и слова (2-3раза)

а) ал-ал-ал—бал б) ул-ул-ул—мул в) ол-ол-ол—гол

ал-ал-ал—мал ул-ул-ул—стул ол-ол-ол—тол

ал-ал-ал—вал ел-ел-ел—мел ол-ло-ол—пол

ал-ал-ал—зал ел-ел-ел—пел ол-ол-ол—вол

ал-ал-ал—дал ел-ел-ел—сел ол-ол-ол—зол

ол-ол-ол—кол

д) ил-ил-ил—бил е) ёл-ёл-ёл—вёл г) ыл-ыл-ыл—был

ил-ил-ил—мил ёл-ёл-ёл—-козел ыл-ыл-ыл—выл

ил-ил-ил—вил ёл-ёл-ёл— мёл ыл-ыл-ыл—пыл

ил-ил-ил—пил ёл-ёл-ёл—осёл ыл— ыл-ыл-ныл

ыл-ыл-ыл — мыл

ыл-ыл-ыл—тыл

5. Запомни, повтори

бал-бол-был-бил мал-мол-мул-мыл

вал-вол-выл-вел мел-пел-сел-бел

кол-пол-тол-зол пил-мил-вил-бил

был-выл-мыл-ныл

6. Заучи чистоговорку, проговори 5 — 10 раз

Ослик был сегодня зол:

Он узнал, что он осел.

7. Вставь слова в предложения (слова для вставок найди в упражнении 4)

Катя идёт на ….. Саня забивает ….. По степи шагает….. Павел …. кофе. Денис …. песню. Павел сел на ….. На доске лежит ….. С козленком гулял ….. Петя вымыл ….. Возит сено сильный …..

8. Рассмотри и назови картинки:

а) найди картинки на звук Л - в начале слова;

б) найди и назови картинки на звук Л - в середине слова;

в) найди и назови картинки на звук Л - в конце слова.

 

Занятие 2

1. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательно-голосовая разминка

2. Произнеси звук Л-Л-Л многократно и отрывисто

3. Произнеси слоги с изменением ударения

ал -ал-ал ол -ол-ол ул -ул-ул ыл -ыл-ыл

ал- ал -ал ол- ол -ол ул- ул -ул ыл- ыл -ыл

ал-ал- ал ол-ол- ол ул-ул- ул ыл-ыл- ыл

4. Проговори слоги (2-3 раза)

ал-ал-ал-пенал ол-ол-ол-футбол ул-ул-ул-обул ел-ел-ел-успел

ал-ал-ал-бокал ол-ол-ол-укол ул-ул-ул-подул ел-ел-ел-хотел

ал-ал-ал-канал ол-ол-ол-стол ул-ул-ул-стул ел-ел-ел-висел

ал-ал-ал-вокзал ол-ол-ол-волейбол ёл-ёл-ёл-осёл

ил-ил-ил-возил ёл-ёл-ёл-новосёл ил-ил-ил-катил

ёл-ёл-ёл-котёл ил-ил-ил-копил

5. Запомни, повтори слова

пенал-бокал-вокзал-канал

волейбол-футбол-баскетбол-стол

козел-осел-котел-новосел

(взрослый 4 раза меняет порядок слогов)

6. Заучи чистоговорку, проговори 5 — 10 раз

Ал-ал-ал-пенал на пол упал,

ол-ол-ол-пенал упал на стол,

ул-ул-ул-пенал упал на стул,

ыл-ыл-ыл-Павел пенал забыл.

7. Назови слова со звуком Л из этой чистоговорки + выдели ударный слог.

8. Составь схемы слов: пел упал стол

9. Вставь пропущенные слова в предложения (слова для вставок см. в упр.4)

Павел ходил купаться на ………... Павел любил …………. Больному сделали …………... Павел сел за ……….. Павел сено ……….. Павел яму ………. Павел сено на возу …….. На поляне пасётся ……….

10. Раскрась (заштрихуй) букву Л.

Занятие 3

1.Артикуляционная гимнастика и пальчиковая разминка

2. Произнеси звук Л-Л-Л многократно и отрывисто

3. Запомни, повтори слоги

ал-ол-ул-ыл ол-ул-ыл-ал ул-ыл-ал-ол ыл-ал-ол-ул

ал-ул-ыл-ол ал-ыл-ол-ул ал-ол-ыл-ул ал-ул-ол-ыл

4. Проговори слова

балка Волга белка палка волны мелко галка колба вилка фиалка полка копилка скакалка ёлка бутылка гадалка иволга посылка галстук волк булка

5. Игра «1 — 2 — 5″ — иволга, волна, галстук

6. Вставь пропущенные слова (найди их в упражнении 4)

«С своей волчихою голодной выходит на дорогу ……….».

На подоконнике цветёт ……..

С ёлки на ………… скачет ……….

