Практическое занятие 3. СОВРЕМЕННОЕ ГОРОДСКОЕ ПРОСТОРЕЧИЕ




ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭТНОЛИНГВИСТИКА»

Практическое занятие 2. ТИПЫЯЗЫКОВЫХ СОСТОЯНИЙ

КАК ОБЪЕКТ ЭТНОЛИНГВИСТИКИ

ПЛАН:

1. Национальный язык.

2. Устные формы языковых состояний.

3. Письменные формы языковых состояний.

 

ЗАДАНИЯ:

 

1. Проанализировать этнографический очерк Ф. М. Решетникова «Подлиповцы». Определить тип языкового состояния и его особенности:

- Ишь ты! – сказал Пила и стал щупать мальчика. – Помер. – Кто? – спросил Сысойко. – Парень. – Ну и ланно… А девка-то? – спросил Сысойко и высунул голову с полатей. Пила вытащил за ноги и девушку. Она была мертвая… - Сысойко, гли! Сысойко плохо видел с полатей. – А што, померла? – Слеп ты, што ли? Гляди, убита! – Врё?! Пила положил мальчика и девушку на лавку и долго смотрел на них жалобно. – Слышь, Сысойко, ты убил девку-то? – А пошто? – Право, ты? – Цуцело ты, Пила! Што я, медведь, што ли, эк ты!.. В избу прибежал Павел. – Апроська зовет! Ись, бает, хочу. – А ты что? Нету, што ли, картошки-то? – Молока просит. – Поди подой корову-ту. – Я доил, да нету молока-то… Родить тожно хочет.

 

2. Проанализировать отрывок из сказки С. Г. Писахова «Апельсин». Определить тип языкового состояния и его особенности:

Да вот на прежней ширине реки ехал я вечером на меленьком пароходишке. Река спокойнехонька, воду прогладила, с небом в гляделки играт – кто кого переглядит. И я на это загляделся. Еду, гляжу, а сам апельсин чишшу и делаю это дело мимодумно. Вычистил апельсин и бросил в воду, в руках тольбко корка осталась. При солнешной тиши да яркости я и не огорчился. На гладкой воде место заприметил. Потом, как семгу ловит выеду, спутье не спутье, а приверну к апельсиновому месту поглядеть, что мой апельсин делат? Апельсин в рост пошел: знат, что мне надо скоро, - растет-торопится, ветками вымахиват, листиками помахиват. Скоро и над водой размахался большим зеленым деревом и в цвет пустился. И така ли эта была распрекрасность, как кругом – вода, одна вода, сверху – небо, посередке – апельсиново дерево цветет!

 

3. Проанализировать отрывок из сказки С. Г. Писахова «Девки в небе пляшут». Определить тип языкового состояния и его особенности:

Перед самой японской войной задумали наши девки да робята гулянку в небе устроить… Вот вызнялись девки в гал. Все разряжены в штофниках, в золотых коротеньких, в золотых жемчужных повязках на головах. Ленты на шелковы шали трепешшутся, наотмашь лерят. Все наряды растопырились, девки расшеперились… Девки гармониста с собой взяли. По прозвишшу Смола… смола гармонь раздернул и почал зажаривать ходову плясову… а моя-то баба, на пляс натодельна, в алом штофнике с золотыми позументами выше всех выгалила, да вприсядку в небесном-то кругу пошла. И у нас на земле пляс. Не отступам, по-хорошему ногами кренделя откалывам.

 

Практическое занятие 3. СОВРЕМЕННОЕ ГОРОДСКОЕ ПРОСТОРЕЧИЕ

ПЛАН:

1. Просторечие как историческая и социальная категория.

2. Характерные черты современного городского просторечия.

3. Просторечие и язык художественной литературы.

4. Просторечие и словари.

 

ЗАДАНИЯ:

1. Проанализировать отрывок из очерка В. А. Гиляровского «Обреченные». Определить тип языкового состояния и его особенности:

- А вы давно здесь живете?

- Почитай, шестой год по заводам странствую. Летом зимогорю по пристаням, а на зиму либо к Охромееву, либо к Свинчаткину, либо сюда… Опять на эти заводы завсегда народ нужен, потому мужик сюда мало идет вреды боится; а уж если идет какой, так либо забулдыга, либо лентяй, либо никакого другого места не найдет. Здесь больше отпускной солдат работает али чиновник, ежели ему некуда боле пристроиться… вот, супротив вас, на нарах долговолосый лежит – чиновник-пропойца, три года.. здесь около шляется. Секлетарем наши его зовут. Получит жалованье. Пропьет, опять живет, да и куда ему идти? На службу не годится, в другую работу – силенки мало, вот и околачивается…

- Семья у вас?

- Какая семья у солдата! Жена была в мужиках-то. В службу отдали, 11 годов отслужил, воротился домой – ни кола, ни двора. Жена все прогуляла без меня, да я и не сержусь на нее…

 

2. Проанализировать отрывок из сказа Н. С. Лескова «Левша». Определить тип языкового состояния и его особенности:

Но только пришли в самую последнюю комнату, а тут стоят их рабочие в тужурных жилетках и в фартуках и держат поднос, на котором ничего нет. Государь вдруг удивился, что ему подают пустой поднос. – Что это такое значит? – спрашивает; а аглицкие мастера отвечают: - Это вашему величеству наше покорное подношение… Изволите видеть сориночку? Государь посмотрел и видит: точно, лежит на серебряном подносе самая крошечная соринка. – Извольте пальчик послюнить и ее на ладошку взять. – На что же мне эта соринка? – Это, - отвечают, - не соринка, а нимфозория. – Живая она? – Никак нет, - отвечают, - не живая, а из чистой из аглицкой стали в изображении блохи нами выкована, и в серединке в ней завод и пружина. Извольте ключиком повернуть: она сейчас начнет дансе танцевать… Подали мелкоскоп, и государь увидел, что возле блохи действительно на подносе ключик лежит. – Извольте, - говорят, - взять ее на ладошечку – у нее в пузичке заводная дырка, а ключ семь поворотов имеет, и тогда она пойдет дансе…



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: