«Сидим с шофёром рядом..»
«К нам идёт бычок..»
2стюардесса: К. Д. Ушинский писал:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». Как вы думаете, о какой технологии пойдёт речь дальше?
-Эта технология называется моделированием или мнемотехникой. Об этой технологии знают все, но применяют её единицы.
1стюардесса: Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование моделей, мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Применение моделей, мнемосхем, помогает ребёнку в обогащение связного высказывания.
2стюардесса:
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.
Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы).
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовый план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
1стюардесса: Мы вам тоже хотим предложить составить мнемотаблицу по стихотворению, а педагоги, сидящие на другом ряду попробуют прочитать это стихотворение по составленной мнемотаблице.
|
Составление педагогами мнемотаблиц по заданному стихотворению.
На дворе | звенит | капель, |
по полям | бежит | ручей, |
на дорогах | лужи. | Скоро выйдут |
муравьи | после | зимней стужи. |
Пробирается | медведь | сквозь |
лесной | валежник. | Стали птицы |
песни | петь, | И зацвёл подснежник. |
2стюардесса: С заданием все справились. Наш полёт продолжается. Ещё одна технология, которую применяют для развития речи называется «Синквейн»
Может кто-то знает эту технологию?
Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские стихи — хоку (хайку). Это маленький стих, состоящий из трёх строк без рифмы, лирическое стихотворение, отличающееся краткостью, которое читается очень медленно.
Например:
На голой ветке / ворон сидит одиноко. / Осенний вечер.
1стюардесса: Синквейн несёт определенную эмоциональную окраску. Составляя синквейн, каждый его составляющий реализует свои умения и способности. Если синквейн составлен по правилам, то он обязательно получится эмоциональным.
Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи.
Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.
|
Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.
2стюардесса:
Правила составления синквейна:
1. Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
2. Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
3. Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
4. Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
5. Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.
Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.
1стюардесса:
Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!
Развивается интерес к окружающему миру, развивается речь, мышление, память…..