Павел послал бабушке …………...

«Издалека долго течёт река ………..

«Там о заре прихлынут …………...»

В лесу поёт звонкую песню ……….

На столе стоит пустая ……….

волк фиалка белка

посылка Волга волна

7. Работа с кассой букв (кубиками)а) замени гласную букву, чтобы получились новые слова

б(е)лка — б()лка — б()лка п(а)лка — ()алка — ()алка

Занятие 4

1.Артикуляционная гимнастика и пальчиковая разминка

2. Произнеси звук Л-Л-Л многократно и отрывисто

3. Вспомни слова из занятия 3, упражнение 4 - игра «Телеграф» (деление слов на слоги).

4. Вставь пропущенную букву Л в слова

га.стук ко.готки ву.кан ба.кон по.день мо.ния во.ки со.дат ко.баса ха.ва со.нышко иго.ка

5. Игра «ПУТАНИЦА» — скажи правильно

Павел, галстук, магазин, купил, в - Павел купил галстук в магазине.

Павел, балкон, на, стоял -

Павел, галстук, новый, надел -

Павел, небо, молния, в, увидел -

Павел, ёлка, зал, в, поставил -

Павел, халва, Ольга, угостил -

Павел, хлеб, колбаса, с, ел -

небо, солнышко, в, ясное, полдень, в, светило —

6. Игра «2 — 7 — 9″ — солдат, молния, волк.

7. Подбери из текста родственные слова к слову ВОЛК. Перескажи текст.

В лесу живёт волк со своею волчихой. Сам волчище большой и сильный. Волчица поменьше. в волчьем логове у них семь маленьких волчат. самого маленького волчонка поймал охотник. Он назвал его волчок — лесной бочок.

8. Запомни, повтори волк — волчица — волчата — волчий

9. Изменение предложения по образцу

Михаил повяжет галстук. — Михаил повязал галстук.

Павел ходит на футбол. -

Михаил забивает гол. -

Нил поймает галку. -

Павел купит колбасу и халву. -

Михаил стоит на балконе.

- Павел увидит вулкан. -

10. Закончи слова (4 — 7 слов)

КОЛ -

11. Придумай начало слов

- к — на — га —ан

— шебник — осы

12. Рассмотри и назови картинки. Определи место звука Л в словах. Нарисуй схему слова.

 

Занятие 5

1.Артикуляционная гимнастика и пальчиковая разминка

2. Произнеси звук Л-Л-Л многократно и отрывисто

3. Произнеси слоги и слова

ла-ла-ла-лак ла-ла-ла-лама ла-ла-ла-лампа

ла-ла-ла-лапа ла-ла-ла-ласточка ла-ла-ла-лакомка

ла-ла-ла-лакей ло-ло-ло-лом ло-ло-ло-лоб

ло-ло-ло-лось ло-ло-ло-логово

ло-ло-ло-лодка ло-ло-ло-локоть ло-ло-ло-локон

лу-лу-лу-луг лу-лу-лу-лук

лу-лу-лу-луна лу-лу-лу-лужа

лы-лы-лы-лысый лы-лы-лы-лыжи

лы-лы-лы-лыко лы-лы-лы-лыжник

Лы́ко — луб молодой липы и других лиственных деревьев. Применяется в изготовлении рогожи, лаптей и иной утвари. Первые упоминания о лыке в русских источниках относятся к XII—XIII вв

4. Произнеси слоги с изменением ритмического рисунка

ла-ла - ла-ла-ла ло-ло - ло-ло-ло лу-лу - лу-лу-лу

лы-лы - лы-лы-лы

ла-ла-ла - ла-ла ло-ло-ло - ло-ло лу-лу-лу - лу-лу

лы-лы-лы - лы-лы

5. Игра «10 — 8 — 2″ — лось, ласточка, лосиха, лосёнок.

6. Запомни, повтори

луна-лампа-локоть-логово лама-лодка-лук-лакомка

лось-ласточка-локоны-лопата

(взрослый 4 раза меняет порядок слов)

7. Образуй родственные слова ЛОСЬ

8. Вставь пропущенные слова в предложения

……- огромный лесной красавец. Ростом …. больше двух метров. Ноги у ……. стройные высокие, почти белого цвета. Особенно красивы у …… рога. Зимой ……. теряют свои великолепные рога. Вырастают они у …… только летом. А …….. совсем безрогие. У ……. обычно один маленький ……... У …….. вырастают рога только к двум годам. Питаются ……. травой, ветками, корой деревьев …….. очень быстро бегают и хорошо плавают. ……… рога высоко ценятся.

Слова для вставок: ЛОСЬ, ЛОСИ, ЛОСИХА, ЛОСЁНОК, ЛОСИНЫЕ, ЛОСЯТА.

9. Составь схемы слов ЛОСЬ, ЛОСИ, ЛОСИХА, ЛОСЁНОК.

10. Закончи слова (4 — 6 слов) ЛА - ЛО - ЛУ -

11. Напечатай самостоятельно слоги ЛА, ЛУ, ЛО, ЛЫ.

 

Занятие 6

1.Артикуляционная гимнастика и пальчиковая разминка

2. Произнеси звук Л-Л-Л многократно и отрывисто

3. Проговори слоги и слова

ла-ла-ла-булавка ла-ла-ла-акула ла-ла-ла-пиала

ла-ла-ла-юла ла-ла-ла-пила ла-ла-ла-палатка

ла-ла-ла-салат ла-ла-ла-халат ло-ло-ло-болото

ло-ло-ло-головка ло-ло-ло-полоска ло-ло-ло-колонна

ло-ло-ло-колонка ло-ло-ло-солома ло-ло-ло-солонка

ло-ло-ло-колодец лу-лу-лу-белуга лу-лу-лу-шалун

лу-лу-лу-валун лу-лу-лу-тулуп лу-лу-лу-голубка

лы-лы-лы-волы лы-лы-лы-вилы лы-лы-лы-полынь

лы-лы-лы-малыш лы-лы-лы-улыбка лы-лы-лы-столы

4. Запомни, повтори слова

акула-белуга-улыбка-болото

палатка-халат-тулуп-солома

пиала-салат-столы-солонка

(взрослый 4 раза меняет порядок слов)

5. Игра «2 — 8 — 10″ — улыбка, пиала, пиалка.

6. Подбери начало слов (4 — 6 слов)

- лат — ла — лот

7. Заучи (проговори 5 — 10 раз), отгадай загадку и назови слова со звуком Л из неё.

Вот иголки и булавки

Выползают из — под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят.

8. Внимательно послушай рассказ «Хотела галка пить» и запомни слова на Л. Перескажи рассказ.

9. Измени предложения по образцу

Галка хочет пить. — Галка хотела пить.

Галка скачет возле кувшина. -

Галка кидает камешки в кувшин. -

Вода поднимается всё выше. -

Галка пьёт воду. -

Галка напьётся воды. -

10. Вспомни и назови слова со звуком Л из рассказа.

11. Нарисуй иллюстрацию (рисунок) к рассказу.

Занятие 7

1.Артикуляционная гимнастика и пальчиковая разминка

2. Произнеси звук Л-Л-Л многократно и отрывисто

3. Проговори слоги с изменением ударения

ЛА-ла-ла ЛО-ло-ло ЛУ-лу-лу ЛЫ-лы-лы

ла-ЛА-ла ло-ЛО-ло лу-ЛУ-лу лы-ЛЫ-лы

ла-ла-ЛА ло-ло-ЛО лу-лу-ЛУ лы-лы-ЛЫ

4. Проговори слова (по 2-3 раза). Игра «Телеграф».

молоть белый колоть смелый полоть спелый молотить малый полоскать алый ласкать умелый баловать удалой целовать светлый улыбаться весёлый

5. Игра «10 — 7 — 2″ — смелый солдат, светлое одеяло, спелая дыня.

6. Запомни, повтори слова

смелый солдат — белый голубь — светлое одеяло — спелая дыня

(взрослый 4 раза меняет порядок слов).

7. Заучи чистоговорку (проговори 5 — 10 раз)

Всё бело,бело, бело!

Много снегу намело.

Вот весёлые деньки!

Все на лыжи и коньки!

Белый снег, белый мел,

Белый заяц тоже бел.

А вот белка не бела, Белой белка не была.

8. Назови слова на звук Л из этих чистоговорок.

9. Образуй признаки по образцу

спеть — спелый (плод) голод — голодный (волк)

уметь — …………(человек) холод — ……………(молоко)

устать — ………..(бабушка) тепло — …………….(одеяло)

колоть — …………(лёд) весело — …………..(котёнок)

молоть — ………..(кофе) свет — ………………(пальто)

баловать — ………(девочка) голос — ……………..(петух)

10. Подбери предметы к признакам

белый (снег) белая (блуза) белое (одеяло)

голубой ……… голубая …….. голубое ………

толстый …….. толстая …….. толстое ………

молодой …….. молодая ……. молодое ………

алый ………… алые ……….. алая ………….

смелый …….. смелая ……… смелое ……….(животное)

спелый …….. спелая ……… спелое ………..

холодный …….(ветер) холодная ……(погода). холодное ……..(сердце)

весёлый …….. весёлая ……..(ночь) весёлое ……….(путешествие)

11. Спряжение в прошедшем времени по образцу:

полоть молодой лук

улыбаться смелому водолазу (солдату)

полоскать светлое одеяло в холодной воде

(Я полоскал светлое одеяло в холодной воде, ты…., он …., она …., мы …., вы ……, они…..).

12. Повтори чистоговорки на Л (занятие 1, занятие 2,занятие 6).

13. Игра "Найди предметы со звуком Л". Определи место звука Л в слове.

Занятие 8

1.Артикуляционная гимнастика и пальчиковая разминка

2. Произнеси звук Л-Л-Л многократно и отрывисто

3. Запомни, повтори слоги

ла-ло-лу-лы ло-лу-лы-ла лу-лы-ла-ло лы-ла-ло-лу

4.Назови птиц со звуком Л (галка, ласточка, сокол, голубь, соловей, иволга, щегол, дятел) и нарисуй схему слов.

5. Повтори рассказ «Хотела галка пить».

6. Игра «2 — 8 — 10″ — ловкая галка, белый голубь, голосистый соловей.

7. Спряжение в прошедшем времени:

Ловить голубей и галок.

Слушать голосистого соловья.

(я…, ты…, он…., она…., мы…, вы…., они….)

8. Образуй родственные слова ГАЛКА - ГОЛУБЬ - СОЛОВЕЙ -

9. Заучи чистоговорку (проговори 5 — 10 раз) и назови слова на звук Л.

Дятел жил в дупле пустом,

Дуб долбил, как долотом.

День долбил, два долбил -

В небо клювом угодил.

10. Составь схемы слов ГАЛКА, ДЯТЕЛ, ЩЕГОЛ.

11. Игра «СОЛОВЕЙ И ЛАСТОЧКА» — образуй слова по образцу

петь — соловей пел — ласточка пела

заливаться -

летать -

клевать -

ловить (мошек) -

пить (воду) -

вить (гнездо)-

сидеть (на ветке) -

12.

 

Занятие 9

1.Артикуляционная гимнастика и пальчиковая разминка

2. Произнеси звук Л-Л-Л многократно и отрывисто
3. Вспомни слова на звук Л в начале, середине и конце слова (запишет взрослый) + игра «Телеграф» с выделением ударного слога. ЛУЖА ПАЛКА БОКАЛ

4. Заучи чистоговорку (проговори 5 — 10 раз)

Заяц белый, заяц белый!

Ты куда за лыком бегал?

Заяц белый отвечал: -

Я не бегал, я скакал!

5. «Какой заяц?» (подбери подходящие признаки к зайцу, а взрослый запишет)

ловкий глупый лысый белый лохматый вислоухий

полосатый слабый удалой смелый славный малый

6. Игра «Скажи дальше» — распространение предложения по образцу

Заяц скакал. Лось бегал. Волк охотился.

а) Заяц белый скакал.

б) Заяц белый скакал за лыком.

в) Заяц белый скакал за лыком зимой.

г) Заяц белый скакал по лесу за лыком зимой.

7. Измени слова (действия) по образцу — игра «Эхо».

бегать — бегал (волк), бегала (волчица)

скакать -

пить -

петь -

ловить -

ломать -

умываться -

писать -

улыбаться -

одеваться -

положить -

8. Игра «Зоосад». Подумай и подбери зверей в зоосад, в названиях которых есть звук Л (запишет взрослый) + схема слова.

и т.д.

Занятие 10

1.Артикуляционная гимнастика и пальчиковая разминка

2. Произнеси звук Л-Л-Л многократно и отрывисто

3. Произнеси слоги и слова

сла — сла — сла — Слава сло — сло — сло — слово

слы — сслы — слы — ослы

сла — сла — сла — слабый сло — сло — сло — слоги

слы — сслы — слы — послы

сла — сла — сла — славный сло — сло — сло — слой

слы — сслы — слы — слышать

сла — сла — сла — сладкий сло — сло — сло — слойка

слу — слу- слу — слуги

сла — сла — сла — славяне сло — сло — сло — слон

слу — слу- слу — слух

сла — сла — сла - несла сло — сло — сло - масло

слу — слу — слу — случай

4. Запомни, повтори слоги

сла — сло — слу — слы асл — осл — усл — ысл

зла — зло — злу —злы азл — озл — узл — ызл

сло — слу — сслы — сла осл — усл — ысл — асл

зло — злу — злы — зла озл — узл — ызл — азл

слу — слы — сла — сло усл — ысл — асл — осл

злу — злы — зла — зло узл — ызл — азл — озл

слы — сла — сло — слу ысл — асл — осл — усл

злы — зла — зло — злу ызл — азл — озл — узл

5. Игра «10 — 8 — 2″ - смелый слон, молодая слониха, весёлый слонёнок, маленький слоник.

6. Составь схемы слов СЛОН, СЛОНИХА, СЛОНЁНОК, СЛОНИК.

7. Заучи чистоговорку, проговори 5 — 10 раз

Головой кивает слон -

Он слонихе шлёт поклон.

Спит в углу моя слониха,

Двое маленьких слонят



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